2.1. Instruction on application of a set of neuro-
psychological techniques and assessment of
experimental study results (L. I. Vasserman) 34
2.2. Scale to assess the rate of speech disorder
manifestation in patients with local brain
affection (S. A. Dorofeyeva) ......... 42
2.3. Study of right- lefthandedness (L. I. Vasser-
man) ..................... 49
2.4. Techniques of experimental neuropsychological
study (L. I. Vasserman, S. A. Dorofeyeva,
Y. A. Meyerson) .............. 53
25. Apparatus study techniques in neuropsychology
(L. I. Vasserman, Y. A. Meyerson) .... 79
2.6. Application of some test techniques to diag-
nose localorganic brain affection (L. I. Vasserman) 97
CHAPTER 3. Main syndromes of higher mental function
disorders in local brain affection ....... 102
3.1. Syndromes of speech disorders (S. A. Doro-
feyeva, |N. N. Traugott|) .......... 102
301
3.1.1. Efferent (verbal) motoric aphasia . 103
3.1.2. Dynamic aphasia ........... 107
3.1.3. Afferent (articulative) motoric
aphasia ................. 109
3.1.4. Acoustic-gnostical (sensor-acoustical)
sensoric aphasia ........... Ill
3.1.5. Acoustic-mnestic (sensoric-amnestic)
aphasia ................. 112
3.1.6. Amnestic aphasia ........... 114
3.1.7. Semantic aphasia ........... 115
3.1.8. Conductive aphasia .......... 117
3.1.9. Mixed (complex) sensoric-efferent motoric
aphasia ................. 119
3.1.10. Mixed sensoric-afferent motoric
aphasia ................ 121 |
3.1.11. Mixed sensoric-afferent motoric aphasia
(combination of afferent motoric
aphasia and acoustic-gnostic one) 124
3.1.12. Total aphasia ............ 127
3.1.13. Clear vocal-acoustic agnosia .... 128
3.1.14. Speech disorder in affection of right
hemisphere ............. 130
3.2. Neuropsychological criteria (patterns) to diag-
nose different forms of aphasia (S. A. Doro-
feyeva) .................... 131
3.2.1. Efferent motoric aphasia ........... 134
3.2.2. Dynamic aphasia ............... 138
3.2.3. Afferent motoric aphasia ........... 141
3.2.4. Acoustic-gnostic sensoric aphasia ...... 145
3.2.5. Acoustic-mnestic aphasia ........... 148
3.2.6. Semantic aphasia ............... 150
3.2.7. Mixed sensoric-efferent motoric aphasia . . 151
3.2.8. Mixed sensoric-afferent motoric aphasia . . 153
3.2.9. Mixed (complex) motoric aphasia with
predominence of efferent one ........ 155
3.2.10. Mixed (complex) motoric aphasia with
predominence of afferent one ....... 156
302
3.3. Neuropsychological syndromes (L. I. Vasserman,
S. A. Dorofeyeva, Y. A. Meyerson, I. M. Tonkonogyi) 157
3.3.1. Visual agnosia ................. 158
3.3.2. Tactile agnosia ................. 163
3.3.3. Acoustic agnosia ................ 164
3.3.4. Somatoagnosia and disorders of body scheme 165
3.3.5. Apraxia ..................... 169
3.3.6. Agraphia .................... 175
3.3.7. Acalculia .................... 177
3.3.8. Gerstmann's syndrome ............ 178
3.3.9. Amusia ..................... 178
3.3.10. Syndrome of frontal lobe affection .... 180
3.3.11. Disorders of higher mental functions in affection
of deep brain structures ........... 183
CHAPTER IV. Functional asymmetry of cerebral hemispheres
and processes of information processing
(Y. A. Meyerson) ................ 194
CHAPTER V. Disorders of higher mental functions in patients
with neuropsychic pathology (experience of
sensibilized neuropsychological technique
application) .................... 203
5.1. Disorders of higher mental functions in patients with
different forms of epilepsy (L. I. Vasserman) . . 204
5.2. Disorders of higher mental functions in patients with
schizophrenic deficiency (S. V. Tkachenko,
A. V. Bocharov) .................... 218
CHAPTER VI. Application of neuropsychological techniques of
study in children (A. N". Kornev) ...... 232
6.1. Graphic-motoric techniques ............. 239
6.2. Constructive techniques ............... 244
6.3. Study of motorics .................. 248
6.4. Successive functions ................. 252
6.5. Study of speech functions .............. 254
6.6. Study of lateralization of sensoric functions . . . 268
303
CONCLUSION. Brief recommendations on application of
stimulus material and registration of study
results ..................... 275
INDEX OF LITERATURE .................. 284
SUPPLEMENT. Card of neuropsychological investigation.
Stimulus and illustrative material to tech-
niques of neuropsychological diagnostics
Монография
Людвиг Иосифович ВАССЕРМАН
Софья Александровна ДОРОФЕЕВА
Яков Александрович МЕЕРСОН
МЕТОДЫ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Практическое руководство
Художник А. М. Гусаров
Технический редактор Е. Я. Заводько
Корректор Г. В. Вассерман
ЛР № 060202 от 18.09.91 г.
Подписано в печать 28.0597. Формат бОхЗЗ1/!&. Бумага
офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,05. Тираж 3000.
Заказ № 1559.
Издательский отдел фирмы «Стройлеспечать».
