И работы органов пищеварения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Органы пищеварения новорожденного. Органы пищеварения начинают функционировать еще задолго до срока рождения. Однако вплоть до конца внутриутробного периода секреторная функция пищеварительного тракта выражена очень слабо, так как отсутствуют раздражители, стимулирующие секрецию. Заглатывание околоплодной жидкости, наблюдающееся во второй половине беременности, не может служить достаточно сильным раздражителем, хотя и ведет к перевариванию главным образом белков, содержащихся в небольшом количестве в околоплодной жидкости. Секреторная функция усиливается лишь после рождения, когда пища, попадающая в полость рта, действует как безусловный раздражитель, вызывающий рефлекторное отделение пищеварительных соков. Для новорожденного ребенка акт сосания - единственный способ получения питательных веществ. Осуществление этого сложного рефлекторного акта облегчается особенностями полости рта ребенка. При сосании в передней части полости рта образуется замкнутое пространство, почти целиком занятое языком. Сокращение мышц, тянущих книзу нижнюю челюсть, вызывает в замкнутом пространстве отрицательное давление, которое при повторных сосательных движениях постепенно достигает 40 и даже 100 мм рт. ст. После нескольких сосательных движений челюсти сжимаются и выдавливают из соска молоко.

Желудочный сок новорожденного содержит мало пепсина, по богат химозином, или сычужным ферментом. Особенность этого фермента заключается в том, что он действует только в слабокислой среде, тогда как пепсин может действовать лишь в более кислой среде. Соляная кислота в желудочном соке новорожденного содержится в количестве, наиболее благоприятном для действия химозина, который створаживает и частично расщепляет белки молока.

Желудок новорожденного расположен горизонтально в левом подреберье. Его емкость очень невелика, примерно 30 см3. Однако она быстро увеличивается и уже на 4-6-й день достигает 40-50 см3, а на 15-й - 90 см3. Под влиянием поступающей пищи желудок всегда несколько растягивается. Повторное растяжение желудка при каждом кормлении, а также его двигательная активность способствуют усиленному росту желудочной стенки.

При грудном кормлении содержимое желудка полностью переходит в кишечник через 2,5-3 ч, а при вскармливании коровьим молоком - значительно позднее (через 3-4 ч). По мере освобождения желудка от пищи начинает повышаться возбудимость «пищевых центров», т.е. тех участков мозга, которые регулируют деятельность органов пищеварения. У ребенка появляются сосательные движения, сначала слабые, а потом все более интенсивные и частые. Возбуждение, как это свойственно раннему возрасту, иррадиирует на другие участки мозга, что ведет к прекращению сна, появлению общей двигательной активности, беспокойства, крика.

Переполнение желудка, а нередко и тормошение ребенка после кормления ведет к срыгиванию, чему способствует широкий нижний конец пищевода и слабость мышечных образований на границе между пищеводом и желудком.

Тонкий кишечник у новорожденных всего лишь в 2 раза короче, чем у взрослых: его длина около 3 м. Пищеварительные соки, изливающиеся в тонкий кишечник, уже в первые дни содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс переваривания. Поджелудочная железа относительно очень мала, а вырабатываемый ею сок обладает меньшей активностью, чем в последующие месяцы.

Перистальтика кишечника очень непостоянна: она резко усиливается под влиянием как местного раздражения (например, брожение содержимого кишки), так и внешних воздействий на организм (например, перегревания, резкого звукового раздражения). Общее беспокойство и крик ребенка также ведут к усилению перистальтики. Весь путь по тонким кишкам пищевая кашица проходит за 12-30 ч, а при искусственном вскармливании - медленнее. Длина толстых кишок новорожденного примерно 60 см (у взрослых - 130 см). Здесь происходит образование кала. Так называемый первородный кал, или меконий, образуется еще до рождения за счет слущивающегося эпителия кишечника и пищеварительных соков. Он темного цвета, не имеет запаха и выделяется уже в первые часы жизни. В течение следующих 2-3 дней кал меняется: меконий постепенно исчезает, а вместо него появляются характерные для грудного ребенка испражнения, образовавшиеся в основном из непереваренных остатков пищи. В эти же дни начинают появляться в кале и микробы, которые заносятся в пищеварительный тракт. Низкая кислотность желудочного сока новорожденных недостаточна для предохранения кишечника от микробов: в желудке они не погибают и в кишечнике интенсивно размножаются.

