Исследование навыков чтения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как известно, синдром алексии у взрослых рассматривается
как значимый топико-диагностический признак. У детей стар-
ше 5 лет, перенесших острое це-


го нарушения чтения является наличие значительной диссо-
циации между т. н. «умственным возрастом» или коэффици-
ентом интеллектуального развития и уровнем владения чтени-
ем. В связи с этим для диагностики дислексии удобно исполь-
зовать стандартизованный тест, разработанный в Чехословакии
3. Матейчеком (1972), несколько модифицированный, адапти-
рованный и стандартизованный нами при участии В. Пробсто-
вой для русской популяции (Корнев А. Н., 1995).

Тест рассчитан на учащихся 2—6 класса. Ребенку предла-
гается прочитать текст № 1, а затем— № 2. Фиксируется чис-
ло прочитанных слов за 1-ю минуту. Секундомер включается
после прочтения ребенком заголовка. Слова, прочитанные не-
правильно, вычитаются. После этого по таблице 8 находят зна-
чение «коэффициента техники чтения» (КТЧ) на пересечении
строки, соответствующей числу верно прочитанных слов и
столбца, соответствующего классу (году обучения), в котором
учится ребенок, и номеру текста. Поскольку исследование про-
водится по двум текстам — ребенок получает 2 оценки: КТЧ-1
и КТЧ-2. В норме эти два показателя незначительно отлича-
ются друг от друга и соответствуют 95 и более баллам. По-
скольку КТЧ является относительным показателем, его нор-
матив от возраста не зависит. В некоторых случаях КТЧ-2 от-
стает от КТЧ-1 на 10 и более баллов, что свидетельствует о
выраженной нестабильности, неавтоматизированности навыка
чтения. Понимание прочитанного проверяется отдельно путем
пересказа или ответа на стандартный набор вопросов. Вопросы,
приведенные ниже схватывают фрагмент текста № 1 объемом
98 слов. В связи с этим в процессе тестирования ребенок дол-
жен прочитать отрезок текста не меньше вышесказанного. По-
нимание прочитанного считается удовлетворительным, если
ребенок дал верные ответы на 7 и более вопросов из 10.



Текст I
КАК Я ЛОВИЛ РАКОВ

Число
слов:

В нашей деревне текут два ручейка. В них           8

живет много раков. Мальчики ловят их руками         15

под камнями, в дырах между корнями или под         23

берегом. Потом они варят их и лакомятся ими.        31

Одного рака я получил от моего друга, и он мне      41

очень понравился, был очень вкусный.                      46

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко       53

сказать, а трудно сделать. У раков есть свое             61

оружие—клешни, которыми они щиплются как        67

следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в             75

дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться      81

к лягушке или даже к змее! Мой друг                         89

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем    96
по-другому...

Нужно привязать на длинную палку тухлое         103

мясо. Рак крепко схватит мясо и затем его легко      112

вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот            120

способ мне очень понравился, и поэтому я                127

подготовил все нужные вещи. В пруду я нашел        135

глубокое место и сунул палку в воду.                        142

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не          150

видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза         158

и клешни и, наконец весь рак медленно вылез           166

к мясу. Потом схватил мясо клешнями и                   173

разорвал его челюстями. Я очень осторожно            179

вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на           188
траве.

Но некоторые раки были более осторожными.     195

Когда палка-удочка дрожала, рак сразу ее                 202

отпускал и задом плыл в нору.                                   208

Отгадайте, почему задом? Но все-таки я              214

наловил много раков. Мама их сварила. Какими       221

они были красными! И очень вкусными.                    227

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

1. Сколько ручейков текут в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят раков?

265


4. Что мальчики с ними делают?

5. От кого мальчик получил рака?

6. Чего захотолосъ мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать мальчик?

9. Почему?

Ю. Что посоветовал ему друг?

Текст II
НЕБЛАГОДАРНАЯ ЕЛЬ

Число
слов:

В отдаленной части леса, рядом с высокой          7

рощей, росла сль, Маленькую елочку поражала       13

красота белых цветков, которые распускались          18

весной на терновнике. Стали они с терновником      25

друзьями еще с осени. Тогда ели понравились          32

его синие плоды. Когда ель стала взрослой,              39

птицы ей сказали, что другой такой красавицы в      47

лесу нет. Тогда охватили ель гордость и                    54

самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай,            59

терновник, убери свои кривые ветки от меня!           66

Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие                  72

восхищались моей красотой и моим прскрасным     78

ростом». «И это ты мне за всю защиту от ветра        88

и плохой погоды?»—- жалобно спросил терновник. 94

Ель молчала и только мрачно качала ветвями.          101

Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу.      107

Через несколько дней к солнцу обратились все         114

ветви терновника, но ни одна не прикоснулась к      122

ели‚ И ель росла, росла...                                            127

Во время первых зимних метелей в лес                134

пришли лесорубы. Они искали новогодние елки.      140

От страха начала ель просить терновник, чтобы       147

он ее спрятал. Но было уже поздно просить. Все      156

ветки терновника летом повернулись к солнцу и      163

зммой уже не могли приблизиться к ели. Она           171

заплакала: «Ведь меня топором убьют!». «И это      178

из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и       186

неблагодарной»,— ответил терновник. «Да,              190

266


неблагодарная гордость не принесет пользу»,—        195
заплакала ель.

Едва она сказала это, как перед ней уже стояли 206
люди и восхищались ее красотой. Ее срубили.           213
Ель упала в объятия терновника и навсегда 220
распрощалась с лесом. 223

Для дифференциации первичных, специфических, наруше-
ний чтения от вторичных, обусловленных отставанием в умс-
твенном развитии, проводится сопоставление величины КТЧ
и «Общего интеллектуального показателя» (ОИП), полученного
при обследовании ребенка по психометрической методике
ABM-WISC. У детей с первичным нарушением чтения (т. е. с
дислексией) КТЧ должен быть меньше ОИП на 20 баллов и
более (у умственно отсталых —на 15 и больше). Методы уг-
лубленного анализа дислексических нарушений и их механиз-
мов приведены нами в опубликованной ранее монографии
(Корнев А. Н., 1995).

25. Для исследования письма может быть использован ма-
териал, приведенный в настоящем пособии для исследования
подростков и взрослых (см. глава 2). Особое внимание следует
обратить на наличие специфических ошибок при письмс под
диктовку: смешение глухих-звонких согласных (П-Б, Д-Т, К-Г
и т. п.), мягких-твердых, шипягцих-свистящих (С-Ш, 3-Ж),
пропуски гласных или согласных. Наличие таких ошибок сви-
детельствует о наличии дисграфии. В настоящее время мы не
располагаем данными, которые свидетельствовали бы о нали-
чии топико-диагностического значения дисграфии у детей.
Кроме вышеописанных ошибок у некоторых детей встречаются
выраженные недостатки графических характеристик письма:
неустойчивый почерк, заметные различия в размерах букв, не-
дописывание элементов букв, выход за строку. У этих же детей
письмо весьма замедлено по темпу и встречаются смешения
букв, сходных по начертанию (в письменном варианте): б-д,
о-а, и-у, п-т, л-м и др.). Подобная симптоматика свидетель-
ствует о наличии синдрома диспраксичсской дисграфии и ча-
сто сочетается с пальцевой диспраксией, что, по данным А. Р.
Лурия (1969), свидетельствует о преимуществешюй заинтере-
сованности моторных и премоторных отделов коры левого
полушария. Следует отметить, что существуют и другие точки
зрения на топическую интерпретации) данного синдрома. По
мнению И. М. Тонконого (1973), в таких случаях заинтересо-
ваны теменные отделы левой гемисферы.

