Стоимость используемого сырья и вспомогательных материалов для технологических целей. 11
Численность и фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала. 13
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы.. 20
Калькуляция себестоимости продукции. 25
ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ ПЛАН.. 27
РИСКИ ПРОЕКТА.. 27
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.. 28
Расчет основных стоимостных показателей производства. 28
Потребность в инвестициях и стратегия финансирования проекта. 32
Методика расчета основных показателей эффективности. 40
Проекта. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….48
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Выполнение курсового проекта необходимо начать с выбора продукции или услуг, которые будет производить планируемое предприятие. В качестве объекта бизнес-планирования может быть выбрана любая отрасль промышленности по усмотрению студента.
Бизнес-план должен включать указанные разделы. Содержание разделов приведено типовое и может отличаться в зависимости от выбранной отрасли.
РЕЗЮМЕ
В резюме курсового проекта должны быть приведены сведения по предлагаемым пунктам:
Организационно-правовая форма предприятия и его фирменное наименование;
Сущность предлагаемого проекта;
Рынок, его емкость и основные характеристики;
Экологическая безопасность;
Цель проекта;
Стратегии достижения цепи;
Стратегии финансирования;
Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта;
Срок окупаемости проекта;
Внутренняя норма доходности;
Ожидаемая среднегодовая прибыль;
Желательная процентная ставка по кредитам;
Предполагаемый срок кредитования;
Предполагаемая форма гарантии по кредиту.
Данный раздел бизнес - плана рекомендуется оформлять после расчета всех основных показателей проекта.
АНАЛИЗ ОТРАСЛИ
В этом разделе следует подробно описать существующее состояние той отрасли, в которой строится бизнес-план.
Нужно привести основные параметры, характеризующие фактическое состояние отрасли, емкость и потенциал рынка и его сегментов, уровень цен на рынке, сильные и слабые стороны конкурентов и их стратегий, возможности внедрения современных технологий, возможности привлечения квалифицированных кадров или их подготовки. Следует оценить угрозы со стороны иностранных конкурентов, рассмотреть сущность государственной политика по отношению к отрасли.
Следует указать факторы и уровень конкурентоспособности продукции, современности технологического оборудования и технологических процессов в отрасли.
Необходимо привести данные об объеме продаж аналогичной продукции за последние 5-7 лет. Особое внимание нужно уделить причинам, которые побудили исследователя к разработке бизнес-плана в данной отрасли.
Описание отрасли можно представить в такой последовательности:
— определение экономического сектора отрасли (наука, производство, распределение, услуги и т.п.);
— перечень основной продукции и услуг, предлагаемых данной отраслью промышленности;
— сезонность;
— географическое положение отраслевого рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
— описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие;
— характеристика имеющихся основных клиентов;
— характеристика потенциальных клиентов;
— наиболее перспективные клиенты (указать в порядке убывания);
— общий объем продаж го отрасли и тенденции изменение рынка;
— перечень основных конкурентов;
— доля рынка, принадлежащая конкурентам;
— сильные и слабые стороны конкурентов;
— возможности конкурентов (их тактика, продукция, цены, рекламный пакет, имидж, местонахождение, персональные продажи, связи с отдельными людьми и организациями).
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
В этом разделе следует привести детальное описание сущности рассматриваемого проекта.
Следует рассмотреть основные этапы и их намечаемую продолжительность.
При этом нужно помнить, что проекты имеют несколько фаз:
предынвестиционная фаза,
инвестиционная фаза.
фаза эксплуатации.
Прединвестиционная фаза состоит из нескольких стадий:
• определение инвестиционных возможностей,
• анализ альтернативных вариантов проекта.
• формулирование проекта, или технико-экономическое обоснование,
• заключение по проекту и оценочное заключение, в котором принимаются решения об инвестировании.
