Проблематика социолингвистических гендерных исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Широкое распространение гендерные исследования языка получили, начиная с конца 60-х - начала 70-х годов XX века, когда стали остро ставиться вопросы взаимообусловленности социальной принадлежности и пола человека в связи с исследованием влияния на язык человеческого фактора, а проблемы категории рода начали рассматриваться с развитием коммуникативной семантики, социолингвистики, прагматики.

Социолингвистические исследования речевого поведения мужчин и женщин позволили включить гендер в число социопараметров речи наравне с возрастом, статусом, этнической принадлежностью, что расширило представления о характере и причинах языковой вариативности.

Социолингвистические труды В. Лабова в семидесятые годы представили важное доказательство социальной природы гендерных различий в использовании языка. Вывод Лабова имел чрезвычайно важное значение, так как он опровергает гипотезу природной обусловленности различий в речи и использовании языка у мужчин и женщин. Лабов показал, что различия в произношении не носят абсолютного характера. Существует лишь более высокая вероятность того, что один вариант предпочтут женщины, а другой – мужчины. При этом предпочтительность зависит от социальной группы, общественных ожиданий и других социальных, а не природных факторов.

Одним из первых исследователей, положивших начало изучению гендера в лингвистической науке вообще, является социолингвист Робин Лакофф, которая выдвинула идею о влиянии социума на язык мужчин и женщин (т. н. теория возникновения гендеролекта). В своей работе «Язык и место женщины» («Language and Woman’s Place») Робин Лакофф рассматривает некоторые особенности женского языка, такие как:

- специализированный словарь, связанный со сферами исключительно женской деятельности;

- особенности в цветообозначении (более точное обозначение цвета и его оттенков);

- аффективные прилагательные и слова-интенсификаторы;

- разделительные вопросы;

- слова и фразы, смягчающие категоричность выражения;

- супервежливость;

- склонность к эвфемизмам;

- гиперкорректность.

Впоследствии каждое из выдвинутых Р. Лакофф положений стало объектом большого числа отдельных исследований. В частности, развивая идеи Р. Лакофф, рассматривают коммуникативный акт в парах, различных по своему гендерному составу. П. Фишман с этой точки зрения исследовал экспериментальные записи бесед супругов (1978), М. Хартман (1976) - беседы пожилых людей. Все эти работы были направлены на экспериментальное подтверждение гипотезы Р. Лакофф. Большинство экспериментов установило, что выделенные ею параметры справедливы лишь наполовину.

Основная идея Эдвина и Ширли Арденеров заключается в том, что у каждой социальной группы есть свое понимание общества, но не каждая группа имеет возможность ее озвучить, т. к. способы и средства языкового выражения контролируются доминирующей группой. Таким образом, менее влиятельные группы остаются «безгласыми». Такой «безгласой» группой в т. ч. являются и женщины, т. к. у них есть свой образ реальности, но они вынуждены изъясняться в терминах «мужской реальности». Концепция Арденеров получила развитие в работах Мери Дейли и Черис Крамери. Ч. Крамери выдвигает несколько гипотез:

1. Женщине легче понять мужчину, поскольку они вынуждены использовать для коммуникации язык доминантной («мужской») группы.

2. Женщины выражают неудовольствие существующей языковой моделью и ищут альтернативные варианты.

3. Женщины испытывают больше трудностей в публичной речи и у них отличное от мужчин чувство юмора.

П. Экерт и С. МакКоннел-Джине охарактеризовали новый подход к изучению гендера тезисом «думать практически, наблюдать локально», тем самым наметили тенденцию ухода от глобальных обобщений и стериотипных трактовок всего, что касается различий в мужском и женском языке. Они призывают изучать «взаимодействие языка и гендера в каждодневных социальных практиках конкретных местных сообществ», обосновывая это тем, что гендер не всегда легко отделим от других составляющих социальной идентичности, он не всегда равнозначен в различных культурах, а, следовательно, лингвистические составляющие гендера могут варьироваться в зависимости от сообщества, культуры и нации. Также ими подчеркивается невозможность рассмотрения гендерных вопросов в отрыве от других аспектов социальной идентичности. Отсюда следует понятие языкового конструирования гендера, в основе которого лежит идея о том, что высказывания определяются социальными отношениями.

Поэтому все современные исследования гендера не сводятся лишь к выявлению различий между женским и мужским языками, но направлены на выяснение социокультурных норм и правил в каждом конкретно взятом сообществе или группе.

Как отмечает Дж. Коатс, «не существует форм, связанных только с одним полом, а есть тенденция к предпочтению определенных форм мужчинами и женщинами». Законы, по которым эта тенденция развивается и есть задача современной гендерной лингвистики.

 


 

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 598.