Психология младшего школьника
Учебное пособие
Педагогическое общество России Москва 2002
Рецензенты: д-р психол. наук, проф. М.В. Гамезо;
канд. психол. наук, проф. В.Г. Степанов; д-р психол. наук, проф. А.Ф. Ануфриев.
В учебном пособии рассматриваются особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические ситуации, ориентировочные ответы на них.
Учебное пособие снабжено контрольными вопросами и психодиагностическими таблицами причин трудностей в обучении младших школьников. Указываются темы рефератов и литература.
Учебный материал представлен в виде обобщенных и логических схематических моделей и краткого их описания.
Пособие предназначено студентам дневного, вечернего и заочного отделений педагогических учебных заведений. Может быть использовано в системе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
При изучении конкретных вопросов темы следует иметь в виду:
а) развитие и формирование личности младшего школьника есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную позицию школьника;
б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;
в) с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый систематизированный характер;
г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками.
Весь материал учебного пособия представлен в виде обобщенных схематических моделей и краткого их описания. Схематические логические модели построены в соответствии с программой курса «Возрастная психология». Применение метода моделирования учебного материала повышает эффективность обучения и развития мыслительных операций. Моделирование требует материализации абстрактных понятий, рефлексии собственных учебных действий, выделения существенного и обобщения изучаемого материала.
Итогом освоения учебного материала данного пособия должны быть ответы на вопросы и выполненные практические задания и тесты, которые даны в конце пособия.
В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие» (по образному выражению П.Ф. Лесгафта) — увеличиваются физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.
Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается.
Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура, труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4—5 часов на умственные занятия должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЯЗЯТЕЛЬНАЯ | ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ | ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ | СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ |
СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кроме контроля по результату младший школьник овладевает пооперационным и перспективным (планирующим) самоконтролем.
ЗАДАЧА 8. Почему необходимо ученика учить действию контроля?
ОТВЕТ. Без контроля нельзя полноценно развернуть учебную деятельность.
Недостаточно контролировать работу только по конечному результату. Ученику необходимо научиться контролировать правильность каждой операции.
Ученик оценивает, насколько освоен им способ решения задачи, какие операции отработаны, а какие — нет. Это важно для формирования учебной деятельности и внимания.
Действия оценки отличаются от отметки. Последняя включает в себя конечный результат выполненной работы по 5-балльной системе.
Действие оценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.
ЗАДАЧА 9. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры для младших школьников — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми.
Для чего учитель задает ориентиры критериев отметки? Оценки?
Смысл отметки?
Обучение без отметок
Снижает Повышает уровень
тревожность учебно-познавательных мотивов
лу учителя, родителей) и мотивы престижные (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Большое место в мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смысла. И лишь переживание ими положительных или отрицательных эмоций при получении хорошей или плохой отметки стимулирует учеников к работе. Большинство детей обычно считают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее занижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребенка имеет полученная отметка.
Безотметочное обучение снижает тревожность учащихся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7).
Учебно-познавательные мотивы (схема 8, см. с. 24) заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением способами учебной деятельности.
Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школьника зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потреб-
ности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.
В школе для формирования внутренней мотивации познавательных интересов необходимы соответствующее содержание и организация учебного процесса: объект усвоения теоретического понятия; раскрытие условий происхождения понятий; результат усвоения — формирование учебной деятельности.
При сформированной внутренней мотивации познавательных интересов ученик преодолевает трудности учебного процесса и проявляет интеллектуальную активность. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, по своей сути, частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа. Поддержка желания учащихся понять существенные связи повышает и их желание учиться.
В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать и мотивы, связанные с процессом учения. Интерес к процессу учения первоначально имеет элементарные проявления (ребенок любит читать, рисовать...); затем этот же интерес проявляется в желании самому решать какую- либо задачу, придумывать для себя новое задание. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретическое содержание знания. Очень важно приобщить ребенка к познанию сути явления, скрытых свойств, закономерностей, скрытых понятий. И научить его испытывать удовлетворение от самого процесса, анализа вещей и их происхождения.
ЗАДАЧА 18. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.?
ОТВЕТ. Понятие долга для младшего школьника еще во многом понятие абстрактное. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот отметка, похвала — реальное. Чтобы получить высокую отметку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить задание.
25 ЗАДАЧА 19. Известно, что младшие школьники получают удовольствие от процесса самой игры, а старшие — не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигрыша. В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Дети стремятся отработать отдельные действия (прыгать, бросать и т.п.). Развивается мотивация достижения.
