VII . ВОСПРИЯТИЕ ШУМОВ, РИТМОВ И МЕЛОДИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

73. Узнавание знакомых шумов:

шелеста бумаги; хлопания в ладоши;
звона клгочей (монет) и др.

*74. Узнавание (идентификация) различных ритмов.

Экспериментатор задает ритм по схеме постукиванием по
столу —испытуемый должен найти идентичный «ритм» на той
же схеме (6 вариантов). Рис. 9.

*75. Воспроизведение предъявляемых на слух ритмических по-
следователъностей
(по той же схеме — 6 вариантов).

76. Узнавание мелодии 3-х общепопулярных песен, напетых
экспериментатором или воспроизведенных на магнитофоне,
который обычно используется для записей образцов экспрес-
сивной речи испытуемых с речевыми дефектами.

1 Дополнительно могут анализироваться результаты выполнения теста
Бентона

                                                            67


VIII.  СХЕМА ТЕЛА

*77. Право-левая ориентировка.

Испытуемого просят показать: свою левую руку; правую ру-
ку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым); левую руку
экспериментатора (сидящего напротив испытуемого со скре-
щенными на груди руками).













ПАЛЬЦЕВОЙ ГНОЗИС

*78. Показ палъцев по подражанию.

Покажите, пожалуйста: показывают 3-й палец; 5-й палец;
2-й палец; 3-й палец; 4-й палец; 1-й палец.

*79. Показ палъцев по вербальной инструкций.
Покажите, пожалуйста: указательный палец; мизинец; сред-
ний; большой; мизинец; безымянный.

80. Называние палъцев.

Показывают для называния: указательный палец, большой,
мизинец, средний, безымянный, средний.

Экспериментатор показывает пальцы попеременно то левой,
то правой руки, изменяя каждый раз положение кисти в про-
странстве.

В оценку (№№ 80—83) правильности выполнения проб
включается и смена рук испытуемого в том случае, если ему
позволяет это сделать неврологический статус.

*81. Воспроизведение позы палъцев по зрителыюму образцу.
Показывают 6 вариантов позы пальцев, сидя напротив ис-
пытуемого (или демонстрируя рисунки —образцы). Рис. 10.

*82. Воспроизведение соотносительного положения кистей
двух рук
(6 вариантов). Рис. 11.

83. Воспроизведение соотносительного положения руки по
отношению к лицу
(б вариантов). Рис. 12.

Пробы 81—83 проводят также, сидя напротив испытуе-
мого.

При анализе успешности выполнения блока «схема те-
ла" следует помнить об элементах анозогнозий, например,
неосознания пареза в левых конечностях, болезни в целом
и др.

68


IX. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

84. Ориентировка в реалъном пространстве.

Узнавание своей палаты, ординаторской, туалета и т. и.
(оценивается по данным клинического наблюдения и анамнеза
со слов персонала или родственников).

85. Схема пространственных отношений.
Испытуемому предлагается нарисовать план своей палаты
с указанием расположения: двери, окон, кроватей.

*86. Части света.

Экспериментатор ставит на бумаге точку и, обозначив ее
«севером», просит испытуемого схематически показать соотно-
шение частей света: юг, запад, восток, юго-запад, севсро-вос-
ток, юго-восток.

*87. Поставив в центре листа чистой бумаги точку и,
обозначив ее Москвой, испытуемому предлагается показать
примерное расположение:
Петербурга, Мурманска, Владивосто-
ка, Крыма, Германии, Японии .

*88. Узнавание времени на «слепом» циферблате. Рис. 13.

89. Установка «стрелок» часов по вербальной инструкций
(схематический рис. «слепого» циферблата выполняет Экспери-
ментатор).

При анализе успешности выполнения проб раздела «ориен-
тировка в пространстве» рекомендуется учитывать данные
анамнеза о способности больного ориентироваться в своей
квартире, улицах родного города, самостоятельно находить
свой дом и т. д. Для представления о нарушений топографи-
ческой памяти следует также выяснить, как больные описыва-
ют хорошо знакомые места (дом, улицу и т. д.).

Х. СТЕРЕОГНОЗ

*90. Узнавание реальных предметов с помощью осязания
(глаза испытуемого при этом закрыты). Предлагается, напри-
мер, узнать: ручку, монету, пуговицу, ключ, расческу, ремешок
от часов.

Если больной ошибается, ему предлагается узнать те же
предметы, открыв глаза.

1 Вариантов этой пробы может быть множество при сохранении об-
щих принципов.

69


Сенсибилизированным вариантом этой пробы является уз-
навание материалов, из которых сделаны предметы: дерево,
пластмасса, металл и т. п.

Задание выполняется правой и левой рукой (если позво-
ляет неврологический статус), при оценке результатов следует
учитывать особенности номинативной функции речи (пробы
17-19).















































XI . ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

91. Зрительное представление.

Испытуемого просят представить и описать: очки, арбуз,
велосипед, или другие 3 или 6 предметов.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.