Инвестиционная фаза или фаза внедрения проекта разделяется на следующие стадии:
• установление юридической, организационной и финансовой основ для осуществления проекта,
• приобретение технологий, включая проектные работы,
• заключение контрактов, проведение переговоров,
• приобретение земли, строительные работы, монтаж оборудования,
• предпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставок и формирование администрации фирмы,
• набор и обучение персонала,
• сдача в эксплуатацию и пуск предприятия.
Фаза эксплуатации может быть рассмотрена как с краткосрочных, так и с долгосрочных позиций. Краткосрочные проблемы касаются начала производства, когда могут возникать проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования, нехваткой персонала. Долгосрочный подход касается выбранной стратегии и совокупных издержек предприятия на производство, управление и маркетинг, а также поступлений от продаж продукции. Эти факторы связаны непосредственно с прогнозом, который был выполнен в предынвестиционной фазе. Если выбранные стратегии и перспективные оценки оказались неверными, то внесение изменений в проект может оказаться сложным и дорогостоящим.
Расчеты, которые выполняются в курсовом проекте, являются по существу отдельными элементами первой фазы инвестиционного проектирования, однако необходимо представить описание всех стадий проекта.
Нужно перечислить наиболее важные параметры проекта, которые служат определяющими показателями при проведении исследований.
Следует дать обоснование предполагаемой базовой стратегии проекта.
Показать ориентацию проекта на сырье или потребителя, географический регион, долю рынка, рыночную нишу.
Показать основные характеристики намеченной к производству продукции, подчеркнуть ее отличительные или уникальные свойства, можно показать наглядное изображение товара. Целесообразно сделать упор на лучшее удовлетворение запросов рынка, особенно по продукции повседневного спроса.
Привести график осуществления проекта, местоположение предприятия, транспортные возможности, для чего целесообразно использовать графические схемы, географические карты и т.п. Показать, какую площадь занимает предприятие, какие условия создания основных фондов: строительство или аренда, какие основные здания и сооружения имеются на предприятии.
Здесь же нужно привести общую схему организационно- технологического характера, отражающую основные стадии производственного процесса изготовления продукции по видам, указать виды технологического оборудования, которые предусматривается использовать в проекте, их качественные характеристики и современный уровень.
Необходимо пояснить, где закупается оборудование, сырье и материалы для предприятия, размер транспортных расходов, оценить сырьевую зависимость, показать основных поставщиков, указать основные методы контроля качества поступающих материалов.
Привести описание экономической и промышленной политики, способствующей осуществлению проекта.
Осветить экономический и отраслевой аспекты проекта, а также социальные вопросы, которые может решить данный проект.
ПЛАН МАРКЕТИНГА
В данном разделе следует рассмотреть комплекс маркетинга, состоящий из следующих инструментов:
1. ПРОДУКТ
В этом разделе необходимо отразить значение производимой продукции, значение отрасли. Представить данные по потреблению продукции отрасли, охарактеризовать качество выпускаемой продукции, отразить изменение покупательских предпочтений, платежеспособного спроса.
Потенциального инвестора в наибольшей мере интересуют такие вопросы: что фирма собирается производить и реализовывать, какова степень защищенности ее товара, его достоинства и возможные недостатки. Необходимо детально рассмотреть товары, их отличительные особенности, позволяющие получить полезный эффект. Отмечаются новые или даже уникальные свойства предлагаемого товара, указываются причины интереса к нему покупателей. Делается упор на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. На продукцию представляются краткие характеристики.
В данном разделе используют общие технологические оценки, характеристики жизненного цикла товара, анализ его конкурентоспособности.
Сюда обычно включается следующая информация:
А) Физическое описание продукта. Следует описать физические характеристики товара, в чем его преимущества и отличия от продуктов-аналогов других фирм.
Б) По какой цене потребитель будет покупать товар.
В) Условия производства товара должны показать, что в случае освоения изготовления данного продукта могут произойти изменения в фирме:
- повысятся требования к квалификации работников;
- изменятся используемые материалы;
- обновится технология, и потребуются новое оборудование и приспособления.
Результатом этого анализа является вывод о желательности освоения нового товара и размерах потребностей в финансировании.
