Испытуемому предъявляются последовательно элементы
 формы, которые должны быть им мысленно сложены в цело-
 стные фигуры (рис. 26-Б и А). Здоровые испытуемые выпол-
 няют эти задания, допуская лишь единичные ошибочные от-
 веты. Наибольшие затруднения возникают у больных с пора-
 жением задних отделов левого полушария — они допускают 2
 и более ошибочных ответов на 6 предъявлений.
Проба 2. Узнавание изображений с неполным силуэтом
Каждое из 3 изображений (рис. 27-А, Б, В) предъявляется для
 опознания испытуемому вначале в реализации, содержащей 5%
 элементов силуэта, затем, если оно не опознается, предъявляются
 реализации, включающие 10 % или 20 %элементов силуэта. Здоро-
 вые испытуемые в 10-15% случаев опознают изображения с 5%
 элементов контура и в 75 % и более — изображения на основе ана-
 лиза 10% элементов силуэта. Рисунки с 20% элементов силуэта
 опознаются практически безошибочно. Наибольшие затруднения
 испытывают больные с поражением задних отделов правого пол-
 ушария. Такие больные способны опознать лишь 1—2 изображе-
 ния при шестикратном предъявлении каждого из 3-х рисунков с
 10% элементов силуэтов. Кроме того, каждое третье изображение
 не может быть опознано и при 20 % элементов силуэтов. Больные
 с поражением левой гемисферы (при отсутствии элементов пред-
 метной зрительной агнозии) в 50% случаев опознают изображе-
 ния с 10 % и в 80 % и более — 20 % элементов силуэта. Здесь надо
 отметить, что при поражений левой височной доли могут отме-
 чаться нарушения называния, которые надо отличать от рас-
 стройств узнавания. Больные в этом случае достаточно уверенно
 показывают полноценные аналоги на соответствующих рисунках.
 Проба 3. Сопоставление изображений плоскостных
 и объемных фигур
Испытуемому последовательно предъявляются изображения
 плоскостных фигур (развертка — рис. 28-Б), каждую из кото-
 рых требуется идентифицировать с соответствующими этало-
 нами (рис. 28-А). Здоровые испытуемые допускают при вы-
 полнении этого задания в среднем 1 ошибку на 6 прсдъявле-
1 Предлагаемые приемы исследования разработаны и эксперименталь-
 но апробированы на нормативнои и клинической выборке в Институте
 им Бехтерева (Затьцман А Г‚ 1983. и др)
77
ний. Наибольшие затруднения испытывают больные с пораже-
 ниями задних (теменно-затылочных) отделов левого полуша-
 рий, допуская 4—6 ошибочных ответов.
Проба 4. Проба мысленного вращения изображения
В 2- мерном пространстве
Испытуемому предъявляют эталон — «мальчик с забинто-
 ванной ногой». Требуется, совершив мысленный переворот в
 горизонтальной плоскости, найти аналог среди 6 изображений
 (рис. 29). Опыт повторяют 6 раз, меняя эталоны. Здоровые
 испытуемые правильно выполняют 5—6 заданий. Больные с
 поражением левой гемисферы (при правильно понятой инст-
 рукций) делают не более 1—2 ошибок. Наибольшие трудности
 испытывают больные с поражением правого полушария (пре-
 имущественно теменных отделов), допуская 4—5 ошибочных
 ответов.
Проба 5. «3-й лишний»
Испытуемому одновременно предъявляют 3 изображения
 (рис. 30). Каждая триада содержит 2 изображения, сходных в
 перцептивном отношений (лампочка-груша; ложка-ракетка; ав-
 торучка-ракета) и 2 изображения, сходных в категориальном
 отношений (лампочка-свеча; ложка-тарелка; воздушный шар-
 ракета). Испытуемому предлагается указать, какой объект яв-
 ляется, с его точки зрения, лишним в каждой триаде. Здоро-
 вые испытуемые и больные с поражением правого полушария
 (работает стратегия левого полушария) объединяют объекты на
 основе их категориальных свойств, выделяя существенные
 признаки. Больные с поражением среднезападных отделов ле-
 вого полушария (работает преимущественно стратегия правого
 полушария) объединяют объекты, сходные в перцептивном
 плане.
К представленным выше приемам исследования для уточ-
 нения преимущественной латерализации очагов поражения це-
 лесообразно добавить пробы № 102—105 основного набора
 субтестов.
Следует отметить, что приведенные варианты проб могут
 быть дополнены многими другими, разработанными на основе
 отмеченных выше принципов: классификации предметных
 изображений на основе рис. 1 основного набора, классифика-
 ции и идентификации углов, предметов, отличающихся рядом
 индивидуализированных (но вербализуемых) признаков и др.
