Денежно-кредитная политика государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

42.Понятие, сущность и механизмы фискальной политики.

1. Маневрирование налогами и правительственными 13.3 Понятие, сущность и механизмы фискальной политики.

1. Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной, или бюджетно-налоговой, политикой.

Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижение темпов инфляции).

2. Фискальная политика государства подчиняется следующим экономическим законам:

рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы;

уменьшение правительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы;

увеличение налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости;

снижение налогов увеличивает совокупный спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость.

3. Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки.

Если объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных расходов может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса.

Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных расходов может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т. е. снова происходит вытеснение частных инвестиций. Величина "вытеснения" зависит от уровня процентной ставки.

Направленность воздействия налогов на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов, а именно:

рост налогов сокращает потребление (и сбережения), т. е. является утечками дохода;

снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление.

При этом необходимо учитывать, что:

изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению;

рост потребления вызывает расширение совокупного спроса;

расширение совокупного спроса в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства доходов, снижает уровень безработицы;

однако со временем, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

4. Мультипликатор государственных расходов характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной скорости к сбережению;

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что:

увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления;

рост потребления увеличивает ВНП (доход), который способствует дальнейшему увеличению потребления и т. д.;

такой переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

5. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:

стимулирующей (экспансионистской);

сдерживающей (рестриктивной).

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

Сдерживающая фискальная политика применяется в период инфляции и предполагает бюджетный излишек как результат увеличения налогов и снижения правительственных расходов. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:

если это "либеральный" курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам;

если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.

6. Ограниченность возможностей фискальной политики обусловлена следующими обстоятельствами:

изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может противоречить другим целям расходования государственных средств:

- укреплению обороноспособности страны;

- охране окружающей среды

- финансированию научных исследований и т. п.;

необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен;

максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде - в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к негативным последствиям;

наличие "эффекта запаздывания" — требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.

часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры)

затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат;

к этому моменту экономическая ситуация может измениться, и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада;

в таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с приведением соответствующей денежно-кредитной политики.расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной, или бюджетно-налоговой, политикой.

43. Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения.

Налог — это обязательный, безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

четыре основные принципа налогообложения:

1) принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

2) принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

3) принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

4) принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Виды налогов:

по объекту:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

по субъекту:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения

Упрощённая система налогообложения (УСН

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Патентная система налогообложения (ПСН).

Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 220.