По юридической силе и по территории действия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Добровольность, равноправие, самоуправление, законность.

Общественные объединения в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.

19. Политические партии: понятие, принципы деятельности и место в политической системе общества.

 

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Исключительная компетенция:

1.В сфере определения правового статуса личности и прав человека 2.В сфере учредительной власти и основ развития государства 3.В сфере вопросов территории, обороны и внешних связей государства 4. В сфере организации государства и управления им 5.В сфере экономики 6.В сфере установления единых стандартов 7.В сфере правового регулирования

Совместное ведение:

1.В сфере правового статуса личности: защита прав национальных меньшинств: защита прав человека. В каждом субъекте федерации создается должность уполномоченного по правам человека; 2. В сфере обеспечения федерального единства: вопросы соответствия Конституции, уставов федеральному законодательству; 3. В сфере организации управления: установление общих основ местного самоуправления; вопросы адвокатуры и нотариата; 4. В сфере экономики: вопросы владения, пользования, распоряжения землей; защита прав предпринимателей; 5. В сфере защиты от стихийных бедствий; 6.В социальной и культурной сферах: охрана памятников истории культуры; 7.В сфере правового регулирования: административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное и водное права.

42. Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств.

В статье 79 КРФ Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международ­ными договорами, но при двух условиях:

во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и сво­бод человека и гражданина;

во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 8 декабря 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координа­ционными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 9 го­сударств (10 с Туркменией-наблюдателем).

Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:

создано самостоятельными государствами и основано на прин­ципе их суверенного равенства;

имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;

ему присуща четкая организационная структура и разветвлен­ная система органов.

43. Союзное государство России и Республики Беларусь: принципы образования, органы власти.

После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шел процесс усиления двухсторонних связей России и Беларуси. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, а 2 апреля 1997 года – Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года был подписан Устав Союза, а 25 декабря 1998 года – Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси.

Следующим этапом стал Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 года. Принципы организации Союза Беларуси и России:

-Сохранение суверенитета государств;

-Демократия; Равенство сторон;

-Уважение прав человека;

- Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права.

Высший Государственный Совет Союза Решает важнейшие вопросы развития Союза: права и свободы граждан, распределение бюджета, общение с государственными органами государств участников союза, подписывает международные договора, принимает нормативно правовые акты, образует органы союза, принимает решения о безопасности. Председателем Высшего Государственного Совета Союза поочередно является один из Президентов государств-участников Союза.

Парламентское Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств – участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях. Парламентское Собрание Союза состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь.

Исполнительный Комитет Союза является постоянно действующим исполнительным органом Союза. Председатель Исполнительного Комитета Союза и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом Союза. Исполнительный Комитет Союза формируется Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей государств-участников.

44. Виды и конституционно-правовой статус субъектов РФ (республики в составе РФ; края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Питер, Севастополь), 1 автономная область (еврейская АО), 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий). Они все имеют свою территорию согласно КРФ, свою систему государственных органов, вправе иметь свою символику.

в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство.

В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка.

45. Характеристика республик – субъектов РФ как государственных образований.

Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.

46. Характеристика края, области, города федерального значения как административно-территориальных образований.

Края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий.

47. Характеристика автономной области, автономных округов как национально-территориальных образований.

Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области.

48. Федеральные округа. Предпосылки образования федеральных округов. Государственно-правовая природа федеральных округов.

Федеральные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000. Федеральные округа не являются частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы на основе военных округов.

1. Центральный федеральный округ (ЦФО)

2. Южный федеральный округ (ЮФО)

3. Северо-западный федеральный округ (СЗФО)

4. Дальневосточный федеральный округ (ДВФО)

5. Сибирский федеральный округ (СФО)

6. Уральский федеральный округ (УФО)

7. Приволжский федеральный округ (ПФО)

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему, назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

49. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Административно-территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.

Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.

Принято выделять следующие принципы административно-территориального устройства: социально-экономический; географический; демографический; исторически-национальный.

Административно-территориальными единицами в России сейчас являются: район, город, район города и сельский населенный пункт. По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно-территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно-территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации.

50. Выборы как одна из форм непосредственной демократии.