РОЛЕВЫЕ
ИГРЫ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ
Изменяются цели, виды, содержания и условия организации игр.
•v- Самодеятельность
•О- Творчество •О" Романтика
Сюжетные
Предметные
Соревновательные
•v- Игровая задача О- Игровые мотивы •О* Учебное решение задачи
Новые знания
Развитие познавательных интересов
Может быть сдвиг игровых мотивов на познавательные.
Развивают: •0> Физические качества
•О- Психические процессы и свойства личности: >• воля; >• смелость; 5* сила; 5* ловкость; >• сообразительность; >• товарищество
Соревновательность
<• Положительные эмоции.
4- РУКОВОДСТВО!
Игровая деятельность
• v - Используется как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей.
•v- Элементы игры вносятся в процесс обучения: >* положительные эмоции;
>• активизацию учащихся.
•у- Задания игрового характера при трудовой деятельности активизируют ее, стимулируют интерес к ней.
•О" Игра способствует формированию всех сторон психической жизни младшего школьника.
34 хологические новообразования в младшем школьном возрасте (схема 12): произвольность, внутренний план действия и рефлексия.
Схема 12
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики
Произвольность
как особое качество психических процессов
Способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане
Рефлексия — способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности
Сформированность этих качеств и способностей психики
достигает уровня развития, необходимого
для дальнейшего обучения в средней школе
ЗАДАЧА 29. В связи с развитием учебной деятельности у младшего школьника формируется внутренний план действий.
Снимает ли это необходимость во внешних «опорах» деятельности?
ОТВЕТ. Нет, не снимает. Надо понимать и учитывать, что сам школьник не ориентируется еще на сущности учебного процесса, смысле социальных задач и отношений между людьми.
Основные усилия ребенка — это соблюдение правил безличных форм. Младший школьник во что бы то ни стало соблюдает конкретные и частные операциональные эталоны, правила, школьные нормы.
ЗАДАЧА 30. В младшем школьном возрасте как новообразование интенсивно развивается рефлексия.
35 Как это изменяет взгляд детей на окружающий мир?
ОТВЕТ. Развитие рефлексии заставляет младших школьников не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать свои собственные взгляды, собственные мнения. Это осознание своего личного отношения к миру и другим только начинается, оно в основном, затрагивает учебную деятельность как более значимую.
Внимание
Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на чем-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формируется внимательность как свойство личности.
Развитие произвольного внимания происходит при реализации цели деятельности, которую вначале ставит взрослый и лишь потом сам ученик. С развитием внимания развивается умение самоконтроля. Развивается ответственность за свои знания, что также способствует развитию личности младшего школьника.
Произвольное внимание развивается вместе с развитием его свойств (схема 13).
Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника развиваются в работе, требующей большой умственной и двигательной активности. Это происходит тогда, когда:
•О- учащийся занят умственной деятельностью (реализация анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслительных операций);
Ф изучаемый материал доступен пониманию учащихся;
•<>> изучаемый материал вызывает сильные переживания;
О изучаемый материал интересен учащимся и соответствует их потребностям;
36 С\ема 13
ВНИМАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Непроизвольное Преобладает | Произвольное Развивается |
"ч/ Развитие \/ | Цель деятельности |
Мышления Интереса
Сосредоточен- Увлечение ность на понят- деятельностью ном
Внимательность
от
выполнения це- целям, которые лей, которые ставит сам уче-ставит взрос- ник; контроли-лый рует их выпол-
нение
Развитие ответственности
за усвоение знаний
Внимательность
Развитие личности | |||
| |||
Свойства внимания | |||
Объем | Распределение | Переключение | Устойчивость |
2—3 | Слабое | С трудом пере- | Легкая отвлекаемость |
объек- | ключает внима- | причины: | |
та | Может быть | ние с одного объ- | 4- новизна обстанов- |
непонимание | екта на другой | ки; | |
смысла читае- | •0- особенности на- | ||
мого | глядных пособий; | ||
• v - однообразная дея- | |||
тельность; | |||
•Ф- утомление |
37 • v - когда учащиеся включены в творческую деятельность.
ЗАДАЧА 31. Часто можно слышать от родителей, что их ребенок невнимательный, поэтому и плохо учится. Или «Он не слушает на уроках, балуется. Поэтому плохо учится». Он не желает делать уроки.
Дайте психологическую оценку этим суждениям родителей.
ОТВЕТ. В данном случае причина и следствие родители поменяли местами. Не от невнимательности ребенок плохо учится, а, наоборот, от плохой учебы, непонимания учебного материала ребенок невнимателен. У него возникли проблемы, какие-то препятствия в усвоении учебного материала. Он не понимает усваиваемый материал, поэтому ему неинтересно, и, как следствие, отвлекается.
