ПРЕДМЕТНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

92. Узнавание реальных предметов. Используются реальные
предметы, находящиеся под руками или в поле зрения экспе-
риментатора и больного, например, как в пробе 17.

93. Узнавание изображений предметов (проверяется при ис-
следований называния, проба 19, рис. 1).

*94. Узнавание наложенных друг на друга изображений пред-
метов
(модифицированные рисунки пробы Поппельрейтера).
Рис. 14.

*95. Узнавание изображений предметов с «недостающими»
признаками.

Предъявляется 6 изображений набора, например: лампочка,
очки, ножницы, якорь, кофейник, ключ. Рис. 15.

*96. Узнавание изображений предметов на «зашумленных»
рисунках.

Предъявляются для узнавания б изображений предметов
при уровне шума —0,35 (уровень шума как и в пробе 48 оп-
ределяется соотношением черных и белых элементов, так на-
зываемых статистик, синтезированных ЭВМ). Если испытуе-
мый не узнает 2—3 изображения, то переходят к менее за-
шумленным рисункам с уровнем шума —0,25. Рис. 16а и
16б.

Если зрительно предметы не опознаются, задание можно
облегчить, предложив обвести их контуры карандашом.

97. Идентификация цветов.

Испытуемому предлагается называемые экспериментатором
цвета: красный, черный, желтый, зеленый, синий, коричневый.

70


Для образцов можно использовать набор цветных каранда-
шей или любой другой набор цветов и их оттенков, например
из методики Люшера.

Дополнительно можно попросить испытуемого называть цвета
вслед за экспериментатором или в виде самостоятельной пробы.

98. Классификация цветов по их оттенкам (по тем же об-
разцам).

Испытуемому предлагается подобрать оттенки к 3-м чис-
тым тонам, например, желтому, зеленому или синему.























ЛИЦЕВОЙ ГНОЗИС

*99. Узнавание знакомых лиц.

Предъявляются (в любой последовате‚льности) 6 фотогра-
фий выдающихся отечественных писателей, например: Пуш-
кина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького. Рис. 17.

*100. Идентификация фотографий незнакомых лиц по за-
данному образцу.

Предъявляются одновременно 3 фотографии незнакомых
лиц— эталоны; затем испытуемый, глядя на эти фотографии,
должен отыскать идентичные в соответствующем наборе из 20
фотографий. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями.
Если испытуемый не справляется с заданием (все три пробы
делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или
1-й фотографией. Рис. 18.

Если больной успешно справляется с этим заданием, пере-
ходят к следующему.

*101. Идентификация фотографий незнакомых лиц при
кратковременном предъявлении заданных образцов.

Испытуемому Предъявляются для запоминания одчовременно
3 фотографии — эталоны. Экспозиция — примерно 10 сек. Затем
требуется найти их среди 20 фотографий соответствующего на-
бора. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями. Если ис-
пытуемый не справляется с заданием (2—3 пробы делает с
ошибками), то опыт проводится трижды с 2-мя или 1-й фото-
графией. Рис. 18.

Эта проба и последующие четыре направлены на исследо-
вание кратковременной зрительной памяти.

102. Идентификация предметных изображений при кратко-
временной их экспозиции1.

1 Методические приемы исследования №№ 101—107 являются сен-
сибилизированными пробами на оценку зрительной кратковременной па-
мяти. При этом пробы №№ 101—105 используются в наборе также
и для уточнения латерализлции очагов поражения.

71


Испытуемому предъявляются для запоминания 9 изобра-
жений предметов (как часто, так и относительно редко встреча-
ющихся в обыденной жизни). Экспозиция примерно Ю сек. За-
тем требуется их найти (а при возможности и назвать) среди
20 фотографий соответствующего набора (рис. 1). Опыт прово-
дится 3 раза с разными матрицами из 9 изображений каждая
(пример —рис. 19а, 196, 19в).

Если испытуемый не справляется с заданием — не запоми-
нает более 4—5 изображений (см. табл. 1), то опыт можно
повторить, предъявляя матрицы с 6-ю и 4-мя предметами
(изменяя длину «алфавита» предъявляемых стимулов).