 (см. раздел «аппаратурные методы...»).
Оценка успешности выполнения всех этих проб и заданий
 условна, она не отвечает тем признакам относительной стро-
 гости, которые отличают основной набор нейропсихологиче-
78
ских методик. Здесь речь идет скорее о критериях, основанных
 на частоте встречаемости тех или иных выборов. Повторяем,
 что пробы на латерализацию очагов полушарного поражения
 только дополняют основной набор нейропсихологических за-
 даний, отдельные блоки и субтесты которого при профессио-
 нальном их использовании несомненно позволяют проводить
 топическую диагностику очагов поражения не только в преде-
 лах левого или правого полушария, но и уточнить межполу-
 шарную локализацию с учетом функционального состояния
 глубоких структур мозга и наличия признаков диффузной
 (общемозговой) патологии при динамическом наблюдении за
 больными.
2.5. Аппаратурные методы исследования
 в нейропсихологии
Для решения задач топической диагностики локально-ор-
 ганических поражений мозга, как известно, широко использу-
 ются методы исследования, связанные со сложными техниче-
 скими системами и современной компьютерной техникой:
 электрофизиологические, рентгено-радиологические, ультра-
 звуковые и др.
Вместе с тем, представления о мозге как о системе, восп-
 ринимающей, перерабатывающей и хранящей информацию, об
 операциях, реализующих отдельные компоненты в сложных
 функциональных системах узнавания, памяти, мышления спо-
 собствовали разработке и внедрению в нейропсихологическую
 диагностику принципиально новых методов исследования. Эти
 исследования стали широко проводиться с конца 60-х годов в
 Институте им. В. М. Бехтерева, их результаты хорошо извест-
 ны по специальной литературе—сборникам трудов института
 и монографиям. Следует отметить, что разработка новых ап-
 паратурных методов исследования в нейропсихологии оказа-
 лась возможной благодаря многолетнему сотрудничеству лабо-
 ратории клинической психологии Психоневрологичсского ин-
 ститута им. В. М. Бехтерева с Институтом физиологии им
 И. П. Павлова РАН, Институтом эволюционной физиологии
 и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, со специалистами по
 нейрокибернетике, теории информации и распознавания об-
 разов (Тонконогий И. М., 1973; Вассерман Л. И., 1983; Ме-
 ерсон Я. А., 1986 и др.). Вместе с тем в нейропсихологиче-
 ской литературе эти методы приводятся относительно редко,
 по-видимому, из-за их кажущейся сложности. Мы намеренно
 не описываем детально ставшие уже «классическими» методи-
79
ческие приемы топической диагностики локально-органиче-
 ских поражений мозга, реализуемые с помощью акустической
 или тахистоскопической аппаратуры, однако, считаем весьма
 целесообразным упомянуть об их высокой эффективности, а
 подчас и незаменимости прежде всего в связи с тем, что в
 настоящее время технические возможности применения аппа-
 ратурных нейропсихологических методик (можно считать это
 название условным) неизмеримо выше. Доступность создания
 дополнительных приборов, приставок к существующим стаци-
 онарным или переносным аппаратам (например, аудиометрам,
 что уже делается за рубежом), возможности современных пер-
 сональных компьютеров и т. п. позволяют рекомендовать ряд
 принципиально новых для нейропсихологии методов исследо-
 вания в качестве необходимого дополнения к традиционным
 диагнастическим приемам (некоторые из которых, как уже го-
 ворилось, разработаны также в сотрудничестве со специалиста-
 ми в области теории информации и распознавания образов),
 особенно в случаях необходимости использования сенсибили-
 зированных методик, в частности, у лиц с трудностями в ре-
 чевых контактах.
Так, например, известно, что традиционные отоневрологи-
 ческие методы исследования в неврологии и нейрохирургии
 малоэффективны, когда речь идет о топической диагностике
 поражений центральных отделов слуховой системы в височных
 долях мозга. Поиск новых психоакустических методов иссле-
 дования для диагностики центральных слуховых расстройств
 (а следовательно и для диагностики поражения височных
 структур левого или правого полушария) привел к разработке
 таких диагностических приемов, как выделение полезного сиг-
 нала из шума (фильтрация сообщений в слуховой системе),
 обнаружение коротких звуковых сигналов, различение интен-
 сивности и частоты коротких звуковых сигналов. Фундамен-
 тальные клинико-психоакустические исследования показали,
 что новые методики позволяют при монауральной подаче сти-
 мулов не только выявлять слуховые расстройства центрального
 происхождения (височные поражения), но и локализовать их
 относительно левой или правой гемисферы. Новые психоаку-
 стические методики оказались весьма надежными в топиче-
 ской диагностике кортикальных височных структур и в случа-
 ях тонкой, неврологически скрытой патологии, например, при
 височной эпилепсии, слуховых галлюцинаторных синдромах,
 начальных проявлениях деменции у пожилых людей, в детской
 психоневрологической практике. Они независимы от речевого
 и этно-культурального статуса и интеллекта больных, дают
80
возможность неоднократного воспроизведения эффектов и пол-
 ноценной статистической обработки результатов исследования
 в соотношений с другими данными .
