Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста ритм дыхания, т.е. чередование вдоха и выдоха, не остается постоянным; то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.
При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мозга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, что человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.
Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется, очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например, при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастаний лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.
Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит
через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.
Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, чтобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания - это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.
Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом может возникнуть заболевание голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.
57. Воздушный режим дошкольных учреждений
Микроклимат. Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т.е. местный климат, который характеризуется физическими свойствами (температура, влажность, ионизация и пр.), а также химическими и биологическими. В результате длительного пребывания людей воздух помещений меняется: возрастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышается температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются летучие вещества, например аммиак, сероводород и др.
Изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно увеличению содержания в нем углекислого газа. Поэтому о микроклимате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой - правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 м2 площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5-8 м3 воздуха.
Смена воздуха в помещениях. Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специальной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает на естественной тяге за счет разности температур снаружи и внутри помещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части стены и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Вентиляцию в кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.
Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в одну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обогревается радиатором, расположенным над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подогретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Категорически запрещается использование приточных шкафов не по назначению.
Организация проветривания. Если температура воздуха не ниже 0°С и нет сильного ветра, помещение проветривают в присутствии детей. Свежий воздух поступает через форточку, фрамуги и створки окон. Для хорошего проветривания за 10-20 мин общая площадь отверстий форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади комнаты. Так, в групповой комнате площадью 62,5 м2 общая площадь открытых форточек должна составлять 1,25 м2. Форточки (или фрамуги) устраивают в каждом втором окне; при трех окнах надо иметь две форточки.
Фрамуги всегда делают в верхней части окна. При открытых фрамугах создается большая разница наружной и внутренней температуры, что увеличивает скорость движения воздуха и объем проветривания по сравнению с проветриванием через форточки, расположенные, как правило, в средней или нижней части окна. Воздух, проникающий через фрамугу, опускаясь вниз в силу большего удельного веса, проходит через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает несколько нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой держать фрамуги открытыми в присутствии детей.
Створка внутренней рамы правильно устроенной фрамуги должна откидываться внутрь-вниз так, чтобы открытое отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме открывается наружу-вверх, отверстие направлено вниз (рис. 62). Следовательно, наружная створка фрамуги становится козырьком над наружным отверстием, защищая межоконное пространство от попадания дождя и снега.
При низкой наружной температуре постоянный приток воздуха обеспечивается вентиляцией соседних помещений. В отсутствие детей (перед приходом или после длительного их пребывания) производят сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг или окон. При очень низкой температуре наружного воздуха (ниже - 20° С) проветривание производят не более 2-3 мин во избежание переохлаждения помещения, а в более теплое время - в течение 10-15 мин. Во время проветривания производят влажную уборку помещения, которую следует заканчивать за 30 мин до прихода детей. К их приходу температура воздуха должна быть такой, какая установлена для помещений детских учреждений. Поэтому в каждой групповой комнате и спальне необходимо иметь настенный термометр, подвешенный на высоте 1,2-1,5 м от пола.
Борьба с пылью. Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.
Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.
У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и. обуви.
Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно
и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.
Отопление. Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных – 23-26°С, в комнате для детей до двух лет – 21-22°С, в комнате для детей 2-3 лет – 19-20°С, в групповых комнатах детского сада – 18-20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30-60%, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/сек.
Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90-95° G. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами - во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.
Вопросы. 1. Каковы особенности строения и функции органов дыхания у детей? 2. Что такое жизненная емкость легких? 3. Какое строение имеют органы речи и как они изменяются с возрастом? 4. Какие условия рекомендуется соблюдать при обучении детей пению и декламации? 5. Что такое микроклимат? 6. Что способствует загрязнению воздуха в помещениях дошкольных учреждений? 7. Как надо проветривать помещения?
ПИЩЕВАРЕНИЕ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.