Показатели платежеспособности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Платежеспособность предприятия - это прежде всего способность предприятия отвечать по долгосрочным обязательствам без ликвидации долгосрочных активов. Платежеспособные компании обычно наилучшим образом защищены от банкротства. Для оценки платежеспособности используются следующие отношения.

1. Сумма обязательств к активам. Показывает, какая доля активов финансируется за счет заемных средств, независимо от источника.

,

где Т – суммы обязательств, А – сумма всех активов, Ткр – краткосрочные обязательства, Тд – долгосрочные обязательства.

В процессе расчета используются средние значения переменных за расчетный период.

2. Долгосрочные обязательства к активам. Показывает, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов.

,

где Тд – долгосрочные обязательства, А – сумма всех активов.

В процессе расчета используются средние значения переменных за расчетный период.

3. Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам. Показывает, какая доля внеоборотных активов финансируется за счет долгосрочных займов.

,

где Авн – внеоборотные активы.

4. Коэффициент финансовой независимости. Характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем выше значение коэффициента, тем выше риск неплатежеспособности.

,

где Т – суммарные обязательства, Ткр – краткосрочные обязательства, Тд – долгосрочные обязательства, Какц – суммарный акционерный капитал.

В процессе расчета используются средние значения переменных за расчетный период.

5. Коэффициент рентабельности чистой прибыли. Показывает долю чистой прибыли в объеме продаж.

,

где ЧП – чистая прибыль, Вр – суммарная выручка.

Расчет производится для различный периодов времени, при этом используются суммарные величины за период.

6. Рентабельность оборотных активов. Показывает возможность предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

,

где ОбС – оборотные средства.

7. Рентабельность внеоборотных активов. Показывает способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к внеоборотным активам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства, нематериальные активы и другие составляющие внеоборотных активов.

,

где Авн – внеоборотные активы.

Расчет производится для периода один год с использованием среднего значения внеоборотных активов.

8. Рентабельность активов (рентабельность инвестиций). Показывает сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

,

где А – сумма всех активов.

Расчет производится для периода один год с использованием среднего значения суммарных активов.

9. Рентабельность собственного капитала. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании.

.

Расчет производится для периода один год с использованием среднего значения собственного (акционерного) капитала.

Инвестиционные коэффициенты

1. Прибыль на акцию, в денежных единицах. Показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обыкновенных акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре капитала компании имеются привилегированные акции, из чистой прибыли предварительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по привилегированным акциям. Необходимо отметить, что этот показатель является одним из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость акций компании.

,

где dпр – дивиденды по привилегированным акциям, Nо – количество обыкновенных акций.

Расчет данного показателя производится только для периода один год.

2. Расчетный уровень дохода.

В первую очередь, следует рассчитать норму амортизации инвестиций.

,

где SI – первоначальная стоимость инвестиций, Sост – остаточная стоимость, t – срок проекта.

Тогда расчетный уровень дохода равен:

,

где CF – ежегодные денежные поступления, I – инвестиционные затраты.

К преимуществам данного показателя можно отнести следующее:

- простоту понимания и расчета;

- отражение прибыльности проекта;

- количественная связь с финансовым положением;

- показатель отражает весь срок жизни проекта.

В качестве недостатков расчетного уровня дохода можно отметить то, что не учитывается ценность будущих поступлений по отношению к текущему периоду времени.

3. Период окупаемости проекта. Характеризует время, за которое сумма поступлений от реализации проекта покроет сумму затрат. Срок окупаемости измеряется в годах или месяцах.

,

где I – сумма инвестиций, CF – ежегодные поступления.

Наряду с наглядностью и простотой этот показатель имеет один существенный недостаток – он не учитывает ценность поступлений будущих периодов. Для устранения указанного недостатка все основные показатели эффективности инвестиций рассчитываются только с использованием приведенных (дисконтированных) денежных потоков. Именно поэтому показатели эффективности инвестиций также называют «дисконтированные критерии денежных потоков»

4. Чистая приведенная стоимость (NPV). Представляет собой оценку сегодняшней стоимости потока будущего дохода; чистая приведенная стоимость равна приведенной стоимости будущих поступлений, дисконтированных с помощью соответствующей процентной ставке, за вычетом приведенной стоимости затрат. NPV используется для оценивания и ранжирования различных предложений об инвестициях, с использованием общей базы для сравнения.