Г) Определение рационального ассортимента
Ассортимент изделий выбирается таким образом, чтобы наиболее полно обеспечить спрос населения. Выявляются покупательские предпочтения и привычки. При этом учитывается ассортимент изделий выпускаемых имеющимися в городе другими предприятиями. При выборе ассортимента изделий необходимо провести маркетинговые исследования по изучению потребительских предпочтений и вкусов, выявить критерии оценки привлекательности продукции потребителем. Результатом этого раздела должно быть обоснование выбранного ассортимента продукции.
2. ЦЕНА
При анализе системы ценообразования необходимо ответить на вопросы:
1. Какая стратегия ценообразования используется на фирме:
- высокое качество – высокая цена;
- цена в зависимости от цен конкурентов;
- полное возмещение затрат;
- низкие производственные издержки – низкая цена.
2. Какова должна быть реакция фирмы на снижение цены конкурентами?
3. Существуют ли правовые ограничения в области ценообразования в вашей отрасли?
Результатом этого раздела должна быть определенная стратегия ценообразования. Возможная цена может определяться исходя из:
1) себестоимости продукции;
2) цены конкурентов на аналогичный товар;
3) цены, определяемой спросом на данный товар.
3. ПРОДВИЖЕНИЕ И СБЫТ
В этом разделе необходимо рассмотреть и выбрать наиболее оптимальные формы сбыта продукции: прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники или другие. Проанализируйте схему поступления товара на рынок – с предприятия, через посредников, через магазины, оптом или в розницу (в зависимости от специфики продукции). Имеет ли фирма свой транспорт или арендует, достаточна ли емкость складских помещений, какова отдаленность от дорог. Рассмотреть вариант поиска покупателей за пределами области.
При рассмотрении методов стимулирования продаж следует ответить на вопросы: используется ли фирменный стиль, достаточно ли привлекателен торговый знак, привлекательны ли этикетки, соответствуют ли они языковым требованиям. Возможность применения методов стимулирования сбыта – кредит, скидка при покупке, гарантии выплат. Необходимо рассмотреть возможность осуществления рекламной деятельности для стимулирования сбыта. Результатом этого раздела должна быть разработанная стратегия сбыта и предложены каналы сбыта продукции.
4. КОНКУРЕНЦИЯ
Этот раздел необходимо посвятить анализу рыночной конъюнктуры и характеристике своих конкурентов. Необходимо изучить сильные и слабые стороны своих конкурентов по следующим факторам конкурентоспособности:
- товар;
- цена;
- каналы сбыта;
- продвижение товаров на рынок;
- производство (применение новых технологий, оборудования и т.д.);
- организация и управление;
- маркетинг;
- обеспеченность квалифицированными кадрами.
Описание различных комплексов маркетинга в данном разделе должно сопровождаться расчетами прогноза сбыта в заданном географическом регионе по определенным группам потребителей.
Если в проекте предусматривается продукция повседневного спроса, предназначенная для населения, то целесообразно рассмотреть прогноз сбыта для мужского, женского и детского населения раздельно и в общей совокупности по географическому региону.
При этом могут использоваться различные методы прогнозирования сбыта:
• на основе экспертных оценок,
• на основе норм потребления, рекомендуемых официальными организациями,
• на основании фактического потребления данных видов продукции,
• на основании статистических исследований,
• на основании формализованных моделей сбыта.
Прогноз сбыта целесообразно привести в виде таблице 1.
Таблица 1. Прогноз сбыта
Показатели | Продукция | Всего | |||
1 | 2 | 3 | … | ||
Потенциальные потребители, чел. | |||||
Норма потребления, шт./год | |||||
Всего потребления | |||||
Доля рынка | |||||
Прогноз сбыта |
Все маркетинговые мероприятия тесно связаны со стадиями жизненного цикла продукции, поэтому в описании необходимо акцентировать внимание на различных средствах стимулирования продаж в этой связи.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
В данном разделе предусматривается ряд расчетов, в результате осуществления которых можно получить документ о себестоимости предполагаемой к производству продукции. Расчеты осуществляются в следующем порядке:
• Производственная программа предприятия;
• Стоимость используемого сырья и вспомогательных материалов для технологических целей;
• Стоимость топлива и энергии;
• Численность и фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала предприятия;
• Стоимость основных фондов;
• Общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
• Калькуляция себестоимости продукции.
