Больным предъявлялось индивидуализированное изображе-
 ние того или иного объекта, например, кувшина или жука
 (рис. 7), не более чем на 3000 мс, и предлагалось запомнить
 его. Почти сразу же, спустя 2000 мс, больного просят показать
 его на ответной карте, где представлены 6 различных ипдиви-
 дуализированных изображений того же объекта, а также инди-
 видуализированные изображения других объектов. Задание по-
 вторяется не менее 6 раз с различными объектами, представ-
 ленными на карте.
Для здоровых людей выполнение такого рода задании груд-
 ностей не представляет. Что касается больных с очаговой пато-
95
|   
  |  
логией мозга, то они четко разделились на две группы в за-
 висимости от того, какое полушарие поражено. При левополу-
 шарных поражениях с очагами в заднелобной, теменной и ви-
 сочной долях число ошибочных ответов не превышало двух.
 Примерно 3 ошибки на 6 предъявлений допускали больные с
 левозатылочными очагами1. В отличие от этого все больные с
 правополушарными очагами, независимо от локализации очага
 в пределах полушарий, испытывали значительные трудности в
 идентификации изображений — образца с соответствующим изо-
 бражением на ответной карте. Число ошибочных ответов у боль-
 ных с лобноцентральными, теменными и височными очагами в
 правом полушарий в два раза превышало это число при тех же
 очагах в левом полушарий. Что же касается больных с правоза-
 тылочными очагами, то выполнение этого задания было для них
 предельно трудным, число ошибочных ответов достигало у них
 5—6, т. е. ответы носили, по-существу, случайный характер. В
 то же время опознание изображений различных знакомых объ-
 ектов нарушено не было.
На оснований полученных данных можно рекомендовать
 данное задание в дополнение к другим для определения (уточ-
 нения) латерализации очага поражения при отсутствии четких
 клинических и нейропсихологических критериев.
Применение некоторых тестовых методик
Для диагностики локально-органических
Поражений мозга
В течение многих десятилетий (начинал с конца XIX в.) и
 в разных психологических школах было разработано большое
 количество относительно простых, нестандартизованных мето-
 дик психологического исследования, прицельно направленных
 на изучение конкретных нарушений психической деятельности
 преимущественно в психиатрической клинике. Эти методики
 основаны на наблюдении, беседе, естественном эксперименте,
 результатах экспериментального исследования, моделирующе-
 го различные виды деятельности и психической активности
 больных, но оцениваются, главным образом, качественно, вне
 стандартной процедуры исследования и без жесткого учета
 нормативов. В медицинской психологии они традиционно на-
 зываются патопсихологическими и широко используются в
1 Из исследования исключались больные с наличием клинически вы-
 являемых зрительно-гностических расстройств.
4-1559 97
диагностической практике1. Ряд известных приемов исследова-
 ния внимания, памяти, мышления, умственнои работоспособ-
 ности входят в «схему нейропсихологического исследования»,
 разработанную А. Р. Лурия и его учениками, и хотя примене-
 ние патопсихологических методик в целях топической диагно-
 стики очаговых поражений мозга ограничено, некоторые из
 них весьма адекватны и полезны для уточнения особенностей
 нарушения психической деятельности по «органическому» ти-
 пу, особенно при целенаправленной модификации методиче-
 ских приемов исследования и оценки их результатов. В каче-
 стве примера приводим вариант использования в нейропсихо-
 логии цифровой корректурной пробы для исследования
 активного внимания, разработанной в Институте им. В. М. Бех-
 терева (Аматуни В. Н., 1969). Помимо учета всех особенностей
 качественного выполнения заданий этой методики (ряд из них
 был описан еще сотрудником В. М. Бехтерева В. Я. Анфимо-
 вым в 1908 r.), в цифровой корректурной пробе В. Н. Аматуни
 и И. М. Тонконогим использованы подходы теории информа-
 ции, что позволяет ее приблизить к тесту при условий ее стан-
 дартизации, т. е. учитывать задачи оценки успешности и со-
 поставимости результатов при статистической обработке. Тех-
 нология разработки варианта и структурные особенности этой
 корректурной таблицы позволяют ее использовать для изуче-
 ния асимметрии внимания в левом поле зрения, проявляю-
 щейся, в частности, при оценке феномена односторонней про-
 странственной агнозии у больных с поражением правой темсн-
 ной доли (у праворуких). Экспериментально асимметрия
 внимания доказана у здоровых людей, однако, она носит ди-
 намический характер (Беспалько И. Г., 1969). Корректурная
 таблица позволяет при специальной оценке результатов успеш-
 ности выполнения заданий в левом или правом поле зрения
 выявить скрытые дефекты игнорирования левого поля зрения.
 Краткая инструкция и методика приводятся в Приложении
 (рис. 31).
В настоящее время в психодиагностике преобладают стан-
 дартизованные (психометрические) методы исследования — те-
 сты, значимость которых определяется не только необходимо-
 стью решения теоретических фундаментальных проблем пси-
 хологии индивидуальных различий, но и практических задач
 в различных областях прикладной психологии. В медицинской
1 Описание патопсихологических методик достаточно полно изложено
 в руководствах С. Я. Рубинштейн (1970), Б В. Зейгарник (1986),
 В. М. Блейхера и И. В. Крук (1986), материалах практикума по
 патопсихологии МГУ и др.