,

где I – сумма инвестиций, CF(t) – денежные поступления в период времени t, k – годовая процентная ставка.

Инвестор должен отдавать предпочтение только тем проектам, NVP которых имеет положительное значение.

5. Внутренняя норма рентабельности. Рассчитывается путем определения ставки дисконтирования, при которой приведенная стоимость суммы будущих поступлений равняется приведенной стоимости затрат.

.

Значение IRR, при котором проект можно считать привлекательным, должно превышать условную стоимость капитала инвестора, например ставку по долгосрочным банковским кредитам. Обычно минимально допустимая величина IRR принимается большей, чем стоимость капитала, с учетом риска проекта.

К достоинствам этого показателя можно отнести и то, что он информативен и учитывает потерю ценности поступлений и выплат будущих периодов.

К недостаткам – то, что он не зависит от объема финансирования.

Следует также отметить, что точный расчет величины внутреннего коэффициента рентабельности возможен только при помощи компьютера или калькулятора с встроенной функцией для расчета IRR. Практически все типы существующих электронных таблиц, включая Microsoft EXCEL, также имеют встроенные модули для расчета IRR.

В процессе расчета показателей эффективности используются два основных агрегата: сумма поступлений и сумма выплат. По определению, используемому в методических рекомендациях Всемирного банка, под суммой поступлений следует понимать сумму выгод, полученных в результате реализации проекта, а под суммой выплат – сумму затрат на реализацию проекта.

В заключении всех расчетов заполняется комплексная таблица, в которой приводятся экономические показатели деятельности предприятия, а также по­казатели эффективности бизнес-проекта (таблица 34). Методика исчисления показателей изучена ранее.

В качестве выводов по проекту должно быть составлено заключение, где студент должен подчеркнуть основные преимущества созданного бизнес-проекта, указать имеющие­ся недостатки и проблемы и наметить основные пути их преодоления.

Таблица 34. Основные показатели бизнес-проекта.

Наименование показателей

Значение

Формула расчета

1

2

3

1. Продукт

 

 

2. Объем продаж в единицах товара, в т.ч.

 

.

 - изделие 1

 

Табл. 2

 - изделие 2

 

Табл. 2

3. Выручка от реализации в отпускных ценах, тыс.руб, в т.ч., Вр

 

 

 - изделие 1

 

Табл. 24

 - изделие 2

 

Табл. 24

4. Себестоимость реализованной продукции, Сп

 

 

 - изделие 1

 

Табл. 21

 - изделие 2

 

Табл. 21

5. Прибыль до налогообложения, тыс.руб., Пдн

 

Табл. 27

6. Прибыль чистая, тыс.руб, Пр

 

Табл. 27

7. Активы фирмы, тыс.руб., в т.ч.

 

 

внеоборотные активы, ОФ

 

Табл. 29

оборотные активы, ОС

 

Табл. 29

8. Собственный капитал, тыс.руб.

 

Табл. 30

9. Привлеченный капитал, тыс.руб.

 

Табл. 30

10. Численность промышленно-производственного персонала, ЧППП

 

Табл. 12

 

 

1

2

3

11. Производительность труда, 1чел/год по товарной продукции

 

12. Среднемесячная заработная плата одного работника, руб

 

13. Фондоотдача основных фондов

 

14. Фондоемкость

 

15. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.

 

16. Минимальный объем производства, ед.:

 

 

 - изделие 1

 

Табл. 25

 - изделие 2

 

Табл. 25

17. Рентабельность производства продукции

 

18. Рентабельность продаж

 

19. Рентабельность капитала

 

20. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

 

21. Длительность одного оборота основных средств

 

22. Срок окупаемости инвестиций:

 

 

С учетом дисконтирования, лет

 

Табл. 33

без учета дисконтирования, лет

 

Табл. 33

23. Внутренняя норма доходности (IRR)

 

Табл. 33

24. Суммарная чистая приведенная стоимость, тыс. руб. (NPV)

 

Табл. 33

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основная литература:

1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 и 11[Текст]: – М.: Юридическая литература, 2005.