Производственная программа
Производственная программа составляется на год по видам продукции в соответствии с заданием. Объем выпуска следует принять равным объему предполагаемого спроса на изделия.
Согласно методике расчета выпуска в машинном производстве, количество необходимого заправленного оборудования для производства данного объёма продукции определяется так:
где В - объем выпуска продукции в натуральных единицах (физический объем производства продукции за год);
Т- режимный фонд времени работы оборудования;
Кро - коэффициент работающего оборудования;
Нп - норма производительности оборудования.
Если на предприятии не проектируется Кро, можно принять произведение (Т*Кро) как эффективный фонд времени работы оборудования, означающий действительное время работы оборудования в течение года.
Количество машино-часов в заправке (Зм/ч) и отработанных машино-часов (ОмЛ)следует рассчитать так:
Средний процент простоев оборудования (а):
Средняя производительность оборудования;
Необходимо также рассчитать удельный вес продукции различного назначения как основной показатель структуры ассортимента продукции предприятия.
План производства, представленный в таблице 2, это расчеты и обоснования только одного периода: полного объема производства на заданный размер спроса. Нужно помнить, что по периодам инвестиционного проекта выпуск будет меняться в связи с освоением мощности и в связи с выбранной в дальнейшем стратегией деятельности предприятия. Расчеты следует отразить или в специальной таблице этого раздела, или представить в последующем при оформлении расчетов прогноза финансовых результатов.
Таблица 2. Производственная программа.
Наимено- | Наименова- | Спрос | Режим работы | |||
вание | ние и марка | единиц | Длитель- | Коэф-т | Время ра- | Режимный |
продукта | оборудова- | продук- | ность | смен- | боты в 1 | фонд вре- |
| ния | ции за год | смены | ности | смену, ч. | мени, ч. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
Прос- | Кро | Норма про- | Машино-часы | Кол-во заправлен. | Выпуск | ||
тои, |
| изводитель- | заправ- | отрабо- | оборудования | изделий | |
% |
| ности, ед. | ленное | танное | заправ- | приня- | пар |
|
| прод. в час |
|
| ленное | тое |
|
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2. Стоимость используемого сырья и вспомогательных материалов для технологических целей
Для определения расходов на сырье предприятия могут составлять документы, в которых рассчитывается стоимость поступившего сырья, а также отдельно, стоимость полученных отходов. Можно также пользоваться комплексным методом планирования стоимости сырья - балансом сырья.
Баланс сырья составляется в виде таблицы, в которой указывается вид, масса и стоимость сырья, поступившего в производство, а также стоимость отходов и стоимость сырья в изделиях, полученных в процессе производства.
Цель составления стоимостного баланса - определение стоимости сырья в себестоимости единицы изделия. В качестве калькуляционной единицы используется традиционные единицы измерения в данной отрасли.
Баланс сырья составляется на каждое предусмотренное к выпуску изделие отдельно.
Масса i-го сырья рассчитывается по формуле:
,
где Нрсi – норма расхода i-го сырья на единицу изделия;
В – выпуск изделий в год.
Масса отходов j-го вида может быть получена так:
.
Зная массу сырья Мс и его цену получим стоимость сырья:
.
В стоимости сырья следует предусмотреть определенный процент транспортных расходов. Если предприятие находится в европейской части России и его поставщики там же, то можно принять сумму транспортных расходов в размене 4-7% от стоимости поступившего сырья.
Средняя цена поступившего сырья равна:
.
Цена отходов может быть принята в среднем в 10-12 раз дешевле, чем цена исходного сырья. Соответственно ценности отходов их цена реализации дифференцируется.
Стоимость отходов:
.