Выборы признаются: формой непосредственной демократии; способом формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления; порядком замещения выборных государственных и муниципальных должностей; непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Политико-правовое значение выборов нашло конституционное закрепление: это высшее непосредственное выражение власти народа, форма его прямого волеизъявления, источник политической силы народного представительства (ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ); способ реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участия в управлении делами государства (ч. 1, 2 ст. 32); наиболее доступное и распространенное средство осуществления местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).

51. Избирательное право: понятие, принципы. Источники избирательного права в Российской Федерации.

Избирательное право - представляет совокупность норм и правил, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов.

Избирательное право в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах.

К числу источников на федеральном уровне относятся:

Конституция РФ; ФКЗ «О референдуме РФ»; ФЗ «О выборах Президента РФ»; ФЗ «О выборах депутатов Г.Д.; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан РФ»; ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»; ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в ор­ганы МСУ» и др.

1.) Принцип всеобщего избирательного права означает, что все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. 2) Принцип равного избирательного права (кол-во голосов и права). 3). Принцип прямого избирательного права (за и против). 4) Принцип тайного голосования. 5) Принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах. 6) Принцип обязательности (для избираемых) и периодичности проведения выборов. 7) Принцип альтернативности выборов. 8) Принцип подлинности и нефальсифицированности выборов.

52. Понятие и виды избирательных систем. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

Избирательная система, система голосования или система выборов — метод, процесс, процедуры выборов, для чего-либо или какого-либо, в обществе, организации, государстве или в союзе государств.

53. Ответственность за нарушение избирательного законодательства.

В зависимости от отраслевой принадлежности нор­мативно-правовой основы различаются три вида от­ветственности за нарушения законодательства о выбо­рах:

1) конституционно-правовая ответственность (от­ветственность по избирательному праву): публично-правовая ответственность избирательных комиссий; кандидатов, зарегистрированных канди­датов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса; (санкции – аннулирование регистрации кандидата, отмена решения комиссии о регистрации кандидата)

2) админист­ративная ответственность: физических лиц; граждан; специальных субъектов; юридических лиц; (ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (ст. 5.1-5.25) КоАП РФ)

3) уголовная ответствен­ность (за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, нарушения порядка финансирования, фальсификация документов, итогов).

54. Избирательные комиссии: виды, система. Правовой статус избирательных комиссий.

Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, формируемыми в порядке и сроки, которые установлены законом, осуществляющими подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающими реализацию и защиту избирательных прав граждан. Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как межвластная структура, наделенная специальной компетенцией.

Система включает в себя:

• Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы); • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (выборы депутатов законодательных органов); • избирательные комиссии муниципальных образований (федеральные и региональные выборы); • окружные избирательные комиссии (незадолго до начала компании); • участковые избирательные комиссии (в период проведения, распускаются через 10 дней после завершения).

55. Правовой статус избирателя в РФ.

Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом, согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.

Правовой статус избирателя – это закрепленное нормами избирательного права положение избирателя как участника избирательного процесса. Правовой статус избирателя складывается из следующих элементов: принципов участия избирателя в выборах, прав и обязанностей, и гарантий реализации избирателем предоставленных ему избирательным законодательством прав.

56. Избирательные объединения и блоки: понятия, признаки, функции, права и обязанности.

Избирательный блок - на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка.

Избирательное объединение - общественное объединение временного или постоянного характера, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. (Политическая партия, движение, организация)

Подают список кандидатов в центральную избирательную комиссию. Она в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком. После этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых списков кандидатов.

Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список кандидатов.

57. Правовой статус кандидата на выборную должность, его представителей, доверенных лиц.

Кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном избирательным законодательством Федерации и ее субъектов порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе (палате органа) государственной власти или местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Лишение депутата Государственной Думы депутатской неприкосновенности. Вопрос о лишении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы неприкосновенности, при необходимости, решается по представлению Генерального прокурора России соответствующей палатой Совета Федерации.

Социальные гарантии депутатской деятельности. В мировой практике давно признано, что члены парламента должны получать вознаграждение, которое в конституциях и законах часто называется "индемнитетом" (парламентское решение, в силу которого узаконивались действия должностных лиц, преимущественно министров и других чиновников, бывшие незаконными в момент их совершения). Вознаграждение включает как заработную плату, так и ряд других материальных благ.

