Государственный бюджет: сущность, функции и структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, которыми располагает государство (правительство) для осуществления своих функций. Госбюджет, иными словами, представляет собой роспись государственных доходов и расходов на год, утвержденную в законодательном порядке. В госбюджете находят отражение все основные финансовые операции – государственные расходы, различные виды доходов, государственные займы и т.п.

 Построение государственного бюджет основано на соблюдении ряда принципов:

- принцип единства, заключается в том, что в бюджете сосредоточены все доходы и расходы государства.

- принцип полноты .заключается в том, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

- принцип реальности. заключается в том, что в бюджете предполагается правдивое отражение доходов и расходов государства;

- принцип гласности. означает, что при формировании и утверждении государственного бюджета предполагается обязательная информируемость населения об основных расходах и источниках доходов.

В структуре государственного бюджета выделяют две основные части: доходную и расходную, так как он составляется на основе балансового метода. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов страны.

Доходная часть государственного бюджета образуется за счет трех источников:

Налоги со всех хозяйствующих субъектов страны.

Государственные займы (государство может выпускать собственные ценные бумаги и размещать их среди других хозяйствующих субъектов, привлекая тем самым денежные средства в государственный бюджет).

Эмиссия денег. Это самый непопулярный источник и к нему прибегают в крайних случаях.

Расходная часть государственного бюджета включает в себя все основные виды расходов, которые несет государство при выполнении своих функций. К ним относят расходы на оборону, на содержание государственного аппарата, на финансирование отраслей национальной экономики, на социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), науку, обслуживание государственного долга и др. Отдельной строкой выделяют прочие расходы, которые выделяют для того, чтобы иметь возможность финансировать непредвиденные расходы.

Структура расходов и доходов государства зависит от конкретной ситуации в стране.

Государственный бюджет выполняет в национальной экономике следующие функции:

- фискальную – это означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

- экономического регулирования – это использование государственных налогов, для проведения той или иной экономической политики;

- социальную – использование бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство может выделять из государственного бюджета:

- ассигнования – средства из государственного бюджета на содержание государственных учреждений;

- субсидии – денежные пособия, которые предоставляются государственным учреждениям

- субвенции – вид государственного денежного пособия местным органам власти для выполнения программ развития;

- дотации – государственные пособия на покрытие убытков и поддержки нерентабельных предприятий.

Государственный бюджет в стране принимается каждый год и правительство следит за тем, чтобы расходы и доходы бюджета соответствовали друг другу.

В том случае, когда государство осуществляет непомерные расходы, ведет неправильную внешнеторговую и налоговую политику, бюджет государства сводится с дефицитом.

 Под дефицитом бюджета понимают превышение его расходной части над доходной. При превышении доходов бюджета над его расходами, образуется профицит бюджета.

Различают бюджетные дефициты: 1) активный и пассивный; 2) фактический, структурный и циклический; 3) текущий и первичный.

Активный бюджетный дефицит происходит в результате сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета.

Пассивный дефицит бюджета – это дефицит, вызванный сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономики.

Структурный дефицит бюджета представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета,

 которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.

Причинами образования дефицита бюджета могут быть:

 1) рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций;

 2) чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие огромный рост непредвиденных расходов государства;

3) кризисные явления в экономике, ее развал, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

45.Механизм функционирования рынка труда

Важнейшим компонентом рынка труда является механизм его функционирования. Последний иногда выдают за сам рынок труда, что далеко не точно, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.

Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция.

На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени. .

Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.