Далее находим стоимость сырья в изделии:
.
Средняя цена сырья, заработанного в изделии составит:
.
Стоимость сырья в себестоимости одного изделия:
.
Таблица 3. Баланс сырья
Поступило в | Необхо- | Цена, | Стоимость | Получено из | Масса, | Цена, | Стои- | |
производство | димая | руб | сырья, | производства | кг | руб | мость, | |
сырье | масса, кг |
| руб | продукции и отходов |
|
| руб | |
|
|
|
| Масса изделий |
|
|
| |
|
|
|
| Выпуск изделий, шт |
|
|
| |
|
|
|
| Отходы: |
|
|
| |
Трансп.-заготов.расходы |
|
|
|
|
|
|
| |
Баланс |
|
|
| Баланс |
|
|
|
Общая потребность предприятия в сырье определяется суммированием количества и стоимости необходимого для обеспечения объема производства сырья по его видам. В этих целях следует создать таблицу, в которой нужно произвести суммарные расчеты по всем видам сырья, которые требуются предприятию в текущем плане по всем изделиям.
Следует помнить, что на действующих предприятиях стоимость сырья для обеспечения работы производства должна быть найдена с помощью балансового уравнения, учитывающего остатки сырья на начало и конец планируемого периода.
Таблица 4. Суммарный бюджет по сырью
Наименование вида сырья | Количество сырья | Цена приобретения с учетом транспортных расходов | Общая стоимость сырья необходимого производству в течение года |
На предприятиях машиностроения стоимость затрат на сырье и материалы за вычетом отходов целесообразно определять по формуле:
,
где - норма расхода материала на одну деталь, кг; принимаем ее равной массе заготовки;
- масса детали, кг;
- стоимость одного килограмма материала, руб.;
- стоимость одного килограмма реализуемых отходов, руб.
5.3. Численность и фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала
На предприятиях существуют две большие группы персонала - промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал
К персоналу непромышленных хозяйств относятся работники профилакториев, детских садов и других подобных учреждений, принадлежащих предприятию. В себестоимость продукции сумма оплаты труда этих работников не включается, финансирование таких объектов осуществляется за счет прибыли предприятия. В курсовом проекте подробно этот персонал не рассматривается.
В курсовом проекте предусматриваются расчеты только по промышленно-производственному персоналу.
Промышленно-производственный персонал делится на следующие категории: рабочие, ученики, руководители, специалисты, служащие.
Рабочие - это персонал, который имеет рабочую профессию и определенный уровень квалификации в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками, действующими в РФ. По своей роли в производственном процессе рабочие делятся на основных и вспомогательных.
Основные рабочие осуществляют изменение формы и состояния предмета труда. Для производств текстильной и легкой промышленности это наиболее массовые профессии, такие как операторы ленточного оборудования, операторы ровничных машин, операторы прядильного оборудования, операторы мотального оборудования, ткачи, вязальщицы чулочно-носочных изделий и полотна, раскройщики, швеи, операторы красильного оборудования и другие. В машиностроении к основным рабочим относят токарей, шлифовальщиков, фрезеровщиков.
Численность основных рабочих определяется по известным методикам, исходя их нормы обслуживания и количества оборудования, или исходя из нормы выработки и количества выработанной продукции, или исходя из нормы времени и трудоемкости вырабатываемой продукции. В машиностроении численность основных рабочих определяется исходя из такта запуска.
Такт запуска поточной линии определяется по формуле:
, мин.
где Fд — действительный фонд времени работы оборудования;
В — плановый выпуск данного вида продукции в год, на.ед.
Действительный фонд времени работы оборудования определяется по формуле:
F Д = Др ∙ Тсм ∙ (1- 0,05 а)мин .
где Др – число рабочих дней в году;
Тсм – продолжительность смены, Тсм =480 мин;
Ксм – количество смен, Ксм=2;
а –процент потерь рабочего времени в связи с невыходами на работу (принимается по данным предприятия или а = 5%).
