Как только ребенок пришел в класс, он уже школьник; он занимает новую социальную позицию.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющие мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее теряет свою главенствующую роль в развитии личности.
В зависимости от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе могут быть фазы кризиса у детей 6—7 лет (схема 2).
Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут в нее с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношения с товарищами, распорядка дня (схема 3).
Большинство учащихся адаптируется быстро, но есть дети «группы риска», испытывающие трудности в обучении. В приложении 1 даются психодиагностические таблицы (по С.В. Вахрушеву, научный руководитель проф. А.Ф. Ануфриев).
Схема 2
ФАЗЫ КРИЗИСА У ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ
ДОКРИТИЧЕСКАЯ | КРИТИЧЕСКАЯ | ПОСЛЕКРИТИЧЕС-КАЯ | |
У первоклассника, рано поступившего в школу | |||
• v - Ребенок очень удовлетворен игрой | •v- Ребенок приходит в 1-й класс без сформированных предпосы- | •v* Ребенок вынужден наравне с учебой занимать- | |
•Ф- Субъективное стремление к школе (результат подготовки) без объективных предпосы- | лок перехода от игры к учебной деятельности •v- Получая 1-е замечание, переживая неуспех в учебной дея- | ся игрой •v* Восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная | |
лок | тельности, тянется к | симптоматика | |
| игре •v- Ребенок переживает эмоционально-личностный дискомфорт | 4" Но отставание, начавшееся в 1-м классе, может накапливаться | |
| • v - В поведении ребенка: | •v- В результате: об- | |
| негативная симптома- | щая неуспевае- | |
| тика, направленная на | мость | |
| учителей и родителей | ||
У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу | |||
•v- Игра отходит на второй план •v- Ребенок тянется к продуктивно-значимой деятельности | •у> Ребенок готов к учебной деятельности (субъективно и объективно) •Ф- Формально переход к учебе запаздывает •О" Негативная симптома- | •v" С приходом в школу восстанавливается внутренний комфорт ребенка, а негативные симптомы исчезают | |
4- Возникает жела- | тика ребенка направ- | ||
ние стать школь- | лена на родителей | ||
ником |
| ||
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Ребенок плохо учится. 5. «Хроническая неуспешность».
2. Ребенок ленится.
3. Ребенок рассеян.
4. Ребенок неуправляем.
6. «Уход от деятельности».
7. Развитие ребенка по «игровому типу».
8. Развитие ребенка по типу негати-вистической демонстративности.
Схема 3
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ (обычно 4—7 недель)
1. Усвоение правил школьного режима:
•О- «обязанности» школьника;
•v- своевременность прихода на занятия;
•v- соблюдение школьного режима;
•ф- выполнение домашнего задания.
2. Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками:
$• недостаточное развитие общения и способности взаи-
модействия с другими детьми.
3. Усвоение правил взаимоотношений с учителем (взрослым):
4- неправильное восприятие ситуации урока, непонимание учителя, его профессиональной роли.
4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями:
•О- «личностное» пространство в семье;
•v- отношения с братьями и сестрами;
•v* стиль родительского поведе-
ния и взаимоотношения с ребенком.
5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам:
•О- высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. В результате: «Школа плохая», «Учитель злой» и т.д.
Трудности могут быть и у учащихся с «избыточной» педагогической готовностью. Это сильные учащиеся. Они хорошо считают, читают, пишут. Быстро выполняют задание. Но все чаще начинают отвлекаться, так как им трудно следить за сбивчивыми ответами других учащихся. У них обычно низкая волевая готовность. Без дела скучают, «отбывая» время. Без внимания учителя — выпадают из учебного процесса. Период адаптации сокращается, если ребенок хорошо подготовлен к школе, а школа готова учить, развивать, любить разных детей; принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личному росту. Важно, чтобы в такой школе учитель договаривался о нормах сотрудничества (приложение 2).
Важно обеспечить каждому ученику условия для его развития как самоизменяющемуся субъекту.
