Политические основы конституционного строя РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Демократическое государство. 2. Правовое государство. 3. Федеративное устройство. 4. Республиканская форма правления. 5. Признание человека, его права и свободы высшей ценностью. 6. Суверенитет. 7. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. 8. Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления.

Духовные основы конституционного строя базируются, прежде всего, на закреплении в пунктах 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ принципа идеологического многообразия. Согласно этому принципу никакая идеология не может в Российской Федерации устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

13. Социальные основы конституционного строя.

Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):

охрана труда и здоровья людей;

обеспечение государственной поддержки се­мьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

развитие системы социальных служб;

гарантированный минималь­ный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гаран­тий социальной защиты.

14. Прямая демократия: понятие, юридическая природа, формы.

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Народное голосование (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого голосования граждан, обладающих соответствующим правом.
Народное обсуждение – форма прямой демократии, предполагающая право группы избирателей инициировать внесение предложения в государстве нормативных правовых актов;

Народная инициатива – процедура внесения группой граждан проектов нормативных актов;

Императивный мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.

15. Референдум, его виды, законодательное регулирование.

Народное голосование (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого голосования граждан, обладающих соответствующим правом.

В зависимости от содержания законопроекта: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

№ 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

16. Принцип разделения властей в Российской Конституции.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Статья 10 КРФ

К органам законодательной власти в РФ относятся: Федеральное Собрание, Законодательные Собрания республик, входящих в состав РФ; органы власти других субъектов РФ; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в РФ относятся: Президент РФ; Совет Министров РФ; Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов РФ.

К органам судебной власти в РФ относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; суды республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

17. Конституционные основы гражданского общества: понятие, признаки, структура.

Гражданское общество — уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

§ верховенство закона во всех сферах жизни общества:

§ разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

§ взаимная ответственность личности и государства;

§ реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

§ политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

§ наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

§ законность и правопорядок в обществе.

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

18. Конституционно-правовой статус общественных объединений: понятие, виды, принципы деятельности, права и обязанности, взаимоотношения с государством, ответственность.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, фиксируемых в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 208.