Для расчета численности рабочих необходимо определить режимный (номинальный) фонд времени одного рабочего с учетом режима работы предприятия, равный количеству рабочих дней в году, и действительный фонд времени, который меньше номинального на величину потерь времени из-за невыходов рабочего по различным причинам, предусмотренным законодательством по труду.
Режимный фонд времени одного рабочего:
Fреж = Др ∙ Тсм мин.
Необходимое число рабочих мест (единиц оборудования) для каждой операции
где - количество расчетных рабочих мест на i-ой операции процесса;
- время выполнения каждой операции процесса, мин.;
Результаты расчетов списочной численности основных рабочих необходимо свести в таблицу с учетом профессий в зависимости от технологических операций и разрядов (табл.5).
Таблица 5. Численность основных рабочих
№ п/п | Профессия | Численность, чел | В том числе по разрядам | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
Итого |
Вспомогательных рабочих можно разделить на две группы:
> вспомогательные рабочие, которые обслуживают технологический процесс в основном производстве (помощники мастеров, контролеры технологического процесса, контролеры качества, транспортировщики, уборщики производственных помещений);
>вспомогательные рабочие вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств (слесари-ремонтники, слесари-сантехники, электрики, кладовщики, рабочие строительных специальностей и др).
Численность вспомогательных рабочих зависит от выполняемых функций, размера предприятия, сложности технологического процесса, процесса снабжения, организации сбыта и ряда других факторов. Например, численность рабочих ремонтников может быть определена специальным расчетом согласно нормам времени на ремонт и количества предусматриваемых ремонтов. Для расчета численности отдельных категорий вспомогательных рабочих применяется как основа количество оборудования, для других - размер производственной площади.
Руководители выполняют общее руководство предприятием, общее и линейное руководство основным и вспомогательным производством, руководство цехами и участками. Специалисты - работники предприятия, выполняющие специальные функции. Например, организация труда и заработной платы, планирование, бухгалтерский учет, конструирование, организация технологического процесса, управление и контроль качества продукции и т.д.
Численность руководителей и специалистов предприятия определяется штатным расписанием, в котором необходимо представить перечень должностей руководителей и все функциональные отделы с указанием должностей специалистов.
На предприятиях есть персонал младших служащих или технических исполнителей, к которым следует отнести секретарей, операторов компьютеров, гардеробщиков, уборщиков кабинетов и помещений управления и т.п.
По всем перечисленным категориям персонала необходимо рассчитать как численность, так и заработную плату. Заработная плата проектируется самостоятельно на основании известных функций заработной платы, прежде всего воспроизводственной, которая может быть выполнена, если гражданин самой низкой квалификации получает заработную плату не ниже прожиточного минимума. Целесообразность данного похода объясняется тем, что еще не на всех предприятиях и организациях осознана ведущая роль персонала в успехе деятельности фирмы и нет понимания того, что именно работники предприятия - это самый важный и дорогой капитал. Формы и системы оплаты труда также принимаются студентом самостоятельно.
Численность вспомогательных рабочих рекомендуется определять по нормам обслуживания в соответствии с необходимостью обслуживания каждого вида оборудования.
Численность руководителей определяется согласно штатному расписанию, на основании использования нормы управляемости: на одного мастера в смену должно приходиться 25-27 рабочих.
Численность младшего обслуживающего персонала определяется согласно нормы обслуживания: 2000 кв.м. на одного работника МОП.
Результаты расчета численности работающих, представлены в таблице 6.
Таблица 6. Списочная численность работающих.
