Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент

Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

64. Особенности формирования палат Федерального Собрания РФ.

Федеральное Собрание — парламент — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят: глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

65. Формы работы палат Парламента РФ. Сессии, парламентские слушания.

Сессия - заседание, собрание с присутствием всех членов организации, органа.

Первая сессия обычно носит неофициальный характер, на ней решаются организационные вопросы, выбирается руководство палат. Основную часть своих полномочий П осуществляет на сессиях. Они созываются в разных странах от одного до 4 раз в год.

Созыв внеочередных сессий проходит по инициативе председателя палаты, главы государства или правительства, а также по требованию определенного числа депутатов.

Регламенты П устанавливают кворум, при котором пленарные заседания действительны. В ряде стран отсутствие без уважительных причин влечет финансовые санкции.

План работы сессии и повестка дня подготавливается руководством П по соглашению с лидерами фракций, влияние на это оказывает исполнительная власть.

Если депутаты не согласны с повесткой дня, проводится голосование.

66. Акты Федерального Собрания РФ и его палат.

67. Понятие и стадии законодательного процесса в РФ.

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

· законодательная инициатива (внесения законопроекта в Государственную Думу);

· рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды;

· принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

· одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

· подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок;

· опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

68. Право законодательной инициативы в РФ: понятие, субъекты.

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

69. Порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой РФ.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации.

70. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Права и обязанности депутата.

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутат местного представительного органа во взаимоотношениях с избирателями: 1) принимает меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов; 2) рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы и способствует их правильному и своевременному рассмотрению; 3) ведет прием граждан; 4) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения.

71. Формы и гарантии депутатской деятельности в РФ.

Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Лишение депутата Государственной Думы депутатской неприкосновенности. Вопрос о лишении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы неприкосновенности, при необходимости, решается по представлению Генерального прокурора России соответствующей палатой Совета Федерации.

Социальные гарантии депутатской деятельности. В мировой практике давно признано, что члены парламента должны получать вознаграждение, которое в конституциях и законах часто называется "индемнитетом" (парламентское решение, в силу которого узаконивались действия должностных лиц, преимущественно министров и других чиновников, бывшие незаконными в момент их совершения). Вознаграждение включает как заработную плату, так и ряд других материальных благ.

72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации. Порядок формирования, структура, компетенция.

Правительство РФ — это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры.

а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 49.