Язык мужчин и женщин как единица социолингвистического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема различий в речевом поведении мужчины и женщины занимает центральное место в гендерных исследованиях, широко представленных в современной зарубежной и отечественной лингвистике. Являясь одним из важных параметров самоидентификации личности, пол оказывает воздействие на процессы обработки и структурирования информации в языковом сознании индивидов, тем самым влияя на их вербальное поведение. Учет гендерного аспекта речевого поведения коммуникантов позволяет глубже проникнуть в женскую или мужскую картину мира, и, таким образом, полнее понять реально существующие модели вербального поведения мужчин и женщин, а также специфику мужской и женской речевых стратегий и тактик.

В самом общем плане исследование гендера в языкознании касается двух групп проблем.

1. Язык и отражение в нем пола. Цель такого подхода состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола (исследуются в первую очередь номинативная система, лексикон, синтаксис, категория рода и т. п.), какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее заметно/отчетливо выражены.

2. Речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин, где выделяются типичные стратегии и тактики, гендерно специфический выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе лексики, синтаксических конструкций и т. д. – т. е. специфика мужского и женского говорения.

Гендер рассматривается как один из параметров, при помощи которого в общении конструируется социальная идентичность говорящего. Как правило, он взаимодействует с другими параметрами - статусом, возрастом, социальной группой и т. п. Одной из наиболее известных работ в этой области стал труд Деборы Таннен «Ты меня просто не понимаешь. Женщины и мужчины в диалоге». Автор анализирует коммуникативные неудачи в общении лиц разного пола и объясняет их разными требованиями, предъявляемыми обществом к мужчинам и женщинам, а также спецификой социализации в детском и подростковом возрасте, когда общение происходит преимущественно в однополых группах. Под воздействием этих факторов у мужчин и женщин вырабатываются разные мотивы поведения, разные стратегии и тактики общения. Речевое поведение мужчин, как правило, нацелено на достижение и сохранение независимости и высокого статуса. От женщин общество ожидает неконфликтности, уступчивости, эмоциональности. Эти различия ведут, согласно концепции Д. Таннен, к различиям в целях общения и в интерпретации высказываний. Одни и те же высказывания могут интерпретироваться с позиции статуса или с позиции поддержания взаимосвязи, солидарности и помощи. Произнося одни и те же фразы, мужчины и женщины могут руководствоваться разными мотивами и по-разному интерпретировать слова собеседника.

Большой интерес представляет исследование гендера в профессиональной коммуникации. Так, в результате длительной работы немецких лингвистов по исследованию гендерной специфики профессионального общения установлено, что мужчины и женщины обнаруживают тенденции к разным стилям ведения полемики. Мужчины реже соглашаются с критикой, чаще прибегают к иронии, ссылкам на авторитеты, используют меньше речевых средств, выражающих неуверенность, и в результате производят впечатление более компетентных и уверенных в себе и своей правоте специалистов, т. е. более успешно добиваются так называемого «статуса эксперта».

А. В. Кирилина приводит следующие наблюдения некоторых особенностей мужского и женского речевого поведения:

1. В мужской речи отмечается стремление к точности и эксплицитности оценочной номинации. В то время как женщины часто прибегают к использованию сложных речевых оборотов и образно-метафорических средств с высокой концентрацией эмоционально-оценочной лексики.

2. К типичным чертам женской речи относится гиперболизованная экспрессивность.

3. В мужской речи отмечается тенденция к использованию экспрессивно-сниженных средств, намеренное огрубление речи. Женщины, используя подобную лексику, могут стремиться обозначить свою выделенность в речи и поведении. Была подмечена тенденция, согласно которой мужчины в большей мере склонны к использованию нестандартного языка, а женщины стремятся к поддержанию стандарта. Сниженная речь, как считают исследователи, является показателем мужественности, и если женщина использует их в речи, то это свидетельствует о ее желании ассимилироваться в мужской группе и завоевать статус.

4. Переходы от одной темы к другой на протяжении диалогового взаимодействия происходят у женщин плавно; у мужчин границы между тематическими фрагментами прослеживаются четче.

5. В целом, для мужчин характерен авторитарный дискурс, женщинам чаще удается установить вербальный контакт, найти правильный тон в общении с партнером, избежать возможной конфликтной ситуации.

Широкое распространение в гендерной лингвистике получило представление о том, что многие особенности речевого поведение женщин и мужчин определяются несходным восприятием окружающей действительности коммуникантами разных полов, т.е. существенными различиями в когнитивной сфере. Одним из наиболее интересных предметов исследования в рамках когнитивного направления гендерной лингвистики является изучение гендерных особенностей категоризации (классификации объектов социального мира) на разных ее этапах. Так О. Н. Колосова, выделяя этапы установления дистанции отчуждения, предикации признаков и присвоения объекту соответствующих темпорально-локативных параметров, утверждает, что перечисленные этапы находят разную реализацию у мужчин и женщин. Для женщин на первом этапе характерна пониженная дистанция между субъектом и объектом когнитивной деятельности: из двух способов описания одного и того же события - I was on a trip to lake Taho и We were on a trip to lake Taho - мужчины обычно избирают первый, женщины - второй. Этап предикации признака объекту различается у мужчин и женщин в аспекте точной или соотносительной степени интенсивности приписываемого признака. Отмечается, что женщинам свойственно использование стертых градаций признака: You are very dear to me; Alex is my very good friend, тогда как мужчины предпочитают градации четкие и однозначные: You are my dearest friend; Alex is my best friend. По утверждению автора, наблюдаются некоторые гендерно обусловленные тенденции и при отражении пространственно-временных характеристик объекта. Женщинам в несколько большей степени свойственно представление о времени как континууме, в то время как восприятие времени мужчинами скорее соотносится с дискретными событиями: к примеру, женщины могут испытывать трудности при ответе на вопрос о самом счастливом дне своей жизни, предпочитая говорить о самом счастливом отрезке жизни; мужчины связывают счастливый день с каким-то конкретным событием.

Сегодня считается, что гендерные особенности должны рассматриваться в сочетании со статусом, социальной группой, уровнем образования, ситуативным контекстом и т. д., а также с учетом меняющейся ситуации в обществе. Например, в японском языке есть культурно закрепленная традиция и ранее обязательная традиция речевых различий между мужчинами и женщинами, что выражается в употреблении разных суффиксов, разных наименований одних и тех же предметов и т. п. Отмечено, однако, что молодые работающие японки отказываются от так называемого «женского языка» и пользуются «мужскими» речевыми средствами.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 693.