267



6.6. Исследование латерализации
сенсо-моторных функций

Как показали многочисленные исследования, функциональ-
ная специализация полушарий лишь условно дает право раз-
делить их на доминантное и субдоминантное. По ряду функ-
ций у большинства взрослых здоровых людей специализиро-
вано левое полушарие, а по другим — правое. Считается, что
окончательный тип доминантности устанавливается в онтоге-
незе к 3—5 годам, хотя имеются и иные точки зрения
(Springer S., Deutsh G., 1983). Этот возраст является своеобраз-
ным рубежом, после которого возможность компенсации на-
рушенных функций за счет здорового полушария (при моно-
латеральных повреждениях) резко снижается (Симерницкая Э. Г.,
1985, Geschwind N., Galaburda М., 1985). Замедленное станов-
ление функциональной спсциализации полушарий или отсут-
ствие таковой, по мнению ряда авторов, может привести к
трудностям в усвоении чтения и письма. Атипичный вариант
доминантности в ряде случаев является признаком раннего по-
ражения одного из полушарий головного мозга. В других слу-
чаях это имеет наследственное происхождение. Функциональ-
ное доминирование одного из полушарий обычно определяют
по ряду проб, выявляющих одностороннее функциональное
преимущество или предпочтение по руке, ноге, глазу или уху.
Практика показывает, что результат подобного исследования
зависит не только от того, к какому анализатору адресуется
задание, но и от характера самого предлагаемого задания. Не
вполне надежными представляются попытки экстраполировать
данные исследования латерализации в одной модальности на
другие, нетестированные модальности. По мнению Э. Г. Си-
мерницкой, например, тип моторного доминирования не со-
пряжен жестко с типом доминирования по речи. Например, у
моторных левшей нередко церебралыюе представительство речи
остается в левом полушарий. Полное правшество (по руке, ноге,
глазу и уху), по данным Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной
(1994), встречается у взрослых лишь в 38% случаев. По "нашим
данным, у здоровых детей 7—8 лет полное правшество (по руке,
ноге и глазу) встречается в 33% случаев, у детей с задержкой
психического развития или дислексией — в 17% случаев. Как
указывают Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина, частота левору-
кости по данным разных авторов варьирует в пределах от 1 %

1 Пробы на функциональную асиммегрию и функциональное взаимо-
действие полушарий голонного мозга приводятся в работах Т. А Добро-
хотовой и Н Н Брагиной (1994), Е Д Хомской с соавт (1996) н др

268


до 30%. У детей этот показатель снижается по мере увеличе-
ния возраста: в 7—8 лет— 13,3% мальчиков и 10% девочек
в 14-15 лет-4,4% и 4,1%, в 16-17 лет-3,5% и 3,3%. По
нашим данным, в 7—8 лет левптество встречается у 6 % здо-
ровых детей, у 7% детей с задержкой психического развития
и у 16 % детей с дислексией.

































































































































Определение ведущего глаза.

I. Проба с калейдоскопом. Перед ребенком на стол
на равном расстоянии между обеими руками кладется калей-
доскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. От-
мечается глаз, которым ребенок это делает.

II. Проба с прицеливанием. Данное задание явля-
ется модифицированным нами вариантом пробы, описанной
А. Р. Лурия.

Ребенку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа
его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь
отдаленный предмет, не прищуривая глаз. Затем обследую-
щий прикрывает один глаз ребенка листом бумаги и пред-
лагает скорректировать прицсл. Затем процедура повторяет-
ся, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке
прицела ребенок обычно несколько смещает руку с каранда-
шом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого
смещение руки при корректировке прицела было наиболь-
шим.

По нашим данным, у детей 5—8 лет в 60 % случаев в обеих
пробах ведущим является правый глаз. Неотчетливое домини-
рование (расхождение 1 и 2 проб) у детей 5—6 лет встречается
в 29%, а у детей 7—8 лет—в 7% случаев. Доминирование
левого глаза в 7—8 лет встречается у 33 % детей.

27. Определение ведущей руки.

I. Графическая проба. Дается задание: как можно бы-
стрее проставить по одной точке в каждой клеточке стоклеточ-
ного квадрата сначала правой, а затем левой рукой. Регистри-
руется время выполнения задания каждой из рук. Коэффи-
циент доминирования для правой руки высчитывается по
следующей формуле (Грановская Л. Н. с соавт., 1972):



ка), собирание разбросанных спичек в коробок, бросание
мяча, сборка пирамидки и другие конструктивные задания,
которые выполняются преимущественно одной рукой. Реги-
стрируется ведущая рука в каждом из заданий, а потом
подсчитывается общий коэффициент доминирования по
следующей формуле:

i

Кроме доминирования рук в двигательных операциях це-
лесообразно оценить то же и для сенсорных функций. С
этой целью используется вышеописанная проба на стерео-
гнозис.


































Определение ведущей ноги.

I. Проба «Ударь ногой по мячу», в которой оп-
ределяется ведущая «моторная нога». У 80—96 % детей 5—8
лет в этом задании ведущей является правая нога (Корнев
А. Н., 1995).

И. Проба «Попрыгай на одной нoгe», в которой
определяется ведущая «опорная» нога. У 52—60 % здоровых де-
тей 5—8 лет ведущей в этом задании является правая, а у
40—48% —левая нога (Корнев А. Н., 1991, 1995).

Одной из важных задач нейропсихологического исследо-
вания у детей является не только выявление отдельных ней-
ропсихологических синдромов, но и составление целостной
картины функционального состояния высших психических
функций ребенка в виде так называемого «нейропсихологи-
ческого профиля». Одной из трудностей в его составлении
является несовпадение размерности и способов оценки раз-
ных заданий и различия в дисперсии индивидуальных по-
казателей по отношению к средневозрастному показателю. В
связи с этим представляется удобным перевод первичных
данных в шкальные оценки. Для этого необходимо знать
срсдневозрастные показатели1 и среднеквадратичное отклоне-
ние по каждому заданию, которые приведены в табл. 8.
Итогом нейропсихологического исследования детей по ре-
зультатам качественного и количественного анализа является
заюшчение о предполагаемой дефицитарности фупкциональ-
ных систем мозга (табл. 9).

1 Совместное исследование с А.И.Молчановым.

270


Вышеописанная нейропсихологическая методика позволяет
не только оценить состояние отдельных мозговых мехапитмов,
но и получить интегральную картину в виде нейропси‚хологи-
ческого профиля. На рис. №№ 15 а, б, в приложения приве-
дены нейропсихологические профили 3 детей. Случаи 1 пред-
ставляет собой синдром правосторонней пальцевой дисираксии
у ребенка 6,5 лет, показавшего низкие результаты в таких те-
стах, как «Дом, дерево, человек», «Пересчет иальцев», пробы на
пальцевой гнозис и праксис, «Воспроизведение ритмов». До-
полнительные задания, направленные на уточнение ведущего
фактора в нарушений воспроизведения ритмов, свидетельство-
вали о преимущественно моторных затруднениях (на слух ре-
бенок различал ритмические серии значительно лучше). Пред-
положительная локализация поражения (перенесенного в пери-
натальном периоде) — премоторно-постцентральные отделы ле-

271



вого полушария. Случаи 2 представляет собой комплекс син-
дромов переднего дисграмматизма, морфологического дисг-
рамматизма, пальцевой диспраксии и дислексии у ребенка 7
лет 9 мес. с моторной алалией. Случаи 3 - иллюстрирует кар-
тину, нередко встречающуюся при дислексии, с незрелостью
изобразительных и графомоторных навыков, дефицитом сук-
цессивной кратковременной слухоречевой памяти и крайне
низкими результатами в тесте чтения у ребенка 8 лет.

272


Использование нейропсихологических методов исследова-
ния у детей, по нашему опыту, дает много дополнительной
информации к результатам патопсихологического исследова-
ния когнитивных функций ребенка, значительно углубляет
функциональный диагноз расстройства, помогает понять его
механизмы. Особенно полезным это оказывается у детей со
специфическими задержками психического развития: дислек-
сией, дисграфией, дискалькулией, первичным недоразвитием
речи. Нейропсихологический подход позволяет дифференциро-
вать внешне сходные, но различающиеся по механизмам виды
первичного недоразвития речи. В качестве примера можно
привести дифференциацию детской дизартрии (или дизартрии
развития) от артикуляционпой диспраксии, моторной алалии
от параалалии или псевдоалалии.

Владение информацией о зрелости, незрелости или нару-
шениях функциональных систем мозга позволяет оптимально
спланировать психологическую коррекционную работу и вы-
брать наиболее адекватный для данного ребенка способ обуче-
ния письму, чтению, счету и другим навыкам. По нашему глу-
бокому убеждению, в основе методов специальной педагогики
должны лежать нейропсихологические принципы организации
мозговой деятельности в норме и их отличия при том или
ином типе аномалии психологического развития. Нейропсихо-
логическое исследование, проведенное в дошколыюм возрасте
позволяет с одной стороны прогнозировать возможные труд-
ности, которые могут возникнуть у ребенка при обучении, а с
другой - дает возможность предупредить их.











































































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Книга, как это уже подчеркивалось, является практическим
руководством по нейропсихологической диагностике и весь ее
материал подчинен именно этой цели, включая первую главу-
краткий очерк истории и теории, которая ориентирует заин-
тересованного читателя в сложных проблемах клинической
нейропсихологии. Следует сказать, что для пользования мето-
дами нейропсихологической диагностики, как и вообще для
применения идей и методов медицинской психологии нужна
специальная профессиональная подготовка. Тут недостаточно
только врачебного, психологического или дефектологического
образования. Необходима специализация, отработка практиче-
ских навыков и всего того, что формирует специалиста. Нам
представляется, что на этом пути одним из первых этапов яв-
ляется освоение специальных методов диагностики, которые,
в частности, приводятся в данной книге.