ЗАДАЧА 32. Учителя и родители часто считают, что при-' чиной плохой успеваемости ребенка являются невнимательность, лень, нежелание делать уроки.
В чем причина?
Память
Большие изменения происходят в процессах памяти младших школьников (схема 15).
Они начинают выделять, осознавать мнемическую задачу. Формирование приемов осмысленного запоминания показано на схеме 16.
Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть.
40 Слано 15
ЗАПОМИНАНИЕ | |
Непроизвольное | Произвольное |
Играет большую роль в учебном процессе | Еще не сформировано Формируется |
На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания | |
Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок Увеличивается осмысленность запоминания | В 1-м классе: недостаточность самоконтроля: -0" количественная сторона повторения (сколько задано); О на уровне узнавания |
Показателем произвольности служат приемы запоминания |
Схема 16
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОСМЫСЛЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ
1 — многократное прочитывайте;
2 - чередование прочнтывания с воспроизведением;
3 - возвращение к прочитанным частям текста с целью уясне-
ния их содержания;
4 - мысленное припоминание прочитанного, когда чтение тек-
ста полностью еще незакончено;
5 - составление развернутого и свернутого плана;
6 - выделение смысловых единиц и группировка материала (объ-
единение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок и выводов, сведение отдельных данных в таблицу и т.д.);
7 - переход от одних элементов текста к другим и сопоставл.е-
ние их;
8 - оформление результатов группировки в виде письменного
плана.
41 •$• Воспроизводят с опорой на текст.
•ф- К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с напряжением.
С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации обобщения. В результате они воспроизводят материал более свободно и связно.
Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется особенно в сопоставлении, делении текста на части. В процессе общего развития память становится более управляемой. Память обогащается и замещается мышлением. Развивается произвольное запоминание, хотя непроизвольное сохраняет своё значение: в зависимости от условий и мотивов каждый из видов запоминания может быть продуктивным.
ЗАДАЧА 36. Исследованиями установлено, что младшие школьники могут успешно запоминать и воспроизводить непонятный им текст.
Мышление
В настоящее время считается установленным, что умственные возможности каждого школьника шире, чем представлялось ранее: при специальной методической организации обучения они могут усваивать абстрактные, теоретические материалы.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий (схема 17). Образование понятий, систем понятий составляет одну из центральных задач обучения. Она решается непосредственно в обучении, сочетая в себе развитие как дедуктивных, так и индуктивных видов обобщения. И состоит в выработке у детей способности идти от конкретного к более общему (от факта к явлению, от единичного к общему, от случайного к закономерному), так же и в обратном направлении.
Схема 17
НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ | ||
1 1 | ||
Предметные понятия | Понятия отношений | |
Знание общих и существенных признаков и свойств предметов объективной действительности | Знание связей и отношений, существенных в объективном мире |
Овладение понятиями проходит следующие ступени (схема 18).
Указанные ступени не сразу сменяют друг друга. Они могут сосуществовать. При знакомстве с неизвестными предметами младшие школьники могут мыслить на уровне первой степени.
Усвоение понятий отношений также имеют свои ступени (схема 19).
44 Схема 18 | ||||||||
СТУПЕНИ | ОСОБРННОСТИ ПОНЯТИЙ | ПРИМЕРЫ | ||||||
1 | Единичные и общие представления. Выделяют функциональные признаки предметов (назначение предметов) | = «Птицы» — которые летают | ||||||
II | Перечисляют известные признаки и свойства, не отличая существенного от несущественного, общего от частного | = «Птицы» — которые летают, прыгают, клюют, поют; живут в поле или в лесу. К птицам относят и бабочку. Домашние птицы исключаются | ||||||
III | Выделяют общие и существенные признаки и явления у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их | В понятии «Птица» выделяют на первое место признаки оперения | ||||||
Схема 19 | ||||||||
\ СТУПЕНЬ | 11 СТУПЕНЬ | III СТУПЕНЬ | ||||||
Рассматривается отдельно каждый конкретный случай выражения понятий | Делают обобщение, которое относится только к рассматриваемым случаям | Полученное обобщение применяется к самым разным случаям | ||||||
|
| С\елш 20 | ||||||
Частичный с; | > Комплексный ^ | > Системный | ||||||
Анализируют отдельные части и свойства предмета | Анализируют более или менее все свойства изучаемого предмета, но взаимосвязи между ними не устанавливают | Располагают части и свойства предметов в определенной системе, находят главные части и свойства, устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость | ||||||
Успешное овладение понятиями во многом зависит от уровня развития мыслительных операций: анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации.