72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации. Порядок формирования, структура, компетенция.

Правительство РФ — это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры.

а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление признается и гарантируется государством. Самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:

1.Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения.

2.Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.

3.Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ.

4.Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

5.Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития.

6.Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.

7.Повышение инвестиционной привлекательности территории.

80. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания, сходы и другие.

Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения.

Муниципальные выборы – выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Сходы граждан – это традиционная форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании.

Собрания граждан. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

По юридической силе и по территории действия

Особенности: носят учредительный характер; являются основополагающими для норм других отраслей права; источником является конституция.

3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

4. Понятие и система источников конституционного права.

Источник права – действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

В систему источников конституционного права Российской Федерации входят: Конституция РФ: федеральные конституционные законы: постановления Конституционного Суда РФ; международные договоры; федеральные законы; указы и распоряжения Президента РФ; акты палат Федерального Собрания; постановления и распоряжения Правительства РФ; договоры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации; конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга; договоры между субъектами Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; иные нормативные акты субъектов Российской Федерации; уставы муниципальных образований; иные нормативные муниципальные правовые акты.

5. Законы, их виды. Федеральные конституционные и федеральные законы.

 

Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией.

Федеральный закон - федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

6. Понятие и признаки конституции. Предмет конституционного регулирования.

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Предмет регулирования Конституции: 1) права и свободы человека; 2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей; 3) устройство государственного механизма; 4) политико-территориальное устройство; 5) форма правления; 6) форма государственного устройства.

7. Форма и структура Конституции РФ.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации);

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей);

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

Первый раздел 9 глав: Основы конституционного строя, Права и свободы человека и гражданина, Третья глава Конституции РФ посвящена федеративному устройству государства, Главы с четвертой по восьмую посвящены организации и деятельности центральных органов государства, воплощающих законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, основам построения системы органов государственной власти субъектов РФ, а также местному самоуправлению. Первый раздел Конституции РФ завершается главой девятой о порядке ее пересмотра и изменения.

Второй раздел Его назначение — определение срока вступления в силу Конституции РФ, а также порядка, условий и сроков применения законодательства, принятого до вступления Конституции в силу.

8. Функции Конституции РФ. Юридические свойства. Верховенство и юридическая сила.

1. Юридическая функция - Конституция есть основа всего правопорядка в государстве.

2. Политическая функция - Конституция общественный договор в котором согласованы политические интересы

3. Идеологическая функция.

 Юридические свойства Конституции: учредительный характер, легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России.

9. Процедура пересмотра Конституции РФ. Конституционные поправки.

Конституция РФ может быть пересмотрена только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

10. Правовая охрана Конституции РФ.

Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех норм Конституции и строгое соблюдение режима конституционной законности.

Конкретными субъектами правовой охраны Конституции РФ являются: 1) Президент РФ; 2) Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ; 3) Уполномоченный по правам человека в РФ, назначаемый Государственной Думой; 4) Конституционный Суд РФ

11. Экономические основы конституционного строя.

КРФ закрепляет основные принципы:

1. Свобода экономической деят-ти (ч.1 ст.8) – разнообразие форм собственности, свобода ППД, свобода труда.

2. Единство экономического пространства – исключение таможенных барьеров и других преград для экономического сотрудничества.

3. Собственность – исходная база эк-их отношений. Существует а) частная, б) гос-ая, в) муниципальная собственность (ч.2 ст.8). Каждый вправе иметь имущество в соб-ти, владеть, пользоваться, распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ч.2 ст.35)

4. Свобода ППД – КРФ устанавливает свободное использование способностей и имущества для ППД, разрешенной законом (ч.1 ст.34). ППД может осуществляться индивидуально или коллективно, необходима лицензия (ФРС – Федеральная Регистрационная Служба, орган Юстиции)

5. Свобода конкуренции – обязательный элемент рынка

6. Создание кооперативов, что поощряет государство

7. Инвестиции – свобода обмена, либерализация цен, свобода торговли

8. Труд свободен (ст.37)

12. Политические и идеологические основы конституционного строя.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.