Труд младшего школьника (схема 9) приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые (семья и школа). Их задача — добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда, приобщить его к общественной сущности, развивая гражданские качества будущего гражданина.
Реализация развивающего обучения в процессе трудового обучения способствует формированию важнейших психических новообразований: абстрактного мышления, произвольной деятельности, внутреннего плана действии, самоконтроля, самооценки.
На уроках труда важно воспитание положительного отношения к труду, создание положительных мотивов и побуждений. При формировании общественных мотивов ученик должен знать, что он делает и с какой целью. Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы. Чаще это происходит при конструировании, аппликации.
Оценки результатов труда учителем важнее оценок сверстников. Учитель поддерживает и развивает чувства, связанные с успешно выполненной работой. От личности учителя зависят эмоциональное благополучие и формирование положительного отношения к труду.
Трудиться побуждают: радость труда, удовлетворенность от сделанного своими руками, от хороших результатов труда и того, что он помогает взрослым. Ведущими становятся общественные мотивы, которые подчиняют все остальные.
30 Схема 9 ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Труд младшего школьника принимает характер развернутой деятельности
Труд связан с общими задачами
семьи ---- и ---- школы
*^> развивают: <Р
•О- положительное отношение к труду; I ,__--------
Общественно •О- самостоятельность и целеустремленность;
^ •' ? полезный труд •v" умственную активность I----------
1> приобщают: <Р к общественной сущности труда, развивая гражданские качества
В трудовой деятельности должна быть реализована идея развивающего обучения | ||||||
Будет происходить формирование важнейших психологических новообразований | ||||||
Абстрактное мышление | Произвольность действий | Внутренний план действий | Самоконтроль | Самооценка | ||
Формировать положительное отношение к труду! | ||||||
•Ф" Необходимость знания того, что делает ученик и с какой целью. •0- Коллективность работы формирует способы совместной деятельности (при конструировании, аппликации и др.). •у- Оценка учителя важнее оценки товарищей (от личности учителя зависят эмоциональное благополучие и формирование положительного отношения к труду) | Мотивация: >• общественные мотивы (ведущие); >• познавательный интерес; >• интерес к процессу труда, а затем к его результату Побуждают трудиться: >• радость труда; 5* удовлетворенность от сделанного своими руками; >• удовлетворенность от хорошего результата труда; >• удовлетворенность от помощи взрослым | |||||
Чувства, связанные с успе поддерживают ---- семья ---- и | шно выполненной работой, - и ---- развивают ---- школа | |||||
Схема 10 ПРЕОБЛАДАНИЕ КОНКРЕТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Обучение планированию
работы и нахождение путей
и средств ее реализации
| Формирование контроля на основе знания и мышечного чувства | ' | |
Совместно с учителем с^> Самостоятельная деятельность по плану С опорой на наглядность с^ Действие по внутрен--х-~\. нему представлению «С^ инструкционная ^> ^^---ч. карта .^^ | |||
Руководящая роль учителя | Развитие самостоятельности | ||
Усложнение изделий | |||
| |||
Формирование абстрактного мышления | |||
| |||
Воспитание трудолюбия, чувства ответственности за проделанную работу |
Развитие младших школьников в процессе трудового обучения (схема 10).
При организации трудовой деятельности первоклассников очень важно учитывать то, что у них преобладающим является конкретно-образное мышление.
Успешное развитие абстрактного мышления обеспечивается на основе перевода внешних действий в план внутренний. При этом важно обучить планированию своей работы и нахождению путей и средств реализации поставленной цели. Самоконтроль формируется в процессе деятельности на основе зрения и мышечного чувства.
Учитель руководит деятельностью учащихся, развивает их самостоятельность. В начале планирование осуществляется ими под руководством учителя, затем самостоятельно. Большую помощь учащимся оказывают учебно-инструкционные карты, в которых в предметно-наглядной форме указаны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение задания на каждом этапе работы. Обучение планированию, составлению чертежей, пооперационным действиям развивает у младших школьников произвольность психических процессов, способность действовать последовательно, целеустремленно.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.