Однако для корректной реализации психоакустических то-
 пикодиагностических методик требуются специальные условия
 и аппаратура, что несомненно суживает их практическое ис-
 пользование. Тем не менее мы приводим краткие описания
 методических приемов для более четкого представления о тех
 диагностических (психоакустических) феноменах, которые мо-
 гут быть легко воспроизведены в настоящее время.
Одной из первых клинико-диагностически апробированных
 психоакустических методик является исследование особенно-
 стей фильтрации сообщений в слуховой системе (Тонконогий
 И. М., 1973). Исследование порогов обнаружения тональных
 сигналов на фоне шума может быть легко реализовано на со-
 временных стационарных клинических аудитометрах, где име-
 ются для этого технические возможности в виде специальных
 коммутационных устройств, позволяющих подавать на одно и
 то же ухо фоновый широкополосный шум и тональный сиг-
 нал. Измерения проводятся монаурально, попеременно на обо-
 их ушах общепринятым методом нарастания интенсивности
 сигнала (способ минимальных изменений) на 5 фиксирован-
 ных частотах речевого диапазона: 250, 500, 1000, 2000 и
 4000 Гц на фоне постоянного ипсилатерального широкополос-
 ного шума интенсивностью 50 дБ над порогом его обнаруже-
 ния (при экспресс диагностике возможно проводить экспери-
 мент и на одной частоте, например, 1000 Гц). Длительность
 сигналов 1—2 с., интервал между ними в пределах 5—10 с и,
 как правило, должны варьироваться для устранения фиксиро-
 ванной реакции на время его появления. Измерения прово-
 дятся не менее 3-х раз с последующей статистической об-
 работкой результатов для определения среднего значения по-
 рогов на правом и левом ухе. У больных с поражением
 корковых отделов слуховой системы (височных долей мозга)
 обнаруживается асимметрия в порогах за счет их увеличения
 на ухе, противоположном пораженному полушарию. Эти ре-
 зультаты получены при экспериментальном психоакустиче-
 ском исследований клинически хорошо верифицированных
 больных с сосудистой патологией мозга.
Более сенсибилизированным вариантом является определе-
 ние дифференциальных порогов по интенсивности на фоне ма-
1 Результаты этих исследований составили обширную главу докторской
 диссертации одного из авторов книги (Вассерман Л. И., 1989).
81
| 
 | 
скирующего шума1, которое осуществлялось на частоте 1000 Гц
 монаурально, принятым в физиологии слуха методом границ.
 Длительность звуковых сигналов 1240 с, интервал между ними —
 540 мс (обе эти величины обусловлены технологически и не
 являются принципиальными). Интенсивность широкополосно-
 го (белого) шума —50 дБ над порогом обнаружения тона. За
 величину дифференциального порога принималась минималь-
 ная разница в интенсивности, при которой испытуемый давал
 75% правильных ответов. Топико-диагностический феномен
 тот же, что и в предыдущих исследованиях.
Следующая серия психоакустических экспериментов связа-
 на с использованием в пороговых и надпороговых исследова-
 ниях звуковых сигналов различной длительности, впервые
 проведенные также в Институте им. В. М. Бехтерева (Вассер-
 ман Л. И., 1969, 1989; Бару А. В., Вассерман Л. И. и др.,
 1976).
Исследование порогов обнаружения звуковых сигналов раз-
 личной длителъности (см. схемы 1 и 2) проводилось при мона-
 уральной подаче чистого тона 1000 Гц или белого шума дли-
 тельностью 1000, 100, 10 и 1 мс. Сигналы формировались путем
 подачи их от звукового генератора на специальный электронный
 ключ, с выхода которого через аттенюаторы, отградуированные
 в дБ—на электродинамические телефоны (современные техни-
 ческие возможности позволяют существенно усовершенствовать
 технические возможности комплектующих приборов и приставок
 для аудиометров, но принципиально схема остается неизмен-
 ной). Измерение порогов проводилось методом границ не менее
 3-х раз. Процедура вычисления пороговых величин традиционна
 для такого рода исследований (рис. 1, 2).
