Правовые и этические проблемы эвтаназии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшей медицинской, этико-правовой проблемой уже много десятилетий остается проблема эвтаназии. К смертельно больному пациенту следует относиться иначе, чем к другим больным. Однако нет никаких правовых документов, регламентирующих поведение врача по отношению к умирающему больному. Следует руководствоваться этическими принципами, записанными еще в клятве Гиппократа, рекомендациями Всемирной медицинской ассоциации. Лечение смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль, проводится так, чтобы максимально облегчить их страдание и способствовать достойному уходу из жизни.

Впервые в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» появилась ст. 36 «Паллиативная помощь». Вместе с тем желание пациента отказаться от медпомощи и действий врача, направленные на уважение этого права, даже если они приведут к смерти пациента, правомерно с учетом ст. 19 того же Закона. В соответствии с Конституцией РФ каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь, один из аспектов которого предполагает возможность самостоятельно распоряжаться ею, решать вопрос о прекращении жизни. Допустить возможность реализации этого права можно лишь путем эвтаназии.

Термин «эвтаназия» (эутаназия, эйтаназия) происходит от двух греческих слов: танатос (смерть) и эу (хороший, счастливый), т.е. счастливая смерть (быстрая и без мучений). Различают две принципиальные формы эвтаназии: а) активная — разновидность добровольной или принудительной эвтаназии, когда смерть вызывают применением специальных средств, и б) пассивная — разновидность добровольной или принудительной эвтаназии, когда смерть наступает вследствие прекращения средств поддерживающей терапии. Обсуждение такой сложной и противоречивой проблемы в обществе необходимо, но с участием специалистов в области права, медицины и последующим подведением итогов. Неудивительно, что отсутствие информации об эвтаназии иногда приводит к абсурдному пониманию эвтаназии.

Как и во всех странах, в России встречается разное отношение к эвтаназии. Так, член-корреспондент АМН СССР, крупнейший детский хирург профессор С.Я. Долецкий в 1992 г. писал, что человек отличается от животного разумом и моралью. Если нет того и другого у больного с полностью атрофированным мозгом, то это не человек, а существо и к нему следует применить эвтаназию. Другого мнения известный судебный медик заслуженный деятель науки профессор О.Х. Поркшеян. Примерно в те же годы применение эвтаназии он считал умышленным убийством человека, даже если это касается безнадежно больного по его просьбе. Но в большинстве своем случаи эвтаназии шокировали. В конце восьмидесятых годов прошлого века во всем мире широко обсуждалось судебное дело медицинской сестры онкологической клиники Германии Редер, которая, выхаживая прикрепленных к ней пациентов, из «сострадания» помогла уйти из жизни 17 тяжелым больным. На судебном процессе ее адвокат утверждал, что многолетняя работа с такими больными изменила ее понимание милосердия. К сожалению, четверть века спустя мораль деформировалась у значительной части населе­ния, что привело к значительному увеличению числа сторон­ников эвтаназии.

С принятием в 1993 г. Основ законодательства РФ «Об охра­не здоровья граждан» впервые эвтаназия в нашей стране по­лучила законодательное решение. В статье 45 под недву­смысленным названием «Запрещение эвтаназии» записано, что удовлетворение просьбы больного об ускорении его смер­ти «какими-либо действиями или средствами, в том числе пре­кращение искусственных мер по поддержанию жизни», мед­персоналу запрещается. Лицо, осуществляющее эвтаназию или побуждающее больного к эвтаназии, несет уголовную ответ­ственность. Эта статья точно (вплоть до номера) повторилась в новом ФЗ. Однако, несмотря на запрет, в медицинской практике скрытая эвтаназия участилась и нарушения статьи не замечаются. Считается, что примерно 70% смертей в отделе­нии интенсивной терапии происходит в связи с отказом от лечения. По смыслу это не эвтаназия, так как причина смер­ти наступает вследствие патологических процессов, происхо­дящих в организме больного, а лечение прекращается, пото­му что оно бесполезно. Время прекращения лечения, спосо­бы лечения и методы, которыми это всё делается, могут су­щественно различаться, и отличить в правовом отношении такое прекращение лечения вследствие отказа от пассивной эвтаназии невозможно.

Совершенно ясной и однозначной по отношению к эвта­назии является позиция Русской православной церкви: она никогда не может быть оправдана. Практика Церкви всегда была ориентирована на облегчение и наполнение смыслом последних часов земной жизни человека, не вмешиваясь в темп ее наступления. Вместе с тем некоторые считают, что крите­рии продолжения или прекращения жизнеподдерживающих мер заслуживают более глубокого рассмотрения с участием не только врачей, но и пастырей и богословов.

Во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, эвтаназия применяется независимо от того, разрешена она законом или нет. Решать вопрос об эвтаназии с точки зрения права непросто, ибо в тех же Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», на что обращается внимание в печати, наряду с приведенной выше ст. 45 имеется другая: ст. 19 «Права пациента» содержит право на отказ от медицин­ского вмешательства. В ней указано, что «гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицин­ского вмешательства или потребовать его прекращения», даже если оно начато на любом этапе проведения. При этом ему в доступной форме должны быть изложены все последствия от­каза от лечения, что оформляется записью в медицинском документе и подписывается пациентом (его законным пред­ставителем) и лечащим врачом.

 

Контрольные вопросы

1. В чем правовая и этическая особенность сестринского ухода за умирающим больным?

2. В чем заключается правовое значение установления факта смерти?

3. Назовите правовые основания для установления момента смерти.

4. Каков порядок установления момента смерти в целях прекра­щения реанимации и трансплантации органов и тканей?

5. В каком документе изложены основные критерии определения момента смерти?

6. Назовите цель и порядок патологоанатомического вскрытия.

7. В каких случаях патологоанатомическое вскрытие обязательно?

8. В каких случаях патологоанатомическое вскрытие не может быть произведено?

9. Какие трупы подвергаются судебно-медицинскому исследова­нию?

10. Какое значение имеет «медицинское свидетельство о смерти»? Кем оно выдается и на каком основании?

11. В каком законе указаны права близких и законных представи­телей в отношении вскрытия и захоронения трупа?

12. Дайте определение и правовое обоснование эвтаназии в России.

13. Какие формы эвтаназии различают и в чем их разница?

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.