Особенности анализа. Развитие анализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному. У младших школьников преобладающим является практически действенный и чувственный виды анализа.
Этапы развития анализа от частного к комплексному и системному приведены на схеме 20 (см. с. 45).
Особенности синтеза. Одновременно с развитием анализа, который младшему школьнику дается легче, происходит развитие синтеза (схема 21).
Схема 21
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИНТЕЗА
Простой суммирующий !=> Широкий и сложный
Сумма признаков. Например, перечисляют известных птиц, животных и т.д.
Получают качественно новый результат, новые знания действительности
Анализ и синтез взаимосвязаны, они совершаются в единстве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез. А синтез!жазы-вает влияние на качество анализа (схема 22).
Схема 22
УРОВНИ РАЗВИТИЯ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА | ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА | СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ |
I | Непоследовательность анализа. Вычленение отдельных разрозненных элементов | Устанавливают короткие, локальные связи |
II | Более последовательный и обстоятельный анализ | Некоторые условия могут выпадать. Частные ошибки |
III | Соответствие анализа синтезу | Предвидение хода решения задачи (мысленное планирование) |
5
46 Особенности сравнения
•v- Младшие школьники часто подменяют сравнения простым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом — о другом.
•О Затрудняются сравнивать предметы, с которыми нет возможности непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты.
"О" Младшие школьники по-разному сравнивают одни и те же предметы: по сходству, по различию, яркости, количеству признаков и др. В процессе у учащихся изменятся операция сравнения. Увеличивается количество детей, которые находят не только различие, но и сходство признаков: находят обобщенные приемы сравнения. Увеличивается количество сравнимых признаков.
Особенности абстракции
Одной из особенностей абстракции младших школьников является то, что за существенные признаки они порой принимают за внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки.
Другая особенность — дети легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними (схема 23).
Схема 23
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АБСТРАКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1-Я ОСОБЕННОСТЬ | 2-Я ОСОБЕННОСТЬ |
За существенные признаки порой принимают внешние, яркие, часто встречающиеся признаки | Легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними |
Особенности обобщения. Так же как и в абстракции, учащиеся 1—2-х классов выделяют в качестве существенных наиболее заметные внешние признаки предметов. Они говорят, прежде всего, о разнообразных действиях самих предметов и о своих действиях с ними.
47 С\ема 24
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОБОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ЧУВСТВЕННОЕ, | ОБРАЗНО-ПОНЯТИЙНОЕ | ПОНЯТИЙНО-ОБРАЗ- |
ПРАКТИЧЕСКИ | НОЕ, НАУЧНОЕ | |
ДЕЙСТВЕННОЕ | ||
Обобщаются пред- | Обобщаются как су- | Обобщаются сход- |
меты и явления в | щественные, так и не- | ные существенные |
процессе их вос- | существенные призна- | признаки предметов |
приятия и практи- | ки в виде наглядных | и явлений, их суще- |
ческой деятельнос- | образов | ственные связи и от- |
ти с ними | ношения | |
Является основным | У младшего школьника | Развитие обобщения |
у дошкольника и | часто рядоположенно | идет от более широ- |
преобладает у млад- | находятся понятийные | кого (1 — 2-й классы |
шего школьника. | знания и единичные об- | «Животные — это ко- |
Дети отличают муж- | разы предметов | рова, курица, лиса. . .») |
чин от женщин; од- | Миша (2-й класс): «До- | к более диффирепци- |
них животных от | машние животные — | рованному (3-й класс: |
других | это те, которые живут | «Звери — это домаш- |
дома и приносят поль- | ние животные, до- | |
зу. Корова дает молоко, | машние птицы») | |
овца — мясо» |
Умение обобщать особенно необходимо на начальном этапе обучения, своеобразие которого состоит в необходимости учитывать противоречивость связей между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
В этом возрасте учащиеся затрудняются производить эту операцию, но с помощью учителя быстро приходят к настоящему обобщению.
Развитие обобщения у детей представлено на схеме 24.
Классификация. Как разграничение по одному или нескольким основаниям данных, содержащихся в учебном материале.
В классификации реализуется также и возможность сравнения — различения и дифференцирования исследовательских объектов. Именно это умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний.
