Действительно ли это причины плохой успеваемости учащихся?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОТВЕТ. Названные причины не являются таковыми, они есть следствия того, что у ребенка возникли проблемы в усво­ении учебного материала, какие-то препятствия.

ЗАДАЧА 33. Ученик сидит на уроке и смотрит в окно. Учитель это видит и призывает: «Петя, прекрати смотреть в окно. Слушай внимательно».

Правомерны ли такие призывы учителя?

ОТВЕТ. Нет, не правомерны. Ученик может перестать смот­реть в окно, но слушать то, что он не понимает, да еще внима­тельно... он не сможет.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на объекте изучения. А сосредоточиться на том объекте, которого не понимает ученик, невозможно. Когда ученик слышит слова, которые не понимает, то он и не смо­жет сосредоточить на них свое внимание. Становится рас­сеянным. А это не причина невнимательности, а результат непонимания.

38 ЗАДАЧА 34. Младшим школьникам очень трудно сосре­доточивать внимание на непонятном сложном материале.

В чем причина?

Как должен решать этот вопрос учитель?

ОТВЕТ. У младших школьников еще преобладает непро­извольное внимание, которое может быть сосредоточено на объектах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, звучное, интересное, в движении, в сравнении и т.д.

Поэтому учебный материал учитель подает таким об­разом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действи­ями.

Важно, чтобы ученик сам ставил цель и контролировал свои действия.

Научиться контролировать свои действия — значит разви­вать произвольное внимание.

Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего 10—20 минут.

ЗАДАЧА 35. Исследовались особенности внимания млад­ших школьников. Выявлено большое разнообразие их вни­мания.

Какие индивидуальные особенности внимания должен учитывать учитель младших классов?

ОТВЕТ. Индивидуальные особенности внимания младших школьников:

1.            Устойчивое, но слабо переключаемое внимание. Учени-

ки долго и старательно решают одну задачу, но с тру­дом переходят к следующей.

2.               Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также легко отвлекаемое на посторонние моменты.

3.            Хорошо организованное внимание, сочетаемое с малым

объемом.

4.           Легко отвлекаемое внимание. Ученики сосредоточивают

внимание не на изучаемом предмете, а на чем-то дру­гом — на своих мыслях, не связанных с учебой, ри­сованием и т.д.

5.                        Устойчивое непроизвольное внимание. Ученики сосре­доточивают внимание на интересных особенностях изу­чаемого материала.

39 Восприятие

Хотя произвольность восприятия формируется уже в дош­кольном возрасте, младшие школьники не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет (схема 14).

Схема 14

Восприятие младшего школьника определяется особенностя­ми самого предмета

<у- замечают не главное, а то, что бросается в глаза, </• часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета

II—2-е классы — слабая дифференцированность вос­приятия (слитность)

путают предметы, сходные в том или ином отно­шении;

сшпуативность восприятия: узнают предметы в привычном для них положении

Большая эмоциональность восприятия

наглядное, яркое, .-живое воспринимают очень эмоционально

Постепенно младшие школьники овладевают техникой вос­приятия, наблюдением, учатся смотреть, выделять главное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится рас­члененным и превращается в целенаправленный, управля­емый, сознательный процесс.

Память

Большие изменения происходят в процессах памяти млад­ших школьников (схема 15).

Они начинают выделять, осознавать мнемическую задачу. Формирование приемов осмысленного запоминания показано на схеме 16.

Воспроизведением младшие школьники начинают поль­зоваться при заучивании наизусть.

40 Слано 15

ЗАПОМИНАНИЕ

Непроизвольное Произвольное
Играет большую роль в учеб­ном процессе Еще не сформировано Формируется

На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания

Увеличивается объем запоми­нания интересных текстов, ска­зок Увеличивается осмысленность запоминания В 1-м классе: недостаточность самоконтроля: -0" количественная сторона по­вторения (сколько задано); О на уровне узнавания
  Показателем произвольности служат приемы запоминания

Схема 16

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОСМЫСЛЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

1          — многократное прочитывайте;

2      - чередование прочнтывания с воспроизведением;

3       - возвращение к прочитанным частям текста с целью уясне-

ния их содержания;

4       - мысленное припоминание прочитанного, когда чтение тек-

ста полностью еще незакончено;

5        - составление развернутого и свернутого плана;

6       - выделение смысловых единиц и группировка материала (объ-

единение и соподчинение его основных компонентов, расчле­нение посылок и выводов, сведение отдельных данных в таб­лицу и т.д.);

7       - переход от одних элементов текста к другим и сопоставл.е-

ние их;

8       - оформление результатов группировки в виде письменного

плана.

41 •$• Воспроизводят с опорой на текст.

•ф- К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с напряжением.

С возрастом дети при воспроизведении учебного материа­ла усиливают его мыслительную обработку в плане система­тизации обобщения. В результате они воспроизводят матери­ал более свободно и связно.

Конкретно-образный характер памяти младших школь­ников проявляется особенно в сопоставлении, делении тек­ста на части. В процессе общего развития память становится более управляемой. Память обогащается и замещается мыш­лением. Развивается произвольное запоминание, хотя непро­извольное сохраняет своё значение: в зависимости от усло­вий и мотивов каждый из видов запоминания может быть продуктивным.

ЗАДАЧА 36. Исследованиями установлено, что младшие школьники могут успешно запоминать и воспроизводить не­понятный им текст.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 352.