Классификация экономических систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. По воспроизводственному признаку можно выделить подсистемы производственных отношений, которые складываются непосредственно в процессе производства благ, в процессе их распределения, а также на стадиях обмена и потребления. Между этими подсистемами имеется прямая (первичная) и обратная взаимосвязь. Понятно, что распределять, обменивать и потреблять можно только то, что произведено.

2. По характеру самих производственных отношений. Здесь можно выделять:

1. организационно-экономические отношения, которые обусловлены уровнем техники, технологии и профессиональной структуры работников, но они являются в определенной системе индифферентными к тому, кому принадлежат средства производства;

2. социально-экономические отношения, основу которых составляют отношения собственности на материальные факторы;

3. конкретные отношения хозяйствования, которые испытывают влияние не только двух вышеназванных отношений, но и действующие в стране юридические законы и нормы, сложившиеся обычаи и традиции.

3. Основными подходами к классификации экономических систем являются:

1. Формационный - основное внимание в экосистеме уделяют формам собственности на средства производства и присвоения результатов производства;

2. Технологический - технической оснащенности производства;

3. Цивилизационный - производительным силам, общечеловеческим ценностям свободы, демократии и другим определяющим развитие системы.

Формационный подход объясняет переход от менее развитой экономической системы к более развитой прежде всего экономическими причинами (развитием производительных сил, действие экономических законов, отношения собственности и т.д.) и рассматривает политические, правовые, национальные и другие факторы как второстепенные. Основоположник формационного подхода К. Маркс.

Технологический подход. Американский социолог и политический деятель У. Ростоу в 60-е годы ХХ в. создал теорию стадий экономического роста, в соответствии с которой экономическую систему любой страны в прошлом или настоящем можно отнести к одной из пяти последовательно сменяющих друг друга стадий экономического роста. В основном их смены лежит прогресс техники и производства.

Традиционное общество отличается низким уровнем производительности труда и незначительной нормой накопления. В структуре производства преобладает сельское хозяйство.

В переходном обществе это преобладание сохраняется, но создаются первоначальные условия для индустриализации, развивается его инфраструктура. В нем происходит промышленный переворот, норма накопления растет, а потребление ограничено.

Для индустриального общества характерны широкое распространение машинного производства, наиболее высокие норма накопления и темпы экономического роста. Рост производства начинает опережать рост населения, создаются условия для роста потребления.

Стадия массового потребления характеризуется техническими революциями, относительно избыточными капиталами, повышением благосостояния населения.

Цивилизационный подход.

11.формы общественного хозяйства

Натуральное хозяйство

1. замкнутость системы экономических отношений

2. ручной универсальный труд. Исключается разделение труда

3. прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукт труда потребляется, минуя обмен.

Товарное хозяйство

1. открытость системы экономических отношений

2. разделение труда и обмен товарами, специализация труда.

3. Косвенные экономические связи, между производством и потреблением. Продукт труда поступает на рынок для обмена (продажи) и только затем потребляется.

Натуральное хозяйство – замкнутое хозяйство, производящее для себя весь набор необходимых продуктов.

Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда, при котором происходит специализация производителей на изготовление конкретной продукции.

В истории общественного разделения труда выделяют три этапа:

1. отделение скотоводства от земледелия, это создало условия для регулярного обмена между племенами;

2. отделение ремесла от земледелия, оно способствовало зарождению товарного производства;

3. обособление торговли от производства и выделение купечества.

Причиной появления товарного производства послужила экономическая обособленность производителей друг от друга, это способствовало обмену результатами труда путем купли-продажи. Основными формами обмена являются бартерный и денежный. Бартер-это прямой обмен продукта без посредства денег. Денежный обмен-это обмен продукта на продукт посредством денег.

Эволюция товарного производства

Исторически первым было простое товарное хозяйство, Уже в древности и во времена средневековья им занимались крестьяне и ремесленники, которые использовали при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия.

Вторым появилось расширенное товарное производство, засвидетельствовав, таким образом, появление капиталистической системы экономики, при которой наступает конец господству натурального, все продукты превращаются в товары. При расширенном товарном производстве предметом покупки-продажи становится и рабочая сила людей. Развитое товарное производство быстро прогрессирует в условиях классического капитализма в пределах частной капиталистической собственности. В ХХ ст. развитие товарного производства происходило также в условиях акционерной, кооперативной, и других форм коллективной собственности.

12. Товар и его свойства

Товар - это продукт труда, произведенный с целью обмена или продажи, а не для личного потребления. Товаром может быть как вещественный продукт, так и услуга или информация, а также рабочая сила (труд), земля, капитал, которые, хотя и не являются продуктами труда, в условиях расширенного товарного производства, когда оно становится общим, превращаются в товары.