48 Схема 25 ВЗАИМНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОБОБЩЕНИЕМ И КОНКРЕТИЗАЦИЕЙ
НЕПОЛНАЯ | ЕДИНСТВО В ПРЕДЕЛАХ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | ПОЛНОЕ ЕДИНСТВО |
Зная лишь часть общих свойств, ученик и конкретизирует тоже частично, на каком-либо примере | Конкретизация проводится в пределах известного, как иллюстрация | Обобщение может отрываться от конкретного образа и применяться в новых, конкретных условиях |
Особенности конкретизации усвоенные понятия, законы. Правила применяются к решению частных и конкретных задач. Обобщение и конкретизация могут находиться в различном соотношении (схема 25).
Понимание мыслительных операций для младшего школьника представляет большую трудность. Только единицы относительно правильно представляют суть мыслительных операций.
Жан Пиаже определяет четыре стадии развития у детей осознания системных мыслительных операций.
СТАДИЯ
ВОЗРАСТ
ОСОБЕННОСТИ СТАДИИ
II III
IV
8—9л.
9—Юл.
И—12л. 14—15л.
Не могут сказать, как они решают задачи, так как у них нет самоконтроля, направленного на мыслительный процесс
Некоторое осознание своих умственных процессов
Начинает проявляться осознание собственных мыслительных процессов
Осознает операции мышления как таковые, в отвлечении от содержания мышления
При соответствующей организации учебной деятельности развитие осознания происходит в более ранний период.
В.В. Давыдов с сотрудниками исследовал мышление младших школьников двух типов (эмпирическое и теоретическое, схема 26, см. с.50).
49 Сдема 26
ДВА ТИПА ЗНАНИЙ И ФОРМ МЫШЛЕНИЯ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
Знания возникают
при сравнении предметов
при анализе отношении внутри расчлененной системы
Выделяются
одинаковые, общие свойства
генетическая основа как всеобщая форма целого
лежит наблюдение. Выделяются внешние свойства предметов
В основе знания
лежит преобразование предметов.
Выделяются внутренние отношения и связи предметов
Общее свойство
выделяется как рядоположен-ное с частными свойствами предметов
связывается с частными свойствами в разных проявлениях
Конкретизация реализуется
в подборе иллюстраций
в выделении и объяснении частных проявлений системы
Воображение
Основные направления в развитии младшего школьника — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.
Развитие воображения младшего школьника, которое должно осуществляться под руководством учителя, идет в следующем направлении см. схему 27 на с.55.
К сопереживанию
Коллектив
Поведение
Нравственный опыт
57 ЗАДАЧА 44. Студенты, которые помогали поднять упавшую вещь, чувствуют себя лучше из-за того, что оказали помощь. С детьми этого не происходит.
Как потребность
при правильной организации обучения
при чувстве удовольствия
Познавательные интересы
58 Эстетические чувства
Эстетические чувства (схема 31) проявляются в разнообразных формах. Источник — произведения искусства: литература, живопись, музыка и др., окружающая действительность. «Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову и к красоте природы, и к музыкальной мелодии...» (В.А. Сухомлинский).
Схема 31
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
Учитель руководит
подчеркивает эстетическую сторону предметов, явлений
активизирует практическую деятельность ребенка (живопись, музыка и др.)
Воспитывает потребность в красивом
Младший школьник | ||
Развитие эстетических чувств | ||
пассивное восприятие отдельных произведений искусства | выражение собственного эмоционального отношения | собственная деятельность (живопись, музыка и др.) |
Эстетическое отношение
Оказывает влияние
на весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе
Формируется
в оценке деятельности самим ребенком
в общении с другими людьми
На развитие самопознания оказывает влияние школьная оценка успеваемости
Самооценка младшего школьника очень чувствительна к учительским оценкам Поэтому учитель должен учитывать, что' •$• конкретная самооценка ученика развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);
•v" конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной.
В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлективных действий. Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих действий, знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.
62
Психология младшего школьника
Учебное пособие
Педагогическое общество России Москва 2002
Рецензенты: д-р психол. наук, проф. М.В. Гамезо;
канд. психол. наук, проф. В.Г. Степанов; д-р психол. наук, проф. А.Ф. Ануфриев.
В учебном пособии рассматриваются особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические ситуации, ориентировочные ответы на них.
Учебное пособие снабжено контрольными вопросами и психодиагностическими таблицами причин трудностей в обучении младших школьников. Указываются темы рефератов и литература.
Учебный материал представлен в виде обобщенных и логических схематических моделей и краткого их описания.
Пособие предназначено студентам дневного, вечернего и заочного отделений педагогических учебных заведений. Может быть использовано в системе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 388.