Для тех, кто ориентирован в методах нейропсихологической
диагностики, материалы книги - набор нейропсихологических
методик, необходимый иллюстративный материал, принципы
оценивания результатов и диагностические шкалы, описания
нейропсихологических синдромов несомненно будут полезны-
ми для научно-практической деятельности.

Инструкций по применению методик нейропсихологиче-
ской диагностики изложены в разделе 2.1. Здесь мы считаем
необходимым дать краткие рекомендации по работе со сти-
мульным материалом - рисунками приложения.

Для создания набора нейропсихологических методик сле-
дует сделать фото (предпочтительнее) или ксерокопии всех
рисунков, увеличив их размеры приблизительно в 1,5 раза.
Далее, отобрать те из них, которые не требуется разрезать
на отдельные составляющие. Это наглядные материалы для
экспериментатора, например «позы пальцев», «взаимное рас-
положение рук», «рука и лицо», «ритмы» и т. д., что станет
ясно после детального знакомства с методиками. Остальные
рисунки необходимо разрезать иа отдельные карточки, на-
клеить последние на картон или обтянуть прозрачным пла-
стиком. Это стимульный материал для испытуемых, напри-
мер, изображения предметов, действий, лиц, предметов и
букв на фоне шума, геометрических фигур и т. п. Из ри-
сунков отобрать те, которые по методическим указаниям
требуют наличия «частей и целого», т. е. и целой матрицы,

10•                                                                                       275


например рис. 1 и отдельных частей этого рисунка (или
матрицы с незнакомыми лицами, невербализуемыми гео-
метрическими фигурами и т. д.). В основном это субтесты
на кратковременную зрительную память.

Изготовленные таким образом наглядные и стимульные
материалы оформляют в виде набора — специальной пластико-
вой папки, где в каждой (отдельной) ячейке рисунок для де-
монстрации испытуемому или образцы для экспериментатора
(которые также могут предъявляться испытуемым для выпол-
нения задания по «картинке», а не по образцу, демонстрируе-
мому психологом). Необходимо следить за тем, чтобы предъ-
являемый стимульный материал не «зашумливался» другими
рисунками, лежащими рядом или находящимися в ячейке
папки.

Опыт освоения набора нейропсихологических методик не-
сложен и экспериментатор быстро усваивает все правила рабо-
ты с набором.

О стандартной процедуре исследования говорится в общей
инструкций (глава II). Инструкция к работе с методиками «кор-
ректурная таблица» (рис. 31) и тест Бентона (рис. 32 и 33) при-
водятся ниже.























































Рекомендации по регистрации результатов исследования

Нейропсихологическая диагностика складывается из ряда
этапов: сбора медико-психологического анамнеза, анализа ма-
териалов истории болезни, наблюдения за больным и естест-
венной) эксперимента, собственно экспериментально-психоло-
гического исследования с использованием не только целенап-
равленных нейропсихологических проб и заданий, но, если
требуют задачи исследования, патопсихологических и тестовых
методик. Наши рекомендации по регистрации результатов ка-
саются только собственно нейропсихологического эксперимен-
та, что частично уже было отмечено в главе II. Наиболее удоб-
ной формой фиксации данных исследования представляется,
так называемая, архивно-кодировочная карта, которая одновре-
менно может служить и «банком данных» (в том числе и для
персональной ЭВМ), и документом для текущей работы по
нейро-психологической диагностике, и исходным документом
для организации статистической обработки по программам
многомерной статистики, например Statgraphics Plus.

Многолетний опыт применения тестовых методик, стандар-
тизированных нейропсихологических методик в научно-прак-
тических целях позволяет нам утверждать, что без необходи-
мой организации исходного материала невозможна его коррек-

276


тная статистическая обработка, а следовательно, получение на-
дежных сведений о клинико-психологических соотношениях
или о корреляционных (факторных) связях внутри массива ре-
зультатов психологического исследования.

Любая архивно-кодировочная карта или формализованный
протокол нейропсихологического исследования разрабатывает-
ся индивидуально в зависимости от цели и задач работы, опы-
та наблюдателя (врача, психолога, дефектолога) и технических
возможностей. Но нам представляется, что могут быть реко-
мендованы и принципиальные требования.

Карта должна содержать общую часть, куда заносятся необ-
ходимые сведения о больном, клинический, параклинический и
психологический разделы. Карта должна быть достаточно ком-
пактной, но информативной, предусматривать возможности ис-
следования в динамике лечения и восстановительного обучения
(а возможно и катамнестического наблюдения).

Образец карты приводится в приложении.

Еще раз отметим, что предлагаемая нами форма протокола
удобна прежде всего для целей архивирования, статистической
обработки методами многомерной статистики с помощью пер-
сональных ЭВМ, а также для индивидуальной диагностической
работы психолога (врача) в дополнение к протоколам, магни-
тофонным записям образцов речи испытуемых и др. исходных
материалов исследования, на основе анализа которых прини-
мается топико-диагностическое решение.


ИНСТРУКЦИЯ
к методике «Корректурная таблица»

Предлагаемый вариант «корректуры» является модифика-
цией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лабо-
ратории психологии Института им. В. М. Бехтерева (см. гл. П).
По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» сим-
волов (цифр): всего 800 цифр —по 400 в верхней и нижней,
правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на
4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого
увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению
с оригиналом не изменен).

Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором
цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каж-
дой строке, начиная с первой верхней1. Работайте быстро, ста-
раясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие
ряды цифр внимание не обращайте».

По команде «начали» включается секундомер (время отме-
чается в сек).

Итогами эксперимента являются:

1. Время выполнения 1-й горизонтальной половины табли-
цы (t1);

2. Общее время выполнения задания (Т);

3. Время выполнения 2-й половины таблицы (t2 = T-t1);

4. Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле:


таблицы, М2 —в левой. Преобладание ошибок в левой поло-
вине зрительного пространства, качество ошибок и их «посто-
янство» (воспроизводимость) анализируется в контексте ней-
ропсихологической диагностики в целом и может служить до-
полнительным топико-диагностическим признаком (см. гл. III).

Предлагаемый вариант «корректурной таблицы» может
быть использован в динамике исследования больных — взрос-
лых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности те-
рапии в неврологической, нейрохирургической и психиатриче-
ской клиниках. А также в дефектологии и практике работы
школьных психологов для решения задач психогигиены и пси-
хопрофилактики.

Во всех случаях полученные результаты следует рассматри-
вать в совокупности многомерной психологической диагностики.

1 Разработана и апробирована Л. И Вассерманом и М. В. Катышевой
на разных контингентах больных с органической патологией мозга.



КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по применению теста Бентона

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам
несколько карточек с простыми геометрическими рисунками.
Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под
другим, как они располагаются на картах. Красота рисунка ни-
какой роли не играет, надо только показать правильно форму,
величину относительно друг друга (если фигур на карте не-
сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я
уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не
отрывая^сь и не отвлекаясь (7—10 секунд), даже если Вам по-
кажется, что Вы уже все запомнили. Вам понятно?» (при не-
соблюдении — отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору: «Держим карточки1 перед испы-
туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж-
дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать
5—7», особенно если испытуемый достаточно сохранный).
Иметь на столе второй запасной карандаш на случаи, если
испытуемый сломает первый (отметить мьпнечное напряже-
ние).

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной
карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов — если имеется хотя
бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен-
ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От-
дельно подсчитаются ошибки. Эго могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращение: «Оп»
с указанием:

Оп БП — Опущение Большой Правой

Оп БЛ — Опущение Большой Левой

Оп МП — Опущение Малой-периферической Правой

Оп МЛ — Опущение Малой-периферической Левой

2. Деформация фигуры — «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф
МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды-
дущей карты). Обозначается — «Пере» (пере БП, Пере БЛ,
Пере МП, Пере МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90° или 180°) —«Рот»,
например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т. д.

1 При подготовке теста Бентона к работе номера карточек (1—10) уби-
раются и ставятся на обороте Размер карточки с фигурами 21x15 см
(по оригиналу теста)

280


5. Локализация (расположение фигуры)1 — «Лок»: Лок БП,
Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок
в определенной части карты (левой или правой). Для учета
этих ошибок полезно применять две серии Бентон-теста (осо-
бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре-
мени (5—10 минут) — это обеспечит большую надежность ре-
зультатов.

6. Величина—«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ.

Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по
тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения
об уровне Ю (он определяется с помощью специальных тестов
интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и
др.), но для выявления патологического снижения памяти на
геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству-
ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими
тестами), которое может быть и при относительно сохранном
интеллекте испытуемого.