Измерение дифференциальных порогов по интенсивности
 сигналов различной длителыюсти проводилось монаурально,
 попеременно на правом и левом ухе на частоте 1000 Гц и
 длительностью — 1000, 100, 10 и 1 мс. Использовался надпо-
 роговый уровень —40 дБ над порогом обнаружения тона дли-
 тельностью 1000 мс. Интенсивность коротких звуков прирав-
 нивалась к этому уровню на оснований известной в физиоло-
 гии слуха кривой, равной громкости. Пороги измерялись
 методом границ с интервалом между эталонным и тестирую-
 щим сигналами —540 мс. Вычисление порогов проводилось по
 критерию 75% правильных ответов при многократных изме-
 рениях.
1 Большую топико-диагностическую эффективность этого приема ис-
 следования, в частности при фокальнои эпилепсии, показала наша co-
 трудница А. С Тархан (1973).
82
И, наконец, третьим оригинальным приемом исследования слу-
 хового восприятия является измерение дифференциальных порогов
 по частоте на сигналы различной длительности. Использовались те
 же длительности сигналов и интервал между парами. Предъявля-
лись тестирующий и эталонный (частотой 1000 Гц) сигналы при
 надпороговом уровне последнего - 40 дБ. Процедура исследования
 и измерения дифференциальных порогов (см. схемы 1, 2) по ин-
 тенсивности и частоте описаны в приводимой выше литературе.

Результатом исследования порогов обнаружения и различе-
 ния интенсивности и частоты звуковых сигналов различной
 длительности у больных с очаговыми поражениями височных
 долей мозга (сосудистого генеза и при фокальной эпилепсии)
 является асимметрия порогов только на короткие сигналы -
 10 и 1 мс за счет их выраженного повышения на ухе, проти-
 воположном пораженному полушарию. Различие в порогах, в
 известной мере, зависит и от массивности поражения мозга.
 В то же время у больных с поражением лобно-центральной,
 теменной и затылочной области, с подкорковыми очагами
 асимметрии в порогах обнаружения и различения только ко-
 ротких сигналов не наблюдается. Именно в силу этих обсто-
 ятельств описанные психоакустичсские тесты пригодны для
 индивидуальной диагностики больных в стационарных и ам-
 булаторных условиях, а также для проведения экспертных из-
 мерений, связанных с оценкой функциональной асимметрии
 полушарий, в частности височных долей мозга. Следует доба-
 вить, что все описанные методики применимы и у детей, на-
 чиная с 4-5-летнего возраста, при использовании методиче-
 ских приемов поведенческого (обучающего) эксперимента, а
 также у лиц с дефектами речи и низким интеллектом.
Специальный класс задач был решен в экспериментальной
 нейропсихологии с помощью электронно-оптических тахисто-
 скопов1 (которые в последние годы с высокой эффективностью
 могут заменить и заменяют персональные ЭВМ с соответст-
 вующими приставками, и такие работы уже известны). Ис-
 следование операций, связанных с узнаванием сообщений в
 зрительных каналах связи, использование при этом маскиру-
 ющего шума, короткой и сверхкороткой (до 100 мкс) экспо-
 зиции стимулов, подачи сигналов одновременно по несколь-
 ким каналам с возможностью тонкой регулировки паузы меж-
 ду стимулами и «стирающим» изображением, вариантов с
 подачей стимулов (вербализуемых или невербализуемых) в
 правое и левое поле зрения (соответственно в левую или пра-
 вую гемисферу), синхронной регистрацией времени двигатель-
 ных реакций испытуемых или регистрацией вызванных потен-
 циалов в различных «заинтересованных» областях мозга позво-
 лили резко расширить возможности экспсриментального
 изучения зрительной перцепций. Упомянутые выше приемы
 исследования дают возможность, в частности, диагностиронать
 слабоструктурированные дефекты затылочных, теменно-заты-
 лочных, височных областей доминантной и субдоминантной
1 Обзор этих работ и результаты ряда собственных исследований при-
 водятся в книге Я. А. Меерсона (1986)
85
по речи гемисферы. Особенно четкую топико-диагностическую
 направленность имеют специально разработанные тахистоско-
 пические методики исследования зрительной оперативной па-
 мяти, механизмов функционального взаимодействия и асим-
 метрии полушарий мозга в норме, при различных функцио-
 нальных и патологических состояниях.
В качестве примеров конкретного использования тахисто-
 скопических (топикодиагностических) методик приводим ре-
 зультаты ряда исследований, выполненных по 5 программам:
1. Опознание зрительных стимулов в условиях дефицита вре-
 мени.
2. Опознание в условиях неполного набора признаков изо-
 бражений.
3. Опознание в условиях разобщения деталей изображений —
 «разорванное изображение» и в условиях пространственно ис-
 каженного расположения их деталей.
4. Опознание изображений в условиях помех — «зрительного
 шума».
5. Идентификация индивидуализированных изображений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 423.