Гласность, Деятельность на равноправии, Не нарушение прав и свобод человека

С одной стороны, партия является общественной организацией, принадлежит гражданскому обществу и оказывает давление на правительство снизу. С другой стороны, партийные фракции в парламенте и партийные лидеры принадлежат государственным структурам и управляют страной. Таким образом, партийная система является как бы связующим мостиком между государством и гражданским обществом. Именно через нее отдельные граждане и организации могут выражать свои чаяния, оказывать влияние на политику страны.

20. Конституционно-правовой статус средств массовой информации: понятие, назначение, условия деятельности.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

СМИ играют важную роль в системе негосударственных объединений и наиболее тесно взаимодействуют с государством, во многом формируют у населения мнение о состоянии и эффективности работы государственного аппарата.

В РФ гарантируется свобода массовой информации, запрещается цензура, не допускается пропаганда наркотических средств, сведений для совершения уголовно наказуемых деяний, информации оказывающей отрицательное влияние на здоровье людей, их подсознание.

21. Конституционный статус человека и гражданина: понятие, структура принципы.

Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторо­ну характеристики России как правового государства: выс­шей ценностью провозглашаются человек, его права и сво­боды.

Принципы: Равноправие граждан, Неотчуждаемость, Непосредственное действие прав и свобод, Гарантированность права, свобод и обязанностей, Соответствие международно-правовым актам, Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод личности.

22. Понятие и классификация конституционных прав и свобод граждан в РФ.

Основные права и свободы - это закрепленные в Конституции Рос­сийской Федерации возможности совершать те или иные действия, изби­рать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Личные права и свободы:

— право на жизнь;

— право на свободу и личную неприкосновенность;

— право на неприкосновенность частной жизни;

— право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доб­рого имени;

— право определять и указывать свою национальную принадлеж­ность;

— право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

— право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

— право на свободу совести, свободу вероисповедания;

— право на свободу мысли и слова;

— право на информацию;

Политические права и свободы:

— право на массовую информацию;

— право на объединение;

— право на проведение собраний, митингов и демонстраций, ше­ствий и пикетирования;

— право граждан на участие в управлении делами государства;

— право на обращение.

Экономические, социальные и культурные права и сво­боды:

— права в сфере труда;

— право на социальное обеспечение;

— право на жилище;

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— право на благоприятную окружающую среду;

— право на квалифицированную юридическую помощь;

— право на судебную защиту.

23. Конституционные обязанности граждан в РФ: понятие, характеристика.

Под обязанностью понимается предусмотренная законом должного поведения субъектов права, требующая от них совершения предписанных законом действий.

Виды: Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, Обязанность платить законно установленные налоги и сборы, Обязанность сохранять природу и окружающую среду, Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, Защита Отечества, Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица (например, забота о детях).

24. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции): 1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются федеральными законами.

25. Гражданство: понятие и принципы, конституционно-правовое регулирование.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

26. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ.

Основания приобретения гражданства РФ: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РФ; 3) в результате восстановления в гражданстве РФ; 4) по иным основаниям.

При приобретении гражданства РФ по рождению применяются принцип крови (рождение от российских граждан) и принцип территории (рождение на территории РФ). Приобретение гражданства РФ по рождению происходит автоматически, с момента рождения (обнаружения новорожденного).

Прием в гражданство РФ осуществляется по общему правилу по заявлению дееспособного лица, достигшего 18-летнего возраста, являющегося иностранцем либо лицом без гражданства, в уполномоченные государственные органы РФ. Прием в гражданство РФ осуществляется в двух основных режимах – общем порядке и упрощенном порядке.

27. Прекращение гражданства РФ.

Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином.

28. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ, и их полномочия.

1) Президент Российской Федерации (приём, восстановление, выход, отмены решений по вопросам гражданства);

2) ФМС России и ее территориальные подразделения (исполняют приказы президента по гражданству);

3) МИД РФ, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

29. Иностранные граждане и лица без гражданства: понятие, конституционно-правовой статус.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

30. Правовой режим иностранных граждан в РФ.

Является режим временного пребывания на территории РФ, Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранный гражданин прибыл в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания не может превышать девяноста суток, за некоторыми исключениями. В частности, если такой гражданин заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок его временного пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня его въезда. Безвизовый въезд на территорию Российской Федерации разрешен для граждан Армении, Белоруссии, Кыргызской Республики, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Казахстана.

31. Беженцы и вынужденные переселенцы: понятие, конституционно-правовой статус.

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и тоже самое вышеописанное.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

32. Роль органов внутренних дел в решении вопросов, касающихся иностранных граждан и лиц без гражданства.

Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.

Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

33. Обращение граждан как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Обращение граждан - это любое заявление или жалоба граждан к представителям государственных структур.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы. Предложения - обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий. Заявления - обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. Жалобы - обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

34. Юридическая защита прав человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве состоит из комплекса мер, направленных на создание условий по реализации субъективных прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, восстановление этих прав в случае нарушения и обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их близких.

С одной стороны, деятельность по охране прав и законных интересов личности в уголовном процессе носит превентивный характер, охраняя права и свободы от посягательств и возможных нарушений, а с другой, - выполняет защитную правовосстановительную функцию.

Судебная власть в области гражданского судопроизвод­ства реализуется путем осуществления правосудия по граждан­ским делам применительно ко всем видам производства, суще­ствующим в гражданском процессе, — исковому; производству, возникающему из публичных правоотношений; особому произ­водству, а также другим дифференцированным судебным проце­дурам.

35. Роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд РФ, созданный еще в 1991 г., призван охранять Конституцию РФ, конституционные права и свободы граждан, обеспечивать их реальное исполнение.

Рассмотрение жалоб граждан - одно из приори­тетных направлений в деятельности Конституционного Су­да РФ (более 70% всех дел). Федеральным конституци­онным законом «О Конституционном Суде Российской Феде­рации» установлен следующий круг лиц, управомоченных на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд РФ: граждане РФ, иностранные граждане, лица без граж­данства, их законные представители, объединения граждан, в том числе общественные организации и юридические лица, а также Уполномоченный по правам человека в РФ и Генеральный Прокурор РФ.

36. Роль Прокуратуры в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральный закон о прокуратуре относит к основным ее задачам. Пределы прокурорского надзора охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Прокуратура реализует свои полномочия в интересах всех без исключения лиц, находящихся на территории России, а также граждан России, проживающих за ее пределами. Ограничения для каких-либо категорий лиц на доступ к защите своих прав и интересов средствами прокурорского надзора отсутствуют.

Помимо этого, значительно отличается объем предоставленных законом возможностей для защиты и восстановления прав граждан. В то время как общественные объединения действуют опосредованно (обращаясь в исполнительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды), прокурору предоставлен комплекс правовых средств для эффективной защиты и восстановления нарушенных прав граждан.

Таким образом, возможности защиты прав граждан у органов прокуратуры значительно шире, так как она наделена для этого всеми необходимым правовым инструментарием. В связи с этим общественные объединения широко используют право на направление материалов в органы прокуратуры.

37. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его конституционно-правовой статус. Порядок назначения и освобождения от должности.

На должность Уполномоченного гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 54.