Поправки на возраст.

от 45 до 54 лет к оценке по Бентону прибавляется 1 балл
от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла
от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла
(от 75 лет и выше—можно прибавить 4 — 5 баллов)

1 Автор модификации инструкций — И Н Гильяшева предлагает ошиб-
ки локализации в виде неотчетливого (неполного) смещения по вертикали
правой или малой периферической фигуры снизу-вверх (сверху-вниз) до
середины или немного выше (ниже) середины большой фигуры, но не
достигающее уровня противоположного края большой фигуры, а также
смещения от середины уровня большой фигуры вверх (вниз) — считать
за половину ошибки, а при подсчете, в случае нечетного количества
«половинок», округлять сумму в пользу испытуемого

281



Для удобства сравнивания количества ошибок «правой» и
«левой» локализации (особенно часто это ошибки локализации
малой периферической фигуры) произведены незначительные
изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количе-
ство периферических малых фигур справа и слева в каждой
серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева).

Шкалы «поправок на возраст» продолжены, что позволяет
обследовать испытуемых более старшего, чем предусмотрено у
Бентона, возраста.


Поправки на возраст.

от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка
от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки
от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки
(выше 65 лет —можно отнять 4 — 5 ошибок)

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга обычно полу-
чают не более 4—5 баллов (редко).

Больные неврозами получают в среднем 6—8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6—7 баллов.

Норма получает в среднем 8—9 баллов, но может быть и
7, и даже меньше — при «Низком» или «Пограничном» интел-
лекте (см. таблицу).

Краткая инструкция к проведению обследования и оценке
результатов теста Бентона составлена на основе собственцого
опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981).

Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интел-
лекта в единицах IQ, на основе которого можно судить об
«органическом» снижении (в случае несоответствия этих
оценок), в руководстве Бентона приводится по методике
Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно ис-
пользуется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC
для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по
Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соот-
ветствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и
«квалификации» (словесные определения) уровней интеллекта
по Векслеру.

282


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об органи-
зации функций мозга//Методологические аспекты науки о мозге.—
М., 1983.—С. 81—91.

2. Адрианов О. С. Проблема структурной организации правого
и левого полушарий мозга//Нейропсихологический анализ межпо-
лушарной асимметрии мозга.— М.—1986.— С. 9—14.

3. Адрианов О. С. Структурпо-функционалыше основы интегра-
тивной деятельности мозга//Физиология поведения. Нейрофизиологи-
ческие закономерности.— Л.—1988.

4. Аматуни В. Н. О модификации корректурной пробы//Пси-
хологичоский эксперимент в неврологической и психиатрической
клинике.—Л.—1969.—С. 157—167.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л.: ЛГУ,
1968.

6. Ананьев Б. Г., Степанова Е. И. (ред.). Развитие психо-
физиологических функций взрослых людей.—.М., 1972, с. 15—44.

7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды.—.М.,
1980.

8. Анохин П. К. Проблемы локализации с точки зрения
системных представлений о нервных функциях//Неврология и пси-
хиатрия.—1940.—Т. IX, № 6.—С. 31—44.

9. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории
функциональных систем.— М., 1971.

10. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической
афазий.—М., 1975.

11. Бабенкова С. В. Клинические синдромы поражения правого
полупгария мозга при остром инсульте.— М., 1971.

12. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного
и недоминантного полушария.— Л., 1976.

13. Балунов О. А. «Банк» данных постинсультных больных:
факторы, влияющие на эффективность реабилитационного процес-
са»//Журн. невропатол. и психиат. им. Корсакова.—1994.— Т. 94,
№ 3.— С. 65—67.

14. Батуев А. С., Таиров О. П. Мозг и организация дви-
жений.—Л., 1978.

15. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления.— М., 1964.

16. Бейн Э. С‚, Овчарова П. А. Клиника и лечение афазий.—
София, 1970.

17. Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление
речи у больных с афазией.— М., 1982.

18. Белый Б. И. Особенности переработки информации в
правом и левом полушариях мозга человека//Журн. невропатол.
и психиат.—1982.—Т. 82, № 7.—С. 131—138.

19. Бернштейн А. Н. Клинические приемы психологического
исследования душевнобольных.— М., 1911.

20. Бернштейн Н. А. О построении движений.— М., 1947.

284


21. Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии
активности.— М., 1966.

22. Беспалько И. Г. О динамической асимметрии внимания//Пси-
хологический эксперимент в неврологической и психиатрической кли-
нике.—1969.—С. 167—185.

23. Бехтерев В. М. Психика и жизнь.—СПб, 1904.

24. Бехтерев В. М. Основы учения о функциях мозга.— СПб,
1907.—Т. 7.

25. Бехтерев В. М., Владычко С. Д. Об эксперименталыго-обь-
ективном исследований душевнобольных.— СПб, 1911.

26. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека.— Л., 1988.

27. Бианки В. Л. Эволюция парной функции мозговых пол-
ушарий.— Л., 1975.

28. Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных.— Л., 1985.

29. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга.—Л., 1989.

30. Биниауришвили Р. Г., Вейн А. М., Гафуров Б. Г., Рахим-
джанов А. Р. Эпилепсия и функциональные состояния мозга.—
Ташкент, 1985.

31. Блейхер В.  М. Клиническая патопсихология.— Тапжент, 1976.

32. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагно-
стика.— Киев, 1986.

33. Блинков С. М. Общее анатомическое введение в нейроп-
сихологию/ /Естественнонаучные основы психологии.— М.—1978.— С.
24—55.

34. Болдырев А. И. Эпялептические синдромы.— М., 1976.

35. Болдырев А. И. Эпилепсия у взрослых.— М., 1984.

36. Бочаров А. В. Клинико-психопатологические и нейропсихо-
логические нарушения у больных шизофренией с различными ва-
риантами дефекта: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— СПб, 1996.

37. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асим-
метрии человека.— М., 1988.

38. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А.
Разработка стандартизованной нейропсихологической методики для
топической диагностики локальных поражений мозга//Вопросы ди-
агностики психического развития.— Таллинн.—1974.— С. 36—38.

39. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А., Тон-
коногий И. М. Диагностическая нейропсихологическая методика: Ме-
тодические рекомендации.— Л., 1977.

40. Вассерман Л. И., Меерсон Я. А., Томанов Л. В., Торубаров
В. А., Израилит И. С., Чичикалюк Ю. А., Ровный А. Н. Значение
аппаратурных методов исследования для экспериментальной нейроп-
сихологии//Нейропсихологические исследования в неврологии, нейро-
хирургии и психиатрии.— Л.—1981.— С. 27—34.

41. Вассерман Л. И. Психологические методы исследования при
локально-органических поражениях головного мозга//М. М. Кабанов
и др. Методы психологической диагностики и коррекции в кли-
нике.—Л.—1983.—С. 156—193.

42. Вассерман Л. И., Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н.,
Иовлев Б. В. Психодиагностика в медицине и проблемы ее раз-

285


вития//Психодиагностика при нервно-психических и психосомати-
ческих заболеваниях.— Л.—1985.— С. 5—11.

43. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А.,
Трауготт Н. Н. Стандартизованный набор диагностических ней-
ропсихологических методик: Методические рекомендации.— Л., 1987.

44. Вассерман Л. И. Структура и механизмы нарушений пси-
хических функций и личности при фокальной эпилепсии: Автореф.
дис. ... докт. мед. наук.— Л., 1989.

45. Вассерман Л. И., Хазанова Н. С., Ткаченко С. В. Ней-
ропсихологические методы исследования в клинике хирургического
лечения эпилепсии: Методические рекомендации.— Л., 1989.

46. Вассерман Л. И., Гильяшева И. Н. Психологическая ди-
агностика нарушений интеллектуальной деятельности при эпилепсии:
Методические рекомендации.— Л., 1989.

47. Вассерман Л. И. Нейропсихологические исследования больных
эпилепсией: обзор результатов многомерной диагностики нарушений
высших психических функций//Нейропсихология сегодня.— М.—
1995.—С. 113—122.

48. Вассерман Л. И., Дюк В. А. и др. Психологическая
диагностика и новые информационные технологии.— СПб, 1997.

49. Вовин Р, Я., Меерсон Я. А. К вопросу о механизмах
деперсонализационных расстройств при шизофрении//Проблемы ме-
дицинской психологии.— Л.—1976.— С. 147—150.

50. Воронина Т. А. Фармакология современных противосудорожных
средств//С. А. Громов, В. С. Лобзин. Лечение и реабилитация
больных эпилепсией.— СПб, 1993.

51. Выготский Л. С. Мышление и речь.— М., 1934.

52. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.—
М., 1956.

53. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.—
М., 1960.

54. Гильяшева И. Н. Применение некоторых тестовых методик
в диагностике органических поражений мозга//Нейропсихологические
исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии.— Л.—
1981.—С. 74—78.

55. Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов.—
М.—Л., 1966.

56. Голант Р. Я. О расстройствах памяти.— Л.— М., 1935.

57. Голант Р. Я. О психотических картинах у больных с явлениями
пальцевой агнозии и расстройствами чувствительности (предварит. со-
общ.)//Невропатол. и психиат.—1937.—Т. VI, № 2.—С. 29—36.

58. Гольберг Э., Коста Л. Д. Нейроанатомическая асимметрия
полушарий мозга и способы переработки информации//Нейропсихо-
логия сегодня.— М.—1995.— С. 8—14.

59. Грановская Р. М., Березная И. Я. Запоминание и узнавание
фигур.— Л., 1974.

60. Громов С. А. Реабилитация больных эпилепсией.— Л., 1987.

61. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика, ч. I
и II, 1930.

286


62. Гуревич М. О. К теории локализации психических
расстройств//Невропатол. и психиат.—1940.— Т. IX, № 6.— С.
25—30.

63. Гуревич М. О. Верхняя теменная область/ /Руководство
по неврологии, т. I, 1957, кн. II, с. 38—45.

64. Давиденков С. Н. Клинические лекции по нервным бо-
лезням.— Л., 1956.

65. Деглин В. Л. Функциональная асимметрия мозга человека:
Автореф. дис. ... докт. мед. наук.— Л., 1984.

66. Деглин В. Л. Лекции о функциональной асимметрии
мозга человека.— Амстердам — Киев, 1996.

67. Демьянов Ю. Г. Клинические особенности младших школь-
ников со стойкими нарушениями успеваемости//Клиническое и
психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной не-
достаточностыо.— М.—1976.

68. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асим-
метрия и психопатология очаговых поражений мозга.— М., 1977.

69. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши.— М., 1994.

70. Дорофеева С. А. Особенности нарушения слухового ана-
лизатора при различных формах сенсорной афазий сосудистого
происхождения//Клинические и экспериментальные исследования
в психоневрологии.—Л.—1967.—Т. XII.—С. 137—143.

71. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н., Бескадаров А. В.,
Вассерман Л. И., Галунов В. И., Меерсон Я. А., Перевощикова Г. Ф.
Клинико-экспериментальное исследование слуховой агнозии (случаи
с анатомо-гистологической верификацией)//Журн. невропатол. и
психиат., 1980.—Т. 80, № 12.—С. 1790—1798.

72. Дорофеева С. А. Синдромы смегаанных афазий и принципы
восстановления речи//Новое в реабилитации больных с сосудистыми
заболеваниями.— Л.—1983.— С. 28—30.

73. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушение письменной
речи при локальных поражениях головного мозга//Модели речевого
процесса в норме и патологии.— Красноярск.—1989.— С. 49.

74. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. К вопросу о механизмах
нарушения письма при афферентной моторной афазий//Оптими-
зация реабилитационного процесса при церебральном инсульте.—
Л.—1990.— С. 26—30.

75. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. О нарушениях иде-
ографической и фонематической письменной речи у больных с
афазией//Распад и недоразвитие языковой системы: исследования
и коррекция.—СПб,—1991.—С. 7—16.

76. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушение чтения
при локальных поражениях головного мозга//1-й общенациональ-
ный конгресс по чтению.— М.—1992.— С. 21—22.

77. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушение письма у
больных с афазией//Методы изучения и преодоления речевых
расстройств.— СПб.—1994.— С. 119—130.

78. Ерышев О. Ф., Меерсон Я. А., Тархан А. У. Ней-
ропсихологические исследования больных алкоголизмом и их

287


прогностическое значение//Динамика ремиссий при алкоголизме
и противорецидивное лечение.— СПб.—1996.— С. 56—77.

79. Зальцман А. Г. О роли правого и левого полушарий
головного мозга в процессах лицевого гнозиса//Физиология че-
ловека.—1982.— 1.—С. 80—92.

80. Зальцман А. Г. Изучение ФАП мозга методом латеральных
тахистоскопических предъявлений//Новые методы нейропсихологи-
ческого исследования.— М.—1989.— С. 63—81.

81. Зальцман А. Г. Переработка неосознаваемой зрителыюй
информации в правом и левом полушариях головного мозга//Сен-
сорные системы.—Л.—1989.—Т. 3, вып. 1.—С. 43—47.

82. Зальцман А. Г. Особенности переработки зрительной ин-
формации в правом и левом полушариях головного мозга че-
ловека//Физиология человека.—1990.—Т. 16, № 2.—С. 135—148.

83. Зальцман А. Г., Меерсон Я. А. О роли левого и правого
полушарий мозга в процессах восприятия зрительной информа-
ции//Физиология человека.—1990.—Т. 16, № 5.—С. 29—34.

84. Зейгарник Б. В. Патопсихология.— М.: МГУ, 1986.

85. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей.— Л., 1982.

86. Камбарова Д. К. Нейрофизиологические механизмы паро-
ксизмальных и устойчивых патологических состояний: Автореф. дис.
... докт. мед. наук.— Л., 1984.

87. Карлов В. А. Эпилепсия.—М., 1990.

88. Коган В. М. Восстановление речи при афазий.— М., 1962.

89. Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии//Жури.
невропатол. и психиат.—1965.—Т. 65, № 12.—С. 1777—1779.

90. Кок Е. П. Зрителъньте агнозии.— Л., 1967.

91. Корнев А. Н., Молчанов А. И. Нейропсихологические
аспекты полового диморфизма у детей со спастическими геми-
парезами//Психосоматические и соматопсихические расстройства у
детей.—Л.—1990.—С. 75—81.

92. Корнев А. Н. Психопатология и патопсихология первичного
недоразвития речи у детей//Психосоматические и соматопсихиче-
ские расстройства у детей.—Л.—1990.— С. 96—102.

93. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследова-
ния//Психодиагностические методы в педиатрии и детской психо-
неврологии.— СПб.—1991.— С. 48—73.

94. Корнев А. Н. Дизлексия и дизграфия у детей.— СПб,

1995.

95. Коровин А. М. Судорожные состояния у детей.— Л.: Ме-
дицина, 1984.

96. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые струк-
туры мозга и психические процессы.— М., 1985.

97. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая ней-
ропсихология.— М.: МГУ, 1988.

98. Корст Л. О. Опухоли теменных долей мозга.— М., 1964.

99. Красовская О. А. О нарушениях зрительно-перцептивных
функций при очаговых поражениях мозга в детском возра-
сте//Проблемы медицинской психологии.— М.—1980.— С. 79—88.

288


\

\   100. Кроль М. Б. Учебник нервных болезней. Т. 2. Спец.
\ часть, 1934.

101. Кроль М. Б. Невропатологические синдромы.— Харьков, 1933.

102. Кроль М. Б., 1914. (Цит. по М. Б. Кроль, 1933).

103. Лассан Л. П. Динамика памяти и внимания у больных
эпилепсией после одномоментных стереотаксических операций: Ав-
тореф. дис. ... канд. психол. наук.— Л., 1989.

104. Лебединский М. С. Афазий, агнозии, апраксий.— Харьков,
1941.

105. Лебединский М. С. Об особенностях нарушений психики
при поражениях правого полушария//Проблемы современной психи-
атрии.— М.—1948.

106. Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Лебединская К. С.,
Фишман М. Н., Труш В. Д. Клинико-нейропсихологический и
нейрофизиологический анализ аномалии психического развития детей
с явлениями «минимальной мозговой дисфункции»//А. Р. Лурия и
современная психология.— М.—1982.— С. 62.

107. Левин Г. 3., Меерсон Я. А. О переориентировке в правом
и левом//Физиологические механизмы нарушений речи.— М.—1967.—
С. 94—105.

108. Леонтьев А. Н. Развитие памяти.— М.,  1931.

109. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.— М., 1972.
ПО. Лобные доли и регуляция психических процессов/Под ред.
А. Р. Лурия и Е. Д. Хомской.—М., 1966.

111. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии.— М., 1984.

112. Лурия А. Р. Травматическая афазия.— М., 1947.

113. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной
травмы.— М., 1948.

114. Лурия А. Р. О двух видах персевераций при поражений
лобных долей мозга//Лобные доли и регуляция психических про-
цессов.—М.—1966.—С. 387—397.

115. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ
решения задач.— М., 1966.

116. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.— М., 1974, т. I;
1976, т. И.

117. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики.— М.:
МГУ, 1975.

118. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга//Естест-
веннонаучные основы психологии.— М.—1978.— С. 109—140.

119. А. Р. Лурия и современная нейропсихология/Под ред. Е.
Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник.— М., 1982.

120. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга.— М., 1962, 1-е изд.

121. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга.— М., 1969, 2-е изд.

122. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.—М., 1973.

123. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика на-
рушений высших психических функций у детей с аномалией

289


психического развития//Практикум по патопсихологии.— М.—1987.—
С. 136—156.

124. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (кли-
нико-нейропсихологическая диагностика).— М., 1993.

125. Материалы спецпрактикума по нейро- и патопсихологии/Под
ред. Е. Д. Хомской и Н. К. Корсаковой — М., 1980.

126. Меерсон Я. А., Зальцман А. Г. Методики определения
латерализации мозгового поражения при зрительно-гностических рас-
стройствах//Новые методы нейропсихологического исследования.— М.—
1989.—С. 113—129.

127. Меерсон Я. А. Зрительные агнозии.— Л.: Наука, 1986.

128. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая
диагностика и коррекция младших школьников.— М., 1994.

129. Мнухин С. С., Клейман Е. В. К психопатологии субкорти-
кальных поражений у детей//Сборник работ, посвященный Р. Я. Го-
лант.— Л.—1940.— С. 309—323.

130. Мнухин С. С. О структуре, механизмах и локализации
некоторых сенсорных нарушений у детей (сообщение 1)//Научная
деятельность психоневрологического института им. В. М. Бехтерева
за 1947 год —Л.—1948.—С. 96—98.

131. Московичюте Л. И., Кадин А. Л. К вопросу о латера-
лизации психических функций на уровне подкорковых образова-
ний//Журн. невропатол. и психиат.—1975.— Т. 75, № 11.— С.
1665—1670.

132. Московичюте Л. И., Симерницкая Э. Г., Смирнов Н. А.,
Филатов Ю. М. О роли мозолистого тела в организации высших
психических функций//А. Р. Лурия и современная психология.—
М., 1982.

133. Московичюте Л. И. О функциональной роли левого и
правого гиппокампа в мнестических процессах//Нейропсихология се-
годня.— М.—1995.— С. 49—53.

134. Мучник Л. С., Смирнов В. М., Резиикова Т. Н. Ней-
ропсихологические и личностные аспекты внутренней картины бо-
лезни//Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохи-
рургии и психиатрии.— Л.—1981.— С. 13—21.

135. Невская А. А., Леушина Л. И. Асимметрия полушарий
и опознание зрительных образов.— Л., 1990.

136. Нейропсихологическая диагностика. Часть I. Схема ней-
ропсихологического исследования ВПФ и эмоционально-личностной
сферы/Под ред. Е. Д. Хомской — М.: МГУ, 1994.

137. Озерецкий Н. И. Метрическая шкала для исследования
моторной одаренности детей.— Орехово-Зуево, 1923.

138. Озерецкий Н. И. Метод массовой оценки моторики у
детей и подростков.— СПб, 1928.

139. Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи
при афазий и алалии: Автореф. дис. ... докт. мед. наук.— Л.,
1960.

140. Павлов И. П. Полное собрание трудов, тт. I—VI.— М.,
1949.

290


141. Репин В. Я. Стандартизированная нейропсихологическая
методика и ее клиническое применение: Автореф. дис. ... канд.
мед. наук.— Л., 1974.

142. Россолимо Г. И. Психологические профили, метод коли-
чественной) исследования психологических процессов в нормальном
и патологическом состояниях.— СПб, 1910.

143. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопси-
хологии: Практическое руководство.— М., 1970.

144. Рыбаков Ф. Г. Атлас для экспериментально-психологического
исследования личности с подробным описанием и обьяснением таб-
лиц.— М., 1910.

145. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий.— М., 1978.

146. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы
в онтогенезе.— М., 1985.

147. Симерницкая Э. Г. Методика адаптированного нейропсихо-
логического исследования для детских невропатологов.— М., 1988.

148. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экс-
пресс-диагностики «Лурия-90».— М., 1991.

149. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и
коррекция школьной неуспеваемости//Нейропсихология сегодня.— М.—
1995.— С. 154—160.

150. Смирнов В. М. Исследование патофизических механизмов
нарушений речи, чтения и письма при очаговых поражениях го-
ловного мозга: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Л., 1959.

151. Смирнов В. М., Шандурина А. Н. К стереотаксической
семиологии речи//Вопросы нейрохирургии.—1973.— 6.— С. 37—42.

152. Смирнов В. М. Стереотаксическая неврология.— Л., 1976.

153. Смирнов В. М., Мучник Л. С., Шандурина А. Н. Строение
и функции глубоких структур головного мозга/ /Естественно-научные
основы психологии.— М.—1978.— С. 76—109.

154. Столяров Г. В., Бледнова О. Ф., Ус 3. Г. Нейропсихо-
логические исследования больных шизофренией//Проблемы медицин-
ской психологии.—Л.—1976.—С. 220—222.

155. Столярова Л. Г. Афазия при мозговом инсульте.— М.,
1973.

156. Схема нейропсихологического исследования.— М., МГУ‚ 1973.

157. Ткаченко С. В. Медико-психологические особенности больных
эпилепсией с бессудорожными пароксизмами: Автореф. дис. ... канд.
психол. наук.— Л., 1986.

158. Ткаченко С. В., Бочаров А. В. Нейропсихологический
анализ дефекта при шизофрении и аффективных психозах//Ши-
зофренический дефект (диагностика, патогенез, лечение).— СПб.—
1991.—С. 95—124.

159. Тонконогий И. М. Инсульт и афазий.—Л., 1968.

160. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихо-
логию.—Л., 1973.

161. Трауготт Н. Н. О путях нейрофизиологической) исследования
алалии и афазий//Вопросы патологии речи.— Харьков.—1959.—
С. 72—77.

291


162. Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха
при сенсорной алалии и афазий.— Л., 1975.

163. Траугтт Н. Н. Нарушения взаимодействия полушарий
при очаговых поражениях мозга как проблема иейропсихоло-
гии//Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохи-
рургии и психиатрии.— Л.—181.— С. 7—13.

164. Трауготт Н. Н., Вассерман Л. И., Дорофеева С. А.,
Кайданова С. И., Меерсон Я. А. О взаимоотношений расстройств
слуха и речи при очаговых поражениях коры головного моз-
га//Физиология человека.—1982.—Т. 8, № 1.— С. 74—89.

165. Трауготт Н. Н. Межполушарное взаимодействие при ло-
кальных‚ поражениях головного мозга//Нейропсихологический ана-
лиз межполушарной асимметрии мозга.— М.—1986.— С. 14—23.

166. Филимонов И. Н., Соболь М. Е., Василенко Ю. В. Схема
исследования афазических расстройств//Советская психоневрология.—
1936.— 1.—С. 17—31.

167. Функции лобных долей мозга/Под ред. Е. Д. Хомской,
А. Р. Лурия.—М., 1982.

168. Хазанова Н. С. Динамика нейропсихологических показателей
при хирургическом лечении больных фокальной корковой эпилепсией:
Автореф. дис. ... канд. психол. наук.— Л., 1988.

169. Хомская Е. Д. Мозг и активация.— М.: МГУ, 1972.

170. Хомская Е. Д. Изучение функциональной специализации
больших полушарий головного мозга с позиций нейропсихоло-
гии//Принципы и механизмы деятельности мозга человека: Тезисы
и рефераты докл. 1-й Всесоюзной конф.— Л.—1985.— С. 63—65.

171. Хомская Е. Д. Проблема факторов в нейропсихологии//Ней-
ропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга.— М.—
1986.— С. 23—33.

172. Хомская Е. Д. Нейропсихология.— М.: МГУ, 1987.

173. Хомская Е. Д., Привалова Н. Н., Ениколопова Е. В.,
Ефимова И. В., Степанова О. Б., Горина И. С. Методы оценки
межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.— М.:
МГУ, 1995.

174. Хомская Е. Д. Об асимметрии блоков мозга//Нсйропси-
хология сегодня.— М.—1995.—С. 14—27.

175. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика
оценки речи при афазий.— М.: МГУ, 1981.

176. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация.— М., 1985.

177. Ченцов Н. Ю., Симерницкая Э. Г., Обухова Л. Ф.
Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представ-
лений у детей и взрослых//Вестник Московского университета, Пси-
хология. 1980.— № 3.

178. Членов Л. Г. Схема тела и ее нарушения//Новое в
учении об апраксий, агнозии и афазий.— М.-Л.—1934.— С. 62—91.

179. Шванцара И. и др. Диагностика психического разви-
тия/Пер. с чешск.— Прага, 1978.

