ОТВЕТ. Петя в свои неполные 7 лет готов выполнять посильные задания, но лишь постольку, поскольку предложены учителем: авторитет его абсолютен. Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьба поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы.
ЗАДАЧА 6. Маме Вани (7 лет) часто приходилось говорить сыну: «Делай так, как я тебе говорю».
Почему маме приходилось говорить сыну часто эти слова?
ОТВЕТ. Это может быть в тех случаях, когда мама требует беспрекословного выполнения ее указаний без объяснения способов выполнения действия. Ваня не научится осознавать необходимость выполнения того или иного действия. В результате у Вани не сформируется самостоятельность, инициативность и другие качества.
ЗАДАЧА 7. Родители младших школьников часто испытывают двойственное чувство в оценке поведения своих детей:
— с одной стороны, леность, нежелание делать уроки;
11 — с другой стороны, оправдание его тем, что он еще маленький, не понимает, для чего ему нужны знания,
Каким должно быть поведение родителей?
ОТВЕТ. Наивно ожидать, что все встанет на свои места в более старшем возрасте. Необходимо вскрыть причины этого явления. Может быть не сложились отношения с учительницей или с классом, отсутствуют внутренние стимулы, интерес и т.д. Важно создать определенную мотивацию учения.
Учебная деятельность младшего школьника (схема 5) — ведущая деятельность, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер. В процессе учебной деятельности происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль).
Компонентами учебной деятельности являются: учебные задачи, учебные действия, действия контроля, действия оценки (по Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову).
Учебная задача направлена на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач или общего способа выделения свойств понятий.
Основной целью учебной работы является воспроизведение младшими школьниками образцов общих способов решения задач. Учитель создает такую учебную ситуацию, при которой ученику необходимо искать общий способ решения всех конкретно-практических задач данного класса.
Работа учащихся в учебной ситуации складывается из учебных действий разного типа: предметных, умственных, сравнения, сопротивления, моделирования и др. Знание способов действий придает деятельности смысл, ставит ученика в позицию деятеля, развивает у него интерес к учению. Полноценное обучение младшего школьника начинается тогда, когда он учится, овладевает учебной деятельностью.
Действие контроля есть действие сличения, соотношение учебных действий с образцом, который задается учителем.
Схема 5
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЯЗЯТЕЛЬНАЯ | ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ | ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ | СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ |
Компоненты учебной деятельности
Строится с учетом познавательных сил и возможностей младших школьников
:О
Вооружает учащихся знаниями, навыками, умениями, которые повышают уровень развития детей
СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Знания | Навыки | Умения |
Полнота — глубина Осознанность—прочность Конкретность— обобщенность Обрывочность—систематичность Представления — понятия | Обеспечивают творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом | Специфические — используются на уроках по различным предметам. Обобщенные— используются при выполнении любой деятельности. |
Навыки: • счета • чтения • письма и др. | ||
Начало усвоения системы научных понятий | ||
Развернутость их освоения | ||
Увеличение удельного веса теоретического содержания — необходимое условие развивающего обучения | ||
Перенос и интерференция навыков | Умения: • планировать свою работу • анализировать задачу • наблюдать • работать с текстом и др. |
Кроме контроля по результату младший школьник овладевает пооперационным и перспективным (планирующим) самоконтролем.
ЗАДАЧА 8. Почему необходимо ученика учить действию контроля?
ОТВЕТ. Без контроля нельзя полноценно развернуть учебную деятельность.
Недостаточно контролировать работу только по конечному результату. Ученику необходимо научиться контролировать правильность каждой операции.
Ученик оценивает, насколько освоен им способ решения задачи, какие операции отработаны, а какие — нет. Это важно для формирования учебной деятельности и внимания.
Действия оценки отличаются от отметки. Последняя включает в себя конечный результат выполненной работы по 5-балльной системе.
Действие оценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.
ЗАДАЧА 9. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры для младших школьников — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми.
Для чего учитель задает ориентиры критериев отметки? Оценки?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.