103. Идентификация предметных изображений в условиях
интерфвренции
(сенсибилизированный вариант предыдущей
пробы по аналогии с субтестом № 15).

Испытуемому предлагается заполнить последовательно 2 серии
из 4-х предметных изображений каждая (см. табл. 1) и после уз-
навания предметов первой, а затем и второй серии в наборе из
20 фотографий (рис. 1), через 5 сек. вновь отыскать в наборе
предметы первой из предъявляемых серии. Опыт проводится 3
раза с сериями из 4-х предметов. Если испытуемый не справля-
ется с заданием (в 3-х пробах делает 2—3 ошибки), то опыт про-
делывают трижды с 3-мя или 2-мя изображениями предметов.
Наиболее отчетливые расстройства идентификации предметных
изображений в пробах № 102 и 103 выявляются у больных с
поражением левой гемисферы, в частности височной области.

104. Узнавание «полувербализуемых» графических изображе-
ний при кратковременном предъявлении заданных образцов.

Испытуемому предъявляются для запоминания 9 графиче-
ских «полувербализуемых» изображений (рис. 20а, 206, 20в),
экспозиция примерно 10 сек. Затем требуется найти их среди
20 изображений соответствующего набора (рис. 21). Опыт про-
водится 3 раза с разными матрицами из 9 элементов.

Если испытуемый не запоминает в этом эксперименте бо-
лее 2—3 изображений, можно изменить длину «алфавита»,
предъявляя одновременно 6 или 4 изображения.

В качестве «поискового» варианта эксперимента эту пробу
проводят по аналогии с субтестом 100.

105. Узнавание «полувербализуемых» графических изображе-
ний в условиях интерференции (сенсибилизированный вариант
предыдущей пробы по аналогии с субтестом № 16).

Испытуемому предъявляется для запоминания последова-
тельно 2 серии из 4-х «полувербализуемых» графических изо-
бражений каждая и после узнавания изображений первой, а

72


затем и второй серии в наборе из 20 элементов (рис. 21),
через 5 сек. вновь обнаружить в том же наборе изображения
первой серии. Опыт проводится 3 раза с сериями из 4-х изо-
бражений. Если испытуемый не справляется с заданием (в 2—
3 пробах делает 2—3 ошибки), то опыт воспроизводят трижды
с 3-мя или 2-мя рисунками.

Наиболее отчетливые расстройства идентификации слабовер-
бализуемых графических изображений (пробы № 104 и 105)
отмечаются у больных с поражением правой гемисферы (у прав-
шей), в частности височно-теменных отделов.

*106. Узнавание изображений невербализуемых геометриче-
ских фигур при кратковременном предъявлении заданных образ-
цов1.

Испытуемому предъявляется для запоминания одновремен-
но 3 изображения — эталоны на 10 сек. Затем требуется их
найти среди 20 изображений соответствующего набора. Опыт
проводится 3 раза с 3-мя изображениями. Если испытуемый
не справляется с заданием (2—3 пробы делает с ошибками),
то опыт проделывают трижды с 2-мя или 1-м изображением.
Рис. 22.

*107. Идентификация невербализуемых геометрических фи-
гур в условиях интерференции
(сенсибилизированный вариант
предыдущей пробы).

Испытуемому предлагается запомнить последовательно 2 се-
рии из 3-х невербализуемых геометрических фигур каждая и по-
сле нахождения фигур первой, а затем и второй серии в иаборе
из 20 изображений, через 5 сек. вновь отыскать в наборе фигуры
первой из предъявлявшихся серии. Опыт проводится 3 раза с
сериями из 3-х фигур. Если испытуемый не справляется с за-
данием (2—3 пробы делает с ошибками), то опыт проделывают
трижды с 2-мя или с 1-й фигурой. Эту пробу проводить неце-
лесообразно, если испытуемый не справляется с заданиями №№
104—106 (фиксируются выраженные нарушения).





















































































Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.