180. Шемякин Ф. Н. Исследование топографических пред-
ставлений//Известия АПН РСФСР.—1954.—В. 53, с. 126—138.

292


181. Шемякин Ф. Н. Ориентировка в пространстве//Психо-
логическая наука в СССР.—1959.—Т. I.—С. 140—162.

182. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М.,
Боровенко Т. Г. Значение групповых занятий в реабилитации
больных с последствиями инсульта и нейротравм//Нейропсихоло-
гические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиат-
рии.—Л.—1981.—С. 21—27.

183. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой
функции у больных с разными формами афазий: Методические
рекомендации.— М., 1985.

184. Шмарьян А. С. Мозговая патология и психиатрия.— М.,
1949, ч. 1.

185. Andreassen N., Olsen S. Negative-positive schizophrenia.
Definition and validation//Arch. Gen. Psychiatry.—1982.—Vol. 39,
N 7.— P. 789—794.

186. Annet M. Distribution of manual asymmetry//Brit. J.
Psychol/ — 1972.—V. 63.— P. 343—358.

187. Bellini L., Benson D. Neuropsychological assessment of
functional central nervous system disorders//Acta Psychiatr. Scand.—
1988.—Vol. 78, N 2.—P. 242—246.

188. Benton A. Der Benton-Test Handbuch. Bern: Verlag Hans
Huber, 1994.

189. Benton A. Manuel pour 1'application clinigne du test de
retention visuelle.— Paris, 1960.

190. Benton A., Van Alien M. Impairment in facial recognition
in patients with cerebral disease//Cortex.—1968.—V. 4, N 4.—
P. 344—358.

191. Bever T. Cerebral asymmetries in humans are due to
differentiation of two incompatible processes: Holistic and
Analytic//Ann N-Y. Acad. Stc.—1975.—Vol. 263.—P. 211—262.

192. Bilder R., Turkel E., Lipschutx L., Lieberman J. Symptomatic
and neuropsychological components of defect states//Schizophr. Bull.—
1985.—V. 11, N 3.—P. 409—419.

193. Bradshow J., Nettlefon N. The nature of hemispheric
specialization in man//Behav. and Brain. Sci.—1981.—Vol. 4.—
P. 51—91.

194. Brain R. Speeh disorders.— London, 1965.

195. Bryden M. Dichotic listening performance, cognitive ability
and cerebral organization//Can. J. of Psychol.—1986.—V. 40,
N 4.—P. 171 — 173.

196. Bryden M. Laterality functional asymmetry in the intact
brain.— N-Y., 1982.

197. Clinical Neuropsychology./Kennet M. Hellman M. Ed. M.
Valenstein.— N-Y., 1979.

198. Critchley M. The parietal lobes.— London, 1953.

199. Feinberg N., Secman P., Payne R. Facial discrimination
and emotional recognition in schizophrenia and affective disorders//Arch.
Gen. Psychiatry.—1986.—Vol. 43, N 3.—P. 276—279.

200. Feuchfwanger E. Amusie.— Berlin, 1930.

293


201. Finlay D., French J. Visual field differences in a facial
recognition task using signal defection theory//Neuropsychologia.—
1978.—V. 16, N 1.— P. 103—105.

202. Foerster 0. Bumke-Foerster Handbuch Neurologie.— Berlin,
1936.

203. Gaebel W., Ulrich G., Frick K. Visuomotor performance
of schizophrenic patients and normal controles in a picture viewing
task//Biol. Psychiatry.—1987.—Vol. 22, N 10.—P. 1227—1237.

204. Gazzaniga M. The bisected brein.— N-Y., 1970.

205. Gelb A., Goldstein K. Psychogische Analisen
Hirnpathologischer Fall.— Berlin, 1920.

206. Gerstmann J., 1927 (Цит. по И. М. Тонконогому, 1973).

207. Geschwind N., Galaburda M. Cerebral Lateralisation.
Biological Mechanisms, Associations and Pathology: I. A. Hypothesis
and a Program for Research//Arch. Neurol. —1985.—V. 42.—
P. 428—429.

208. Geschwind W. Spezialisation of the human brain//Scientific
Amer.—1979.—V. 241, N 3.—P. 158—160.

209. Cloning J., Cloning K., Hoff H. Neuropsychological
symptoms and syndroms in lesions of occipital lobe and the adjacent
areas.— Paris, 1968.

210. Golden C., Hammeke T., Purisch A. Diagnostic validity
of a standard neuropsychological tests//!, of consulting a. clinical
psychology.—1978.—V. 46.—P.

211. Golden C., Hammeke T., Purisch A. The Luria-Nebraska
Neuropsychological Battery. Manual.— Los Angeles, 1980.

212. Goldstein G. Cognitive and perceptual differences between
schizophrenics and organics//Schizophr. Bull.—1978.—Vol. 4, N 2.—
P. 160—195.

213. Goldstein G. The neuropsychology of schizophrenia//Grant I.,
Adams K. M. eds neuropsychological Assessment of neuropsychiatric
Disorders.—N-Y., 1987.—P. 147—171.

214. Goldstein K. Der Aufban des Organismus.— Naag, 1934.

215. Goldstein K. Language and language disorders.— N-Y.,
1948.

216. Goldstein K., Gelb A. Psychologische Analysen Hirnpathologischer
Falle auf Grund von Untersuchungen Hirnverletzter//Ztsch. yes. Neurol.
Psychiatr.—1918.—Bd. 41.—P. 49.

217. Green M., Walker E. Symptom correlates of vulnerability
to back-ward masking in schizoprenia//Amer. J. Psychiatry.—1986.—
Vol. 143, N 2.—P. 181 — 186.

218. Halstead W. Brain and intelligence.—Chicago, 1947.

219. Handbook of Neuropsychological Assessment a. Biopsychosocial
Perspective./Ed. b. Antonio E. Puentl.— N-Y.— London, 1992.

220. Head H. Aphasia and Kindred disorders of speech.—
Cambridge, 1926.—V. I—II.

221. Hecaen H. Aphasic, apraxic and agnostic syndromes in
right and left hemisphere lesions//Handbook of clin. neurology.
Amst.—New York, 1969.—V. 4.—P. 291—309.

294


222. Hecaen H. Introduction a'la neuropsychologie.— Paris, 1972.

223. Hecaen H., Albert M. Human Neuropsychology.— N-Y.,
1978.

224. Hecaen H., Angelergues R. Agnosia for faces
(prosopagnosia)//Arch. Neurol. (Chicago)—1962.—V. 7.—P. 92—
100.

225. Hecaen H., Angelergues R. Lacecite psychique Etude critique
de la notion d'agnosia.— Paris, 1963.

226. (Hecaen Н.) Экаен А. Односторонняя пространственная
агнозия и ее связь с поражением подчиненного полушария//Не-
врологические проблемы.— Л.—1960.— С. 102—137.

227. Henschen S. Klinische und anatomische Beitrage zur
Pathologie des Gehirns.—Uppsala, 1920—1922.

228. Holms G., 1918 (Цит. по И. М. Тонконогому, 1973).

229. Kemali D., Maj M., Golderisi S., Monteleone R., Mucci
A. Conditional associative learning in drug-free schizophrenic
patients//Neuropsychology.—1987.—Vol. 17, N 1.—P. 30—34.

230. Kimura D. Cerebral dominance and perception of verbal
stimuli//Canad. J. of Psychol.—1961.—V. 15.—P. 166—171.

231. Kimura D. Dual functional asimmetry of the brain in
visual perception//Neuropsychology.—1966.—V. 4.— P. 275—285.

232. Kimura D. Left-right difference in the perception of
melodies//Quart. J. Exp. Psychol.—1964.—V. 16.—P. 355—358.

233. Kimura D. The asymmetry of the human brain//Science
of Amer.—1973.—V. 228, N 3.—P. 70—78.

234. Kleist K. Gehirnpathologie. Handbuch der artzlichen
Eriahirungen in der Weltkriege.— Leipzig, 1934, Bd. 4, N 2.

235. Kleist K., 1912 (Цит. по И. М. Тонконогому, 1973).

236. Levy J. Cerebral asymmetry and the psychology of man//The
Brain and psychology.—N-Y., 1980.

237. Ley R., Bryden M. Hemispheric differences in processing
emotions and faces//Brain and Language.—1979.—V. 7, N 1.—
P. 127—129.

238. Liepmann H. Uber Storungen des Handelns bei
Gehirnkranken.— Berlin, 1905.

239. Malec J. Neuropsychological assessment of schizophrenia
as brain damage//A Review Neur. Ment. Dis.—1978.—Vol. 166,
N 7.—P. 507—516.