Развитие органов пищеварения после рождения. На протяжении первого года жизни в строении и функции органов пищеварения происходят значительные изменения, частично связанные с постепенным переходом на смешанное питание. Появляются жевательные движения, причем сила сжимания челюстей увеличивается в несколько раз. Слюноотделение, крайне незначительное в первые 2-3 месяца жизни в последующие месяцы постепенно усиливается, становится хорошо выраженным условнорефлекторное отделение слюны на вид пищи.

Очень быстро растет желудок. Его емкость достигает к концу первого года примерно 300-350 см3, к двум годам – 600-700 см3, а к 6-7 годам - 1000-1100 см3. Особенно увеличивается так называемое дно желудка, т.е. та его часть, в которую открывается пищевод. При этом пилорическая (выходная) часть желудка опускается и он принимает положение, близкое к вертикальному. Соответственно увеличению общей поверхности слизистой оболочки желудка возрастает количество желудочных желез. Отделение сока становится более значительным. Увеличивается его кислотность, что ведет к повышению активности пепсина. К концу дошкольного возраста кислотность желудочного сока лишь немногим меньше, чем у взрослых. Фермент химозин, требующий слабой кислотности, становится малоактивным, зато значительно увеличивается активность другого фермента - пепсина. Усиливается деятельность и других пищеварительных желез - поджелудочной и кишечных.

Длина кишечника быстро увеличивается в течение первых двух лет жизни. К двум годам длина тонких кишок превышает 4,5 м, а толстых достигает 80 см. В последующие годы рост кишечника замедляется, снова усиливаясь после восьми лет.

Двигательная функция пищеварительного тракта уже к 3-4 годам становится почти такой же, как у взрослых.

Акт дефекации. Начало формирования каловых масс можно обнаружить уже в тонких кишках. 6 основном кал формируется в толстых кишках за счет непереваренных остатков пищевой кашицы, слизи и слущивающегося кишечного эпителия. Постепенно продвигаясь вперед, каловые массы попадают в прямую кишку, растягивая ее. Акт дефекации, т.е. выведение каловых масс наружу, происходит рефлекторно в ответ на растяжение прямой кишки. Нервный центр этого рефлекса находится в нижнем отделе спинного мозга. Однако импульсы с прямой кишки, как и со всех других участков тела, достигают и коры больших полушарий, вызывая ощущение позыва к дефекации. Оно быстро исчезает вследствие прекращения потока афферентных импульсов, снова появляясь при растяжении прямой кишки новой порцией кала.

На втором году жизни дефекация обычно происходит 1-2 раза в сутки. У старших детей, как и у взрослых, создаются прочные условные связи между определенной обстановкой и актом дефекации. Хорошо развито и условное торможение дефекации: она задерживается, даже несмотря на сильные позывы.

Условный рефлекс на обстановку вырабатывают, высаживая ребенка на горшок в тот момент, когда скорее всего можно ожидать дефекацию. Позыв к дефекации обычно появляется вслед за приемом пищи, особенно после первого утреннего кормления. Это объясняется тем, что поступление пищи вызывает усиление двигательной активности кишечника, что проявляется в возникновении быстрых перистальтических воли, проходящих по всему кишечнику. Чем длительней был период покоя пищеварительного тракта, тем активней происходит быстрая перистальтика.

Своевременное удаление кала - существенное условие нормальной деятельности пищеварительного тракта. Если приучить ребенка к дефекации всегда в одно и то же время дня, например после первой утренней еды, то постоянное соблюдение такого режима будет способствовать выработке условных рефлексов на время, облегчающих акт дефекации. Длительное торможение этого акта путем преодоления позывов нередко способствует развитию стойких запоров.

 

Вопросы. 1. В чем заключается уход за зубами и почему он необходим? 2. Каковы секреторная и моторная функции пищеварительного аппарата у детей? 3. Как развиваются органы пищеварения после рождения?

 

ПИТАНИЕ

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.