198216, Санкт-Петербург, а/я 55
Отпечатано с оригинала-макета в АООТ «Типография ‚‚Правда"».
191126, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
ПРИЛОЖЕНИЯ
КАРТА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
На титульиом листе:
№ карты______ № истории болезни______ № Дата_______
Ф. И. О._________________________
Клинический диагноз (из истории болезни)________________________
Адрес или телефон _________.______________________________
На развороте карты и далее приводятся общие сведения о больных,
которые, например, могут включать:
№№ №№
п/п . п/п
1. № Карты 1. ___
2. Пол: мужской (1), женский (2) 2. ___
3. Возраст (полных лет) 3. ___
4. Образование: начальное (1), среднее или средне- 4. ___
спец. (2), неполное высшее (3), высшее (4)
5. Трудовая деятельность: не работает (1), пенсионер 5. ___
(2), работает не ло специальности (3), по специ-
альности (4), инвалид по болезни (5)
6. Семейное положение: женат (замужем) (1), разведен 6. ___
(разведена) (2), холост (незамужем) (3)
7. Инвалидность: нет (I), III гр. (2), II гр. (3), I гр. 7. ___
(4)
Эти рубрики можно дополнить или заменить другими необходимыми
для учета психосоциальных факторов болезни, но принцип организации
информации должен сохраняться при сквозной нумерации признаков.
Анамнез, например, может содержать следующие пункты:
8. Наследственность: не отягощена (1), неидентичная 8. ___
(2), идентичная (3)
9. Этиологические факторы заболевания: не установ- 9. ___
лены (1), установлены (2)
10. Заболеванию предшествовало: физическое напряжение 10. ___
(1), психоэмоциональное напряжение (2), смешан-
ный характер (3)
11. Черепно-мозговые травмы в анамнезе: нет (1), да 11. ___
(2)
12. Сосудистые эпизоды (гипертонические кризы, пре- 12. ___
ходящие нарушения мозгового кровобращения): нет
(1), Да )2)
13. Воспалительные заболевания мозга: нет (1), да (2) 13. ___
14. Пароксизмальные состояния: нет (1), да (2) 14. ___
15. Операций на мозге: нет (1), да (2) 15. ___
16. Возраст начала заболевания (связанного с патоло- 16. ___
гией мозга (полных лет)
17. Длительность основного заболевания (полных лет) 17. ___
!/2 11-1559
В этот раздел могут включены те сведения, которые отражают спе-
цифику исследуемого контингента и учет которых необходим в связи
с нейропсихологическим исследованием и в связи с исследовательскими
программами или динамическим (катамнестическим) наблюдением.
Данные клинического исследования, например, могут кратко пред-
ставлять:
Неврологическое исследование:
18. Наличие неврологической органической симптома- 18. ____
тики: нет (1), да (2)
19. Сторона поражения мозга по данным неврологиче- 19. ___
ского обследования: выражена неотчетливо (1),
справа (2), слева (3), с двух сторон (4)
20. Долевая локализация очагов поражения по данным 20. ___
неврологического обследования: не выявляется (1),
премоторная (2), лобная (3), центрально-теменная
(4), височная (5), теменная (6), затылочная (7) об-
ласти, преимущественно глубокие структуры (8)
Психопатологическое исследование, например:
21. Нарушения познавательных процессов: нет (1), 21. ___
есть (2)
22. Нарушения эмоциональной сферы: нет (1), есть (2) 22. ___
23. Нарушения личности: нет (1), есть (2) 23. ___
24. Нарушения поведения: нет (1), есть (2) 24. ___
Таким же точно образом организуются материалы по разделам сома-
тического исследования, если это требуют конкретные задачи исследования.
Перегружать карту второстепенной информацией не следует.
Составление соответствующих разделов (неврологический, психиатриче-
ский, соматический, нейрофизиологический — ЭЭГ и др., нейрорентгенологи-
ческий и т. п.) требуют консультаций соответствующих специалистов.
Далее, при продолжении сквозной нумерации вводится основной раз-
дел карты — нейропсихологическое исследование, в котором должны быть
представлены все блоки методики и отдельные пробы этих блоков в
том порядке, в каком они следуют в соответствующем разделе II главы.
В этой части карты вводится оценка успешности выполнении отдельных
заданий на основе принципов, приведенных в инструкций к нейропси-
хологической методике и в шкале и в шкале оценок дефектов речи.
Целесообразно предусмотреть возможность оценки эффективности восстано-
вительного лечения при динамическом наблюдении и катамнезе (1-е, 2-е,
3-е исследование и т. д.). В качестве примера приводим раздел карты,
касающийся исследования речевых функций, в котором выделяются и оце-
ниваются симптомы нарушений различных сторон речи, обозначенные в
заданиях методики и в специальной оценочной шкале (глава II).
Обследования
I . ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ 1-е 2-е
ЗО1. Спонтанная речь 30.___ ___
31. Диалогическая речь 31.__ __
32. Автоматизированная речь 32.__ __
33. Повествовательная речь 33.___ __
' Нумерацня продолжает те нонера, которыми закончились предшествующие
разделы карты. Данные №№ приводятся в качестве примера.
34. Составление рассказа по сюжетным 34.__ __
картинкам
35. Составление предложений к односложной 35.___ __
сюжетной картинке
Оценки успешности выполнения этих и других заданий блока оп-
ределяются по приведенной выше шкале (глава II).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.