1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.
2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
38. Компетенция и гарантии деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
К компетенции Уполномоченного относится: рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
39. Международная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и основные свободы человека на сегодняшний день гарантируются на двух уровнях: международном и внутригосударственном.
Все уровни защиты прав человека тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Данная взаимозависимость проявляется в следующем.
Механизм международной защиты прав человека (Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека и т.п.) начинает функционировать только после того, как исчерпаны возможности внутригосударственного механизма. В свою очередь внутригосударственное законодательство по защите прав и основных свобод человека ориентировано на международно-правовые акты. Оно как можно более полно отражает и закрепляет тот объем прав и свобод индивида, который предусмотрен международными договорами.
40. Основные черты и принципы федеративного устройства РФ.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Принципы федеративного устройства РФ:
1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.
41. Конституционно-правовой статус, компетенция РФ (предметы исключительной компетенции, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов)
Исключительная компетенция:
1.В сфере определения правового статуса личности и прав человека 2.В сфере учредительной власти и основ развития государства 3.В сфере вопросов территории, обороны и внешних связей государства 4. В сфере организации государства и управления им 5.В сфере экономики 6.В сфере установления единых стандартов 7.В сфере правового регулирования
Совместное ведение:
1.В сфере правового статуса личности: защита прав национальных меньшинств: защита прав человека. В каждом субъекте федерации создается должность уполномоченного по правам человека; 2. В сфере обеспечения федерального единства: вопросы соответствия Конституции, уставов федеральному законодательству; 3. В сфере организации управления: установление общих основ местного самоуправления; вопросы адвокатуры и нотариата; 4. В сфере экономики: вопросы владения, пользования, распоряжения землей; защита прав предпринимателей; 5. В сфере защиты от стихийных бедствий; 6.В социальной и культурной сферах: охрана памятников истории культуры; 7.В сфере правового регулирования: административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное и водное права.
42. Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств.
В статье 79 КРФ Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, но при двух условиях:
во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина;
во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.
Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 8 декабря 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координационными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 9 государств (10 с Туркменией-наблюдателем).
Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:
создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства;
имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;
ему присуща четкая организационная структура и разветвленная система органов.
43. Союзное государство России и Республики Беларусь: принципы образования, органы власти.
После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шел процесс усиления двухсторонних связей России и Беларуси. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, а 2 апреля 1997 года – Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был подписан Устав Союза, а 25 декабря 1998 года – Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси.
Следующим этапом стал Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 года. Принципы организации Союза Беларуси и России:
-Сохранение суверенитета государств;
-Демократия; Равенство сторон;
-Уважение прав человека;
- Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права.
Высший Государственный Совет Союза Решает важнейшие вопросы развития Союза: права и свободы граждан, распределение бюджета, общение с государственными органами государств участников союза, подписывает международные договора, принимает нормативно правовые акты, образует органы союза, принимает решения о безопасности. Председателем Высшего Государственного Совета Союза поочередно является один из Президентов государств-участников Союза.
Парламентское Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств – участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях. Парламентское Собрание Союза состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь.
Исполнительный Комитет Союза является постоянно действующим исполнительным органом Союза. Председатель Исполнительного Комитета Союза и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом Союза. Исполнительный Комитет Союза формируется Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей государств-участников.
44. Виды и конституционно-правовой статус субъектов РФ (республики в составе РФ; края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).
85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Питер, Севастополь), 1 автономная область (еврейская АО), 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий). Они все имеют свою территорию согласно КРФ, свою систему государственных органов, вправе иметь свою символику.
в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство.
В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка.
45. Характеристика республик – субъектов РФ как государственных образований.
Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.
46. Характеристика края, области, города федерального значения как административно-территориальных образований.
Края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.
Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий.
47. Характеристика автономной области, автономных округов как национально-территориальных образований.
Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области.
48. Федеральные округа. Предпосылки образования федеральных округов. Государственно-правовая природа федеральных округов.
Федеральные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000. Федеральные округа не являются частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы на основе военных округов.