98
психологии это связано прежде всего с потребностями учета
 уровня, степени выраженности, особенностей и динамики той
 или иной психологической характеристики, популяционных и
 скрининговых исследований и т. п. (Вассерман Л. И. и др.,
 1985).
Не затрагивая вопросов истории и теории применения те-
 стовых методик, отметим, что многие из них (тесты Векслера,
 Рейвена, Роршаха, Бентона, культурно независимого теста Кет-
 телла и др.) при умелом использовании дают богатый мате-
 риал для диагностики органических поражений мозга, диффе-
 ренциации симптомов общемозгового и локального пораже-
 ний, отграничения органической патологии от сходных по
 клинико-психологическим проявлениям нарушений познава-
 тельной деятельности при эндогенных психозах, неврозах или
 психопатиях, оценке уровня психического развития детей и
 подростков. Для этой цели наиболее валидными и удобными
 представляются стандартизованные методики исследования
 интеллекта, прежде всего в связи с тем, что позволяют пол-
 учить количественно определенные признаки (коэффициенты,
 индексы и пр.), которые могут являться критериями диффе-
 ренциальной диагностики1. Так, если обратить внимание на
 особенности выполнения заданий методик Векслера больными
 с органическими поражениями мозга, то, в частности, отме-
 чаются затруднения в субтестах: «конструирование из куби-
 ков», «повторение цифр», «складывание фигур», «расположение
 картинок», «арифметика», характерные для поражения темен-
 ных и теменно-затылочных структур обеих гемисфер.
Больные с поражением височной доли доминантного по ре-
 чи полушария (например, при височной эпилепсии) испыты-
 вают затруднения в понимании и удержании в памяти вер-
 бальных заданий, расстройства счетных операций и повторе-
 ния цифр в прямом и обратном порядке преимущественно за
 счет неудержания условий задачи, предъявляемой устно. У
 больных могут наблюдаться дефекты экспрессивной речи в ви-
 де парафазий, персевераций и др. При лобных поражениях на-
 блюдаются общее снижение активности, расстройства плана
 действий, импульсивность в принятии решении и действий,
 нарушения интенций и др. В ответах больных на вербальные
 задания методики Векслера встречается много случаи ных ас-
 социаций. Особенно трудной пробой для больных с любой па-
 тологией является проба «расположение картинок». Корригиру-
1 Л.И.Вассерман‚ И.Н.Гильяшева, 1989
 4•                                                                                           99
ющие и наводящие вопросы экспериментатора мало способст-
 вуют успешности выполнения задания.
Тест Рейвена построен на визуальном материале и требует,
 как известно, весьма дифференцированного его анализа. Боль-
 ному дается изображение графической структуры с пропуском
 одного из элементов, который он должен заполнить, отобрав
 единственно правильный из нескольких образцов со сходным
 набором признаков. Решение этой задачи возможно посредст-
 вом операций, лежащих в основе оптического и оптико-про-
 странственного гнозиса, что отмечалось А. Л. Лурия (1962,
 1969), включавшего тест Рейвена в свой набор нейропсихоло-
 гических методик.
Более часто наблюдаются затруднения у больных с органи-
 ческой патологией при выполнении ими теста «зрительной ре-
 тенции» Бентона (A. Benton, 1960, 1994), где больной должен
 воспроизвести фигуры, предъявляемые ему во время короткой
 экспозиции, зарисовав их по памяти. Геометрической абстрак-
 тностью предъявляемого материала эта методика напоминает
 субтест «конструирование из кубиков», представляющий собой
 модифицированную Векслером пробу Коса. Вместе с тем, в
 отличие от «конструирования из кубиков», выполняемого по
 образцу-схеме, методика Бентона предполагает существенную
 нагрузку прежде всего на память испытуемого, особенно, когда
 одновременно в поле зрения предъявляется не одна, а несколь-
 ко фигур. Это делает задание по Бентону особенно трудным
 для больных с височными, височно-теменными и диффузны-
 ми органическими поражениями, сопровождающимися сниже-
 нием памяти. Специфическое же требование конструирования
 в пространстве или запоминания расположения элементов фи-
 гур в пространстве делает обе эти пробы особенно чувстви-
 тельными к органической патологии теменной и теменно-за-
 тылочной области, обусловливая не только общее снижение
 оценки по этим методикам, но и типичные ошибки в виде
 характерной деформации или ротации (поворот фигур на 45°,
 90° и 180°), а также преимущественной локализации ошибок
 в правом и левом поле зрения. Так, например, ошибки в вос-
 произведении рисунка чаще связаны с элементами конструк-
 тивной апракто-агнозии или апраксий при преимущественном
 поражений левой гемисферы у праворуких в теменной и те-
 менно-затылочной областях, а игнорирование фигур в левом
 поле зрения —при поражений симметричных областей правого
 полушария. Отмеченные особенности методики позволяют ее
 использовать особенно эффективно для получения дополни-
 тельной информации относительно функциональной асиммет-
100
рии полушарий и дифференциации поражений левого и пра-
 вого полушарий в случаях слабовыраженной симптоматики.