№ | Категория | Численность, чел |
1. | Основные рабочие | |
2. | Вспомогательные рабочие | |
3. | Мастера | |
4. | Контролер качества | |
5. | МОП | |
ИТОГО |
Расчет фонда оплаты труда осуществляется на основе принятой системы оплаты труда. Основой для расчета является тарифный фонд заработной платы, который может быть определен по трудоемкости изготовления изделия:
ФОТ = ∙ Тшт i ∙ Чт
где Вi – годовая программа выпуска изделия, шт
Тштi – трудоемкость i-го изделия, ч
Чт – часовая тарифная ставка, руб/ч
Тарифная ставка первого разряда может быть принята как на основе полной суммы прожиточного минимума, так и на основе стоимости продуктового набора, учитывая тот факт, что общая сумма заработка складывается не только из тарифной части, но различных стимулирующих и компенсирующих выплат. Следует также иметь ввиду, что стоимость любого нормативного набора в РФ - как продуктов, так и других потребительских товаров - это всего лишь физиологический уровень выживания. В этой связи вряд ли можно ориентироваться на правила развитых стран, где минимальный тариф составляет примерно 70 процентов прожиточного минимума, который рассчитан на основе весьма значительного набора различных товаров.
Для расчета годовой суммы оплаты труда рабочих основного производства необходимо предусмотреть создание тарифной сетки, которая может состоять из шести или восьми разрядов.
При расчете часовой тарифной ставки следует принять среднемесячное число часов работы равным 167 часов для предприятий с 40-часовой рабочей неделей.
В таблице 7 приведен один из возможных вариантов тарифной сетки для рабочих предприятия.
Таблица 7. Тарифная сетка (возможный вариант)
| Тарифный разряд | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тарифный коэффициент сдельщика | 1 | 1,008 | 1,204 | 1,35 | 1,55 | 1,8 |
Тарифная ставка сдельщика |
|
|
|
|
|
|
Тарифный коэффициент повременщика | 1 | 1,041 | 1,103 | 1,27 | 1,41 | 1,69 |
Тарифная ставка повременщика |
|
|
|
|
|
|
Оплата труда, построенная на основе тарифа, обычно состоит из оплаты за выработанную продукцию у сдельщиков, отработанное время - у повременщиков, различных стимулирующих и компенсирующих выплат.
В качестве стимулирующих выплат может рассматриваться выплата премий за достижение высоких производственных результатов, например, за превышение установленных на предприятии типовых норм обслуживания оборудования, за выпуск продукции высокого качества, за соблюдение норм расхода сырья. Выплата премий за указанные показатели обычно производится на основании специально разработанного положения о премировании, где устанавливаются размеры премий за достижение определенного уровня показателей (как правило, в процентах от основного заработка). Доплаты за профессиональное мастерство также могут рассматриваться как стимулирующие выплаты, их размер обычно дифференцируется по разрядам рабочих.
Компенсирующие выплаты представляют собой доплаты за работу в ночное время, за работу высокой интенсивности, за работу во вредных условиях. Все перечисленные доплаты устанавливаются как правило, в процентах от тарифа и отработанного времени.
Доплату за профессиональное мастерство может получать ограниченное число рабочих, можно принять от 25% до 50 % численности в основных цехах. Данный вид доплат дифференцируется по разрядам.
Оплата простоев в рамках технически обоснованного времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования производится из расчета тарифной ставки повременщика соответствующего разряда.
Общая сумма заработной платы складывается из основного заработка за выработанную продукцию или отработанное время и предусмотренных студентом в курсовом проекте выплат и доплат.
На многих предприятиях текстильного машиностроения для производственных рабочих широко используется повременно-премиальная система оплаты труда с элементами нормирования. Ее использование становится все более актуальным с повышением уровня механизации и автоматизации производства.
Заработная плата рабочих согласно данной системы оплаты труда включает следующие составляющие:
Первая часть:
1. оплата по тарифным ставкам
2. доплаты за профессиональное мастерство – устанавливаются в размере от 4 до 24 % от тарифной ставки
3. доплаты за условия и интенсивность труда – устанавливаются в пределах 4, 8, 12, 16, 20, 24% к тарифной ставке с учетом характеристики рабочего места
4. за работу в вечернее время – устанавливается в размере 20% к тарифной ставке
Вторая часть:
1. доплата за выполнение нормированного задания – устанавливается по прогрессивной шкале в зависимости от уровня выполнения задания от 1 до 10% к тарифной ставке
Третья часть:
1. премии за производительность труда и качество продукции - устанавливается в размере 25% в тарифной ставке.