1. Центральный федеральный округ (ЦФО)
2. Южный федеральный округ (ЮФО)
3. Северо-западный федеральный округ (СЗФО)
4. Дальневосточный федеральный округ (ДВФО)
5. Сибирский федеральный округ (СФО)
6. Уральский федеральный округ (УФО)
7. Приволжский федеральный округ (ПФО)
Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему, назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.
49. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
Административно-территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.
Принято выделять следующие принципы административно-территориального устройства: социально-экономический; географический; демографический; исторически-национальный.
Административно-территориальными единицами в России сейчас являются: район, город, район города и сельский населенный пункт. По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно-территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно-территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации.
50. Выборы как одна из форм непосредственной демократии.
Выборы признаются: формой непосредственной демократии; способом формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления; порядком замещения выборных государственных и муниципальных должностей; непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Политико-правовое значение выборов нашло конституционное закрепление: это высшее непосредственное выражение власти народа, форма его прямого волеизъявления, источник политической силы народного представительства (ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ); способ реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участия в управлении делами государства (ч. 1, 2 ст. 32); наиболее доступное и распространенное средство осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).
51. Избирательное право: понятие, принципы. Источники избирательного права в Российской Федерации.
Избирательное право - представляет совокупность норм и правил, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов.
Избирательное право в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.
К числу источников на федеральном уровне относятся:
Конституция РФ; ФКЗ «О референдуме РФ»; ФЗ «О выборах Президента РФ»; ФЗ «О выборах депутатов Г.Д.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»; ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ» и др.
1.) Принцип всеобщего избирательного права означает, что все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. 2) Принцип равного избирательного права (кол-во голосов и права). 3). Принцип прямого избирательного права (за и против). 4) Принцип тайного голосования. 5) Принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах. 6) Принцип обязательности (для избираемых) и периодичности проведения выборов. 7) Принцип альтернативности выборов. 8) Принцип подлинности и нефальсифицированности выборов.
52. Понятие и виды избирательных систем. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.
Избирательная система, система голосования или система выборов — метод, процесс, процедуры выборов, для чего-либо или какого-либо, в обществе, организации, государстве или в союзе государств.
53. Ответственность за нарушение избирательного законодательства.
В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах:
1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву): публично-правовая ответственность избирательных комиссий; кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса; (санкции – аннулирование регистрации кандидата, отмена решения комиссии о регистрации кандидата)
2) административная ответственность: физических лиц; граждан; специальных субъектов; юридических лиц; (ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (ст. 5.1-5.25) КоАП РФ)
3) уголовная ответственность (за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушения порядка финансирования, фальсификация документов, итогов).
54. Избирательные комиссии: виды, система. Правовой статус избирательных комиссий.
Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, формируемыми в порядке и сроки, которые установлены законом, осуществляющими подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающими реализацию и защиту избирательных прав граждан. Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как межвластная структура, наделенная специальной компетенцией.
Система включает в себя:
• Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы); • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (выборы депутатов законодательных органов); • избирательные комиссии муниципальных образований (федеральные и региональные выборы); • окружные избирательные комиссии (незадолго до начала компании); • участковые избирательные комиссии (в период проведения, распускаются через 10 дней после завершения).
55. Правовой статус избирателя в РФ.
Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом, согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.
Правовой статус избирателя – это закрепленное нормами избирательного права положение избирателя как участника избирательного процесса. Правовой статус избирателя складывается из следующих элементов: принципов участия избирателя в выборах, прав и обязанностей, и гарантий реализации избирателем предоставленных ему избирательным законодательством прав.
56. Избирательные объединения и блоки: понятия, признаки, функции, права и обязанности.
Избирательный блок - на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка.
Избирательное объединение - общественное объединение временного или постоянного характера, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. (Политическая партия, движение, организация)
Подают список кандидатов в центральную избирательную комиссию. Она в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком. После этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых списков кандидатов.
Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список кандидатов.
57. Правовой статус кандидата на выборную должность, его представителей, доверенных лиц.
Кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном избирательным законодательством Федерации и ее субъектов порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе (палате органа) государственной власти или местного самоуправления.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.