Быть таким субъектом — значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
В период обучения в начальной школе происходит освоение ребенком новых социальных ролей: школьника-«отлични-ка», «троечника», «лентяя», члена общественной организации и др. (схема 4).
С течением времени учебная нагрузка возрастает, но, если от ученика требуется познавательная самостоятельность, а он не видит реальных успехов своей работы, не научился преодолевать трудности, его отношение к учебе может измениться в худшую сторону.
Для того чтобы этого не произошло, необходимо развивать познавательные интересы к учебному материалу. А развитие этих интересов зависит от формирования у учащихся учебной деятельности как таковой.
ЗАДАЧА 1. Ребенок, придя в школу, попадает в более трудные для него условия. Он сразу же лишается привычного стиля общения со взрослыми.
Теперь взрослый ПРОТИВОСТОИТ ВСЕМ его порывам, не соответствующим задачам урока.
Через какую деятельность могут быть реализованы потребности ребенка на признание?
ОТВЕТ. Все успехи, кроме учебных, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных, уже не имеют такого значения, как школьная оценка.
Притязания на признание в условиях школы реализуются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оценочные отношения взрослых через призму конкретной учебной деятельности.
ЗАДАЧА 2. Исследования показали, что успехи ученика в школе во многом определяются отношением его родителей к познанию и профессиональной деятельности учителя.
Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения? ОТВЕТ. Родители должны:
1. Установить отношения с детьми, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью.
2. Знать реальные возможности своих детей и вселять в них веру, что они обязательно преуспеют в учебе и карьере.
3. Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач.
4. Контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным при ощущении родительского внимания.
5. Постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслушивать. Подавать пример доброжелательного общения.
6. Поддерживать интерес детей к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и умениям.
ЗАДАЧА 3. Во вторых классах школы проводился эксперимент. Ученики должны были дома изготовить коробочки. Причем изготовленные коробочки ученики группы «А» должны были отдать в руки учителя; группы «Б» — старосте; группы «В» — просто сложить в общий ящик.
Будет ли одинаковый процент выполненных работ в разных классах?
В какой группе задание будет выпонено лучше, с чем связано?
ОТВЕТ. Самый высший процент выполнение детьми задания, когда они его сдавали учителю непосредственно было принято за 100%. Старосте сдали свои работы 65% учащихся. Группа, которая действовала без контроля со стороны, работу выполнила на 45%.
Коллектив в классе еще не создан, каждый сам за себя, и ответственность наименьшая. При контроле самим учителем процент выполненных работ наибольший. Это говорит о том, что в начальных классах учитель очень уважаемая личность.
ЗАДАЧА 4. Родительница пишет: «Последнее время моя Лена, ученица 3-го класса, стала приходить из школы в плохом настроении. Вчера ее прорвало, она все время рыдала, а на утро отказалась идти в школу. Сказала, что учительница ненавидит и специально унижает её перед классом. Лена всегда была очень ответственной».
10 Почему дочь уверена, что учительница ее ненавидит? Каким должно быть поведение мамы?
ОТВЕТ. Родители часто слышат от детей, что учительница их не любит. Это детская реакция на обиды. Дети хотят нравиться учителям, жаждут их внимания и похвалы.
Эмоциональную реакцию на обиды обычно может спровоцировать определенный стиль работы учителя — если он не совпадает с тем, как привык учиться ребенок.
Мама должна помочь дочери разобраться, что с ней проис-• ходит. Обычно ребенок убежден в своей правоте. Разобраться, чего хочет учительница от дочери. Убедить, что все зависит от нее самой. Кто добивается хороших результатов и почему? Что ценит учитель? В исключительных случаях совместно с учителем найти решение вопроса.
ЗАДАЧА 5. Мама очень хотела помочь сыну Пете (6 лет 8 мес.) выполнять домашнее задание. Но, к удивлению мамы, никакие советы сын не принимает, говоря, что надо делать так, как велела учительница.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 365.