Основная заработная плата рабочих рассчитывается по формуле:
На одну деталь
Зпдет = ( Зп час ∙ Тшт ) / 60 ∙ Но
где Но – норма обслуживания ( принимается Но = 1)
Зпчас – суммарная стоимость одного нормо-часа с учетом всех видов доплат, руб
Тшт – норма штучного времени, мин
Расчеты по заработной плате производственных рабочих рекомендуется представить в виде таблиц 8, 9.
Таблица 9. Расчеты по заработной плате производственных рабочих
№ | Категория работающих | ФОТ(осн), Тыс.руб. | Доп.ЗП, Тыс.руб.(18%) | Премия Тыс.руб. | ФОТ, Тыс.руб. | ЗП, тыс.руб. среднемесячная |
1. | Осн.рабочие | |||||
2. | Всп.рабочие | |||||
3. | Мастера | |||||
4. | Контролер качества | |||||
5. | МОП | |||||
ИТОГО |
Таблица 8. Годовой фонд основной заработной платы рабочих
Номер операции |
Наименование операции | Годовая программа, шт Nпр | Разряд
| Норма штучного времени, мин, Тшт | Часовая тарифная ставка, руб | Доплаты | Надбавка за профессиональное мастерство | Доплата за выполнение нормированного задания | Премия | Стоимость одного нормо-часа, руб | Основная заработная плата, руб. руб | ||||||||||
За условия труда | За совмещение профессий | За работу в ночное время | |||||||||||||||||||
% | Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | Руб. | % | Руб. | ||||||||||
На деталь | Всего в год | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
Осн. рабочие | |||||||||||||||||||||
005 | |||||||||||||||||||||
010 | |||||||||||||||||||||
015 | |||||||||||||||||||||
020 | |||||||||||||||||||||
Всп. рабочие | |||||||||||||||||||||
Итого |
Далее, согласно организационной структуре организации необходимо разработать должности, численность по основному производству, по общезаводскому управлению, по вспомогательным подразделениям.
Таблица 10. Численность и фонд оплаты труда рабочих вспомогательного производства и работников обслуживающих хозяйств
Наименование подразделения | Численность | Среднемесячная | Годовой |
|
| заработная плата | ФОТ |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Рабочие по эксплуатации оборудования (электроцех, компрессорная) |
|
|
|
2. Рабочие по ремонту оборудования |
|
|
|
3. Рабочие по ремонту зданий и сооружений |
|
|
|
4. Работники службы безопасности |
|
|
|
5. Работники транспортного хозяйства |
|
|
|
6. Работники службы связи |
|
|
|
7. Работники складского хозяйства |
|
|
|
8. Работники общезаводских лабораторий |
|
|
|
9. Работники хозяйственной части |
|
|
|
Всего: |
|
|
|
Таблица 11. Штатное расписание
Наименование подразделения | Численность | Среднемесячная | Годовой |
Должность |
| заработная плата | ФОТ |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Общезаводской персонал |
|
|
|
2. Персонал функциональных отделов |
|
|
|
3. Персонал основного производства |
|
|
|
Всего: |
|
|
|
План по труду представляет собой сводный документ по численности и планируемой заработной плате промышленно-производственного персонала предприятия на текущий год.
Таблица 12. План по труду
Группы персонала | Численность, чел. | ФОТ за год, тыс.руб. |
1 | 2 | 3 |
Промышленно-производственный персонал, |
|
|
в том числе: |
|
|
1 | 2 | 3 |
1. Рабочие основного производства |
|
|
2. Рабочие вспомогательных подразделений |
|
|
3. Руководители, специалисты, |
|
|
служащие основного производства |
|
|
4. Руководители, специалисты, |
|
|
служащие вспомогат. подразд. |
|
|
и обслуживающих хозяйств |
|
|
5. Руководители, специалисты, |
|
|
служащие общефабричные |
|
|
5.1. руководители |
|
|
5.2. специалисты и служащие |
|
|
Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.