Любой товар обладает двумя свойствами: первая из них называется полезность или потребительской стоимостью товара, вторая - меновой стоимости, которая является формой более глубокой сущности - ценности или стоимости товара.

Товар обладает двумя основными свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) способностью к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие – косвенно, непосредственно как средство производства (станок сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).Товар и продукт – это категории маркетинга, которые служат для выражения товарно-денежных отношений. Они имеют свою цену, которая чаще всего определяется рыночным методом.

Владение. Товаром можно обладать: он переходит к покупателю после продажи. Продуктом можно владеть лишь в том случае, если он представлен в материальной форме.

Классификация товаров - это процесс распределения любых множеств на определенные категории различного уровня. Товары проходят классификацию в зависимости от некоторых признаков и определенных методов распределения.

Виды классификации товаров:

1. Торговая 2. Учебная классификация. 3. Экономико-статистическая классификация

4. Стандартная классификация. 5. Внешнеэкономическая классификация.

13. Стоимость товара и факторы, воздействующие на ее величину .

Величина стоимости товара определяется общественно - необходимым трудом или временем, затраченным на его производство.

Факторы, влияющие на величину стоимости:

1. Производительность труда

Величина стоимости обратно пропорциональна производительности труда.

2. Интенсивность труда

Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда.

Следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно-необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и, в первую очередь, спросом и предложением. По этой причине цена, как правило, не совпадает со стоимостью.

Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебание цен вокруг стоимости.

Однако отклонение цен от стоимости не нарушает закона стоимости, ибо, во-первых, эти колебания незначительны, а, во-вторых, отклонение в сторону «+» уравнивается отклонением в сторону «-».

16.происхождение,функции и сущность денег.закон денежного обращения

Стоимость в своем развитии прошла ряд этапов от простейших форм до золотой или денежной формы.
1. Простая/случайная форма стоимости. 3. Денежная форма стоимости.
2. Полная/развернутая форма стоимости 4.
Всеобщая форма стоимости
Деньги – это все, что выполняет функции денег.
Функции денег:
O во внутренней сфере:
1. Мера стоимости. 2. Средство обращения 3. Средство накопления. 4. Средство платежа. 5. Мировые деньги.
O во внешней сфере:
1. Всеобщее покупательное средство.
2. Всеобщее платежное средство.
3. Деньги как материализация общественного богатства.
Эволюция денег:
1. Товарные деньги. 3. Кредитные деньги.
2. Бумажные деньги. 4. Электронные деньги
Закономерности денежного обращения проявляются в: 1) соответствии количества бумажных денег, находящихся в обращении, потребностям рынка, что определяет покупательную способность денежной единицы; 2) соотношении наличной и безналичной денежной массы; 3) разбиении совокупной денежной массы на различные денежные агрегаты по степени ликвидности. В настоящее время функционирование денежного обращения описывают с помощью количественной теории денег (уравнение И. Фишера).
















Инфляция

Инфляция представляет собой обесценивание денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:
– как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценивание по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;
– как любое обесценивание бумажных денег;
– как повышение общего уровня цен;
– как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране (нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков).

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Это вызвано не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими.
Различают следующие виды и формы проявления инфляции.
1. По степени проявления:
– ползучая инфляция – инфляция, выражающаяся в постепенном длительном росте цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10 %;
– галопирующая инфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50 %;
– гиперинфляция – инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100 % в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50 %-ный рост цен в месяц).
2. По способам возникновения:
– административная инфляция – инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами;

– инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства (в частности, ресурсы), вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на производимую продукцию;
– инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что, безусловно, ведет к росту цен;
– инфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;
– импортируемая инфляция – инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
– кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.
3. По формам проявлений инфляция бывает:
– открытой, т. е. инфляцией за счет свободного (открытого) роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;
– скрытой (подавленной), когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит «вымывание» товаров на открытых и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены, безусловно, растут.

18. Рыночная цена, ее виды и законы динамики.

Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.

1)свободные цены. 2)Договорные, или контрактные, цены.  3)Регулируемые цены.

4)Государственные твердо установленные цены.

2. В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен.

Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.

Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.

Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.

3. Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.

4. Цены мирового рынка- цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.

19.Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Закон спроса

Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос воздействует ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы и предпочтения. Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены.

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС:

* использования рекламы ; * моды и вкусов ; * ожидания потребителей; * изменений предпочтений окружающей среды; * доступности товаров ; * величины доходов; * полезности вещи; * цены установленной на взаимозаменяемые товары; * а также зависит от количества населения.





















Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.