240. Mateicek Z. Vyvojove poruchy cteni. Praha, 1972.

241. Milner B. Interhemispheric differences and psychological
processes in man//Brit. Bull. Med.—1971.—V. 27.—P. 272—277.

242. Milner B. Brain Mechanisms underlying speech and
language//Grune and stration.—1967.— P. 122.

243. Milner B. Visual recognition and recall after right temporal
lobe excision in man//Neuropsychologia.—1968.—V. 6.— P. 191—209.

244. Milner B., Teuber H. Analysis of behavioral Change.—
N-Y., 1968.

245. (Milner Р.) Милнер П. Физиологическая психология:
Пер. с англ.— М., 1974.

295



246. Nielsen J. Agnosia, apraxia, aphasia.— Los Angeles, 1946.

247. Ojemann G., Blick K., Ward A. Improvement and disturbance
of shortterm memory with human ventro-lateral thalamic
stimulation//Brain.—1980.—V. 94.— P.

248. (Penfild W., Jasper С.) Пенфилд У., Джаспер Г. Эпи-
лепсия и функциональная анатомия головного мозга человека:
пер. с англ.— М., 1958.

249. Penfild W., Poberts L. Speech and Brain-Mechanisms.—
Oxford: Univ. Press, 1959.

250. Pick R, 1901, 1908 (Цит. по И. М. Тонконогому, 1973).

251. Polich Y. Hemispheric differences in stimulus
identification//Percept a. Psychophys.—1978.—V. 24.— P. 49—57.

252. Poppelrenter W. Die psychische Schadigunden durch
Kopfschuss.— Leipzig, 1917—1918.—Bd. I—II.

253. Psycholigical aspects of focal epilepsy and its neurosurgical
management//Advanced Neurology.— N-Y.—1975.—V. 4.— P. 88—102.

254. Psychological defect produced by tamporal lobe excision//Res.
Publ. Ass Nervous and Mental Dis.—1958.—V. 36.—P. 244—257.

255. Purisch A., Sbordone R. The Luria-Nebraska neuro-
psychological battery//J. clinical neuropsychology.—1986.—V. 3.

256. Riklan M., Cooper J. Psychometric studies of verbal
functions following thalamic lesions in humans//Brain and
Language.—1975.—V. 2.—P. 45—64.

257. Schilder P. The image and appearance of the human
body.—London, 1935.

258. Sperry R., Gazzaniga M., Bogen J. Inferhemispheric
relationships the neocortical commissures; Syndromes of hemispheric
disconnection//Handbook of clinical neurology.— Amsterdam, 1969.—
P. 273—290.

259. Sperry R. Lateral specialization of cerebral function in
the surgically separated hemispheres//The Psychology of Thinking.—
N-Y., 1973.—P. 126—141.

260. (Springer S. Deutsch Н.) Спрингер С., Дейч Т. Левый
мозг, правый мозг. Асимметрия мозга: Пер. с англ.— М., 1983.

261. Taylor Е. Psychological Appraisal of Children with Cerebral
Defect.— Cambridge.— Massachussets, 1959.

262. Thomas P., Strauss B. Positive and negative symptoms of
schizophrenia and lingvistic performance//Acfa Psychiatr. Scand.—
1987.— Vol. 76, N 2.—P. 144—151.

263. Uzzel B. Neurosurgical Intervention and Neuropsychology//Handbook
of Neuropsychological Assessment— N-Y.— London, 1992.

264. Villki Y. Effect of talamic lesions on cognitive functions
in man.— Helsinki, 1979.

265. Warrington E., James M. Disorders of visual perception
in patients with localised cerebral lesions//Neuropsychology.—1967.—
V. 5.—P. 253—261.

266. Whiteley A., Warrington E. Selective impairment of
topographical memory: a simple case study//J. Neural., Neurosurg.,
Psychiatr.—1978.—V. 41.—P. 575—578.

296


ГЛАВА III . Основные синдромы нарушений высших пси-
хических функций при локальных поражени-
ях головного мозга ............... 102

3.1. Синдромы нарушений речи (С. А. Дорофеева,

[Н. Н. Трауготт]) .................. 102

3.1.1. Эфферентная (вербальная) моторная афа-
зия ...................... 103

3.1.2. Динамическая афазия ........... 107

3.1.3. Афферентная (артикуляторная) моторная

афазия ..................... 109

3.1.4. Акустико-гностическая (сенсорно-акусти-

ческая) сенсорная афазия ........ 111

3.1.5. Акустико-мнестическая (сенсорно-амне-

стическая) афазия ............. 112

3.1.6. Амнестическая афазия .......... 114

3.1.7. Семантическая афазия .......... 115

3.1.8. Проводниковая афазия .......... 117

3.1.9. Смешанная (комплексная) моторная афа-
зия ....................... 119

3.1.10. Смешанная сенсорно-эфферентная мо-
торная афазия (сочетание эфферентной
моторной с акустико-гностической сен-
сорной афазией) ............. 121

3.1.11. Смешанная сенсорно-афферентная мо-
торная афазия (сочетание афферентной
моторной с акустико-гностической сен-
сорной афазией) ............. 124

3.1.12. Тотальная афазия ............. 127

3.1.13. Чистая рече-слуховая агнозия ..... 128

3.1.14. Нарушение речи при поражениях пра-

вого полушария ..............    130

3.2. Нейропсихологические критерии (паттерны) для
диагностики различных форм афазий (С. А. До-
рофеева) ........................ 131

3.2.1. Эфферентная моторная афазия ...... 134

3.2.2. Динамическая афазия ........... 138

298


3.2.3. Афферентная моторная афазия ..... 141

3.2.4. Акустико-гностическая сенсорная афазия 145

3.2.5. Акустико-мнестическая афазия ...... 148

3.2.6. Семантическая афазия ........... 150

3.2.7. Смешанная сенсорно-эфферентная мотор-
ная афазия .................. 151

3.2.8. Смешанная сенсорно-афферентная мотор-
ная афазия .................. 153

3.2.9. Смешанная (комплексная) моторная афа-
зия с преобладанием эфферентной ... 155
3.2.10. Смешанная (комплексная) моторная афа-
зия с преобладанием афферентной . . . 156
3.3. Нейропсихологические синдромы (Л. И. Вассер-
ман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, И. М. Тон-
коногий) ....................... 157

3.3.1. Зрительные агнозии ............. 158

3.3.2. Тактильная агнозия   ............. 163

3.3.3. Слуховая агнозия .............. 164

3.3.4. Соматоагнозия и нарушения схемы тела 165

3.3.5. Апраксий .................... 169

3.3.6. Аграфии .................... 175

3.3.7. Акалькулия .................. 177

3.3.8. Синдром Герстмана ............. 178

3.3.9. Амузии ..................... 178

3.3.10. Синдромы поражения лобных долей . . 180

3.3.11. Нарушения ВПФ при очаговых пораже-
ниях глубоких структур мозга ..... 183

ГЛАВА IV . Функциональная асимметрия полушарий мозга и
процессы переработки информации (Я. А. Ме-
ерсон) ........................ 194

ГЛАВА V . Нарушения ВПФ у больных с нервпо-психи-
ческой патологией (опыт применения сенси-
билизированных нейропсихологических мето-
дик) ......................... 203

5.1. Нарушения ВПФ у больных с различными фор-
мами эпилепсии (Л. И. Вассерман) ...... 204

299


5.2. Нарушения ВПФ у больных с шизофреническим

дефектом (С. В. Ткаченко, А. В. Бочаров) . . . 218

ГЛАВА VI . Применение нейропсихологических методов ис-
следования у детей (А. Н. Корнев) ...... 232

6.1. Графо-моторные методики ............ 239

6.2. Конструктивные методики ............ 244

6.3. Исследование моторики ............. 248

6.4. Сукцессивные функции .............. 252

6.5. Исследование речевых функций ........ 254

6.6. Исследование латерализации сенсорных функ-
ций .......................... 268

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ........................ 275

ИНСТРУКЦИЯ к методике «Корректурная таблица» . .  278

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ по применению теста Бентона 280

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................... 284

ПРИЛОЖЕНИЯ- Карта нейропсихологического обследова-
ния. Сгимульный и иллюстративный материалы к мето-
дикам нейропсихологической диагностики
























































































































































































































































































































































































































































































































































































CONTENT

PREFACE OF AUTHORS .................... 5

INTRODUCTION (L. I. Vasserman) .............     6

CHAPTER I. Brief essay of history and theory of neuro-
psychological diagnostics. Main principles of
neuropsychological experiment (L. I. Vasserman)
14

1.1. Clinico-psychological methods in diagnostics

of localorganic brain affection .......  14

1.2. Present ideas on brain organization of higher
mental functions and main principles of
neuropsychological diagnostics .......  23





Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.