В условиях учебной, трудовой, игровой деятельности изменяется так же и общий характер эмоций.
На протяжении младшего школьного возраста, как правило, наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Восприятие, понимание чувств связаны с поддержанием взрослыми и сверстниками в выражении чувств. Доброжелательный стиль общения передается и ученику.
54 ВООБРАЖЕН! | Схема 27 1Е МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА | |||
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ | 1-Й КЛАСС | 2-Й КЛАСС | з-й КЛАСС | 4-й КЛАСС |
| Воображ ных дета | аемый образ из отдель-лей-фрагментов | Способны связывать отдельные части образа | |
Незначи имеющи | тельная переработка хся представлений | Управляемость процесса воображения | ||
Образы воображения | Расплыв неясное' сится мн него | чатость, гь. Вно-ого лиш- | Дополнительных деталей не вносится | Более точные и определенные |
В образе отражается (деталей) | 2- | -3 | З-Ч | 4—5 |
Переработка образов | Незначи | гельная | Может изме линия расск ловность | Более обобщенный и яркий образ няться сюжетная аза, вводится ус- |
Опора образа | Ь на осно ретного та, деист | оссоздан ве конк-предме- 'ВИЯ | ие словесной | ситуации: на основе слова мысленный образ |
С возрастом воображе! процессом, и образы егс ности ребенка | тае становится все более управляемым > возникают в связи с задачами деятель- |
В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Жизнерадостность и непосредственность учащихся дает возможность учителю быстро выявить индивидуальные особенности чувств и соответственно на них реагировать. Эмоционально стабильные ученики
55
обычно положительно относятся к учебе, тогда как при отрицательном отношении у детей наблюдаются тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность. С их стороны возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
Если в начальных классах наблюдаются частая несдержанность чувств, импульсивность, то с возрастом это постепенно проходит. Всё более осознанными становятся чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (схема 28, см. с. 55).
Развитие нравственных чувств
Развитие нравственных чувств в младшем школьном возрасте отображено на схеме 29 Осознанность и действительность нравственных чувств проявляются и формируются в поступках. Под влиянием учителя в совместной учебной, трудовой и игровой деятельности у учащихся появляется способность к сопереживанию. Учитель вызывает у ребенка жалость, сочувствие, симпатию, побуждает его к соответствующему поступку, приобретению им нравственного опыта.
Скелт 29
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА | ||||
Любовь к Родине | Чувство товарищества | Чувство дружбы | Чувство долга | Чувство чести |
Осознаются к 4-му классу | ||||
Осознанность и действенность нравственных чувств проявляются и формируются в поступках |
____&
Учитель с>
Появляется
способность
К сопереживанию
Коллектив
Поведение
Нравственный опыт
57 ЗАДАЧА 44. Студенты, которые помогали поднять упавшую вещь, чувствуют себя лучше из-за того, что оказали помощь. С детьми этого не происходит.
Дайте психологическое обоснование того, что у детей иные ощущения.
ОТВЕТ. Дети не получают такого удовольствия, как взрослые, от оказания помощи. Дети должны учиться сопереживать другому человеку. Должны учиться видеть окружающее с точки зрения другого человека. Происходит это постепенно. С увеличением возраста альтруизм возрастает — обычно к подростковому возрасту. Больше начинают оказывать помощь другим люди счастливые и в хорошем настроении. «Хорошее настроение — хорошие поступки». При словесном одобрении поступков детей их альтруизм возрастает.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.