 Следует добавить, что тест Бентона, как относительно простой
 и портативный психодиагностический инструмент, весьма по-
 лезен в качестве дополнительной методики к «нейропсихоло-
 гической батарее» не только для исследования больных невро-
 логического и нейрохирургического профиля, но и больных с
 диффузными органическими поражениями сосудистой) или
 атрофического генеза, например, в диагностике начальных
 проявлений деменции у больных в геронтопсихиатрической
 клинике. Собственно, первоначально именно для этих целей
 он и был предложен автором. Несомненно, что в этих и других
 случаях существенную роль играют психометрические харак-
 теристики методики, в частности, позволяющие косвенно оце-
 нивать и интеллектуальный уровень испытуемых. Учитывая
 сказанное, представляется целесообразным привести эту мсто-
 дику в нашем руководстве (см. рис. приложения).
Следует отметить, что признаки поражения теменно-заты-
 лочной области могут проявиться в методике Векслера и на
 других субтестах невербальной части, задания которой адресо-
 ваны к зрительному восприятию, в частности, при выполне-
 нии субтестов «недостающие детали» или «расположение кар-
 тинок», когда субъект не может вычленить существенные эле-
 менты изображений и их изменения от картинки к картинке,
 что необходимо для установления их последовательности, и
 потому не справляется даже с относительно простыми задани-
 ями.
Для выявления тонких случаев органических поражений
 при теменной и теменпо-затылочной локализациях может
 быть полезным и сопоставление результатов выполнения ме-
 тодики Векслера с методикой Бентона, которая позволяет со-
 относить результаты ее выполнения с уровнем интеллекта, что
 наряду с общей оценкой или особенностями выполнения ме-
 тодики Бентона предусмотрено конструкцией теста. Сходный
 смысл может иметь и сопоставление результатов выполнения
 больным методик Векслера и Рейвена.
Таким образом, особенности выполнения испытуемыми за-
 даний тестовых методик имеют существенное значение для
 предположении не только о наличии органического поражения
 мозга, но и о локализации очагов поражения. Однако, окон-
 чательное принятие топико-диагностического решения может
 быть принято лишь при более целенаправленном и дифферен-
 цированном нейропсихологическом исследований.
101
Глава III
ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ
ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ
ГОЛОВНОГО МОЗГА
Представленные ниже описания основных нейропсихологи-
 ческих синдромов не претендуют на исчерпывающие характе-
 ристики, но вместе с тем они достаточно полно отражают сущ-
 ность феноменов нарушений ВПФ и могут являться критери-
 ями для выделения и квалификации дефектов речи, гнозиса,
 праксиса и др. ВПФ.
Топическое значение данных, получаемых с помощью ней-
 ропсихологического исследования, оценивается, как уже гово-
 рилось, при детальном анализе совокупности связанных друг
 с другом симптомов и операций, каждые из которых, внося
 свой «специфический» вклад в реализации) определенной фун-
 кциональной системы ВПФ, могут быть относительно «жестко»
 связаны с теми или иными мозговыми структурами.
Надежность такой диагностики может определяться, веро-
 ятно, только на основе мгюгомерпости нейропсихологического,
 комплексного клинического и параклинического исследований,
 в том числе: при сравнительном анализе результатов выпол-
 нения разнородных психологических проб и выделении общих
 факторов, укладывающихся в единый синдром (Лурия А. Р.,
 1973; Хомская Е. Д., 1986), при соотнесении данных нейроп-
 сихологической диагностики с результатами клинического,
 электрофизиологического, лучевого, морфологического и др.
 исследований мозга.
Синдромы нарушений речи
Речевые расстройства в виде различных форм афазий
 встречаются в практике нейропсихологов и дефектологов наи-
 более часто, особенно в клинике сосудистой патологии мозга.
 Поэтому их описания даются более развернуто по сравнению
 с другими синдромами нарушений высших психических фун-
 кций.
102
Речь идет только об афазиях, как наиболее сложно струк-
 турированных нейропсихологических синдромах. Вопросы
 диагностики дизартрий, заикания здесь не рассматриваются,
 хотя в нейропсихологической практике нередко возникают
 вопросы дифференциальной диагностики нарушений речи, в
 частности функционального и органического генеза. Класси-
 фикация афазий дается в двух вариантах: традиционном
 психофизиологическом (по А. Р. Лурия) и клиническом (по
 И. М. Тонконогому, 1968).
Следует помнить, что тщательный нейропсихологический
 анализ структуры нарушений ВПФ адекватно проводить вне
 острого периода заболевания, когда компенсированы расстрой-
 ства общемозгового характера (отек мозга, выраженный гипер-
 тензивный синдром и др.). Опыт показывает, что дифферен-
 циальная диагностика афазий, уточнение структуры дефекта
 других высших функций мозга наиболее рациональна в период
 восстановительного лечения больных, когда данные психоло-
 гического исследования являются основанием для направлен-
 ной коррекции и восстановительного обучения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 369.