2. Налоговый кодекс РФ. Ч.11[Текст]: – М.: 2007

3. Акофф, Р.Л. Планирование будущего корпорации [Текст ]: / пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

4. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: учебно-метод, пособие / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2003

5.  Ансофф, И. Стратегическое управление[Текст]/ И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989.

6. Ансофф ,И. Новая корпоративная стратегия[Текст] / пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999. 416 с.

7. Анискин ,Ю.П. Планирование и контроллинг. [Текст]: учеб. для вузов./ Анискин Ю.П., Павлова А.М. - М.: ОМЕГА-Л. 2003. - 278 с.

8. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рын­ка [Текст]: учеб. пособие / Л.Е. Басовский . — М.: ИНФРА-М, 2002. Серия «Высшее об­разование». 260 с.

9.  Беренс, В. Руководство по оценке эффективности инвестиций: [Текст] /:пер. с англ.В. Беренс, П.М. Хавранек. – М.: АОЗТ «Интерэксперт», ИНФРА-М. 1995. – 528с.

10.  Эдвард Блеквелл. Как составить бизнес-план. [Текст]: пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 1996. –160с.

11.  Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: [Текст]: учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. – 4-е издание, переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2002.

12. Бизнес-планирование: [Текст] : учебник для вузов / под ред. В.М.Попова и С.И.Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2003.

13.  Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: [Текст] : учебник / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2003

14. Горемыкин, В.А.Планирование предпринимательской деятельности предприятия [Текст]: методическое пособие / В.А.Горемыкин, А.Ю. Богомолов. – М.: ИНФРА-М, 2004

15. Деловое планирование. Учебное пособие [Текст]: / под. ред В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2002.

16. Справочник директора предприятия [Текст]: под ред. М.Г. Лапусты. –М.: ИНФРА – М, 2004 – 704с.

 

5.2. Дополнительная литература

 

17. Буров, В.П. Бизнес-план. [Текст] : методика составления /В.П. Буров, О.К. Морошкин О.К.Новиков. – М.: 1995 – 88с.

18.  Бизнес-план: [Текст] : методические материалы / под ред. проф. Р.Г. Маниловского.- М.: Финансы и статистика, 1995.

19. Быкадоров, В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия [Текст]: практическое пособие / В.Л. Быкадоров, П.Д. Алексеев. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001 – 96 с.

20.   Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина . – М.-СПб.: «Издательский дом Герда», 2003 – 288 с.

21.   Егоров, Ю.Н. Планирование на предприятии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ю.Н. Егоров, С.А. Варакута – М.: ИНФРА-М, 2004.

22.   Ефимова ,О.В. Финансовый анализ [Текст] : учеб. пособие для вузов – М.: «Бухгалтерский учет», 1999. – 352 с.

23.  Идрисов, А.Б., Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.Б. Идрисов, С.В. Картышев, А.В. Постников. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003

24. Катаева, Л.Ф. Бизнес- план инвестиционного проекта. [Текст] : учеб.-метод пособие / Л.Ф. Катаева. – Димитровград, ДИТУД, 2005.

25. Липсиц, И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. [Текст] : учебно-справочное пособие / И.В. Липсиц, В.В. Косов. – М.: Изд-во БЕК, 1996 – 304с.

26.  Менеджмент организации. [Текст] : учеб. пособие для вузов / Под ред З.П.Румянцевой и Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996.  

27.  Пакет «Project Expert» для и оценки эффективности инвестиций. [Электронный ресурс]Версия 4.2.

28.  Сергеев, И.В.Организация и финансирование инвестиций: [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова – М.: Финансы и статистика, 2003.

29.   Сухова , Л.Ф.Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова – М.: Финансы и статистика, 2002

30.  Пелих А.С. Бизнес-план [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.С. пелих. – М.: «Ось - 89», 2004

31.  Финансы предприятий: [Текст] : учеб. пособие для вузов Учеб. пособие /Под ред. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 208с.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 318.