Методы социолингвистических исследований.
Социолингвистика использует методы социологии и лингвистики. Своих не выработала, попытки есть. Методические особенности социолингвистики заключены в её эмпирических исследованиях, основаны на опыте, наблюдении.
Методы: - сбор материала; - обработка материала; - оценка достоверности данных.
Есть проблема отбора информантов.
Генеральная совокупность – множество индивидов, чьи языковые особенности являются объектом анализа. Если генеральная совокупность труднообозрима, прибегают к отбору типичных представителей. Формируют выборку, в неё должны попасть все представители социальных групп. Один из видов выборки – стратифицированная случайная выборка, то есть от каждой страты по представителю.
Метод сбора материала.
- наблюдение – основной способ получения материала. Искажает истинную картину. (хотторонский эффект (про завод в Чикаго) – люди меняют поведение, когда за ними наблюдают)
Фиксация материала при наблюдении может быть: вручную и инструментальная. Использование вручную эффективно при наблюдении за редкими случайными единицами. А инструментальная фиксация эффективна для фиксации фонетики, интонации. Важен этический фактор, необходимо согласие интервьюируемого при инструментальной фиксации. Соблюсти анонимность.
Разновидности наблюдения:
скрытое. Важно уменьшить воздействие на наблюдателя. Можно сообщить ложную цель наблюдения.
Включенное наблюдение. Исследователь становится членом наблюдаемой группы, внедряется в среду, изучает поведение изнутри.
Часто ученые сталкиваются с необходимостью решать задачи, исследовать отдельные фрагменты – сделать исследования направленными (опрос, интервью, анкетирование).
- устное интервью – функция – получить конкретный материал, который характеризует речевое поведение людей. Заимствован метод из социологии. Бывает в виде свободной беседы (при фонетических исследованиях), либо заранее подготовленные вопросы (при изучении особенностей словоупотребления).
- анкетирование – надежный метод. Анкета – перечень вопросов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Задача - получить статистические результаты. Требования к составлению анкеты: все вопросы должны быть однозначными, следует избегать вопросов сложной структуры, должна присутствовать альтернатива.
Методики анкетирования:
отношение респондента к опросу и к интервьюеру. Респонденту нужно уменьшить возмущающий фактор.
Заполнять анкету может респондент, интервьюер или по почте.
Взгляды исследователя и интервьюера должны совпадать.
Отвлекать внимание, чтобы не успели подумать, не задумывались (про ударения).
- тесты – помогают уменьшить получение субъективных данных. Разные по форме задания. Цель исследования для респондента – неизвестна. (фонетический текст, который проверяет произношение - Панов).
При выполнении теста информант показывает автоматизированное и бессознательное владение языком, поскольку цель теста – сообщается только в общем виде, а конечная цель неизвестна. Тестирование активно используется при изучение двуязычия.
Указом предполагается:
Проект «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» в части «Языки обучения в полилингвальной школе» предусматривает, что полилингвальная образовательная модель поликультурного образования совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России и усиление роли русского языка, который становится активным посредником и действенным катализатором диалога культур.
Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве языка обучения и изучения.
Языковая политика принципиально не может быть сведена к обучению языку – это политика, определяющая функционирование языка во всех сферах коммуникации и средах пользователей. Сведение языковой политики в отношении языков коренных народов России к регулированию преподавания этих языков в школе и подготовке учителей, т.е. низведение языковой политики до одного из направлений образовательной политики, или эдукатизация (образование) языковой политики, то есть привязка языков меньшинств к деятельности начальных и средних учебных заведений, неблагоприятно отражается на функционировании языков.
25. Языковое планирование в Российской Федерации. Мероприятия по реализации государственной языковой политики.
Языковое планирование — лингвистический термин, используется также в интерлингвистике, имеет два значения:
Сознательное воздействие на развитие любого языка, находящегося в использовании, вне зависимости от его происхождения. Естественные (этнические) языки в такой же степени подвергаются языковому планированию, что и искусственные (точнее, плановые). Это воздействие может производиться как отдельными личностями (для русского языка такую роль сыграли, в частности, Карамзин, Ломоносов, Пушкин), так и государственными учреждениями и институтами (вопросы нормирования языка, создание терминологии, выработка литературных норм, создание письменности в случае младописьменных языков).
Создание проекта планового языка. Как правило, в этом значении термин употребляется в интерлингвистике, наряду с термином лингвопроектирование.
Осуществление планирования и реализации государственной языковой политики может быть рассмотрено на примере Лучших практик субъектов Российской Федерации в сфере языковой политики Ярославская область.
Методы социолингвистических исследований.
Социолингвистика использует методы социологии и лингвистики. Своих не выработала, попытки есть. Методические особенности социолингвистики заключены в её эмпирических исследованиях, основаны на опыте, наблюдении.
Методы: - сбор материала; - обработка материала; - оценка достоверности данных.
Есть проблема отбора информантов.
Генеральная совокупность – множество индивидов, чьи языковые особенности являются объектом анализа. Если генеральная совокупность труднообозрима, прибегают к отбору типичных представителей. Формируют выборку, в неё должны попасть все представители социальных групп. Один из видов выборки – стратифицированная случайная выборка, то есть от каждой страты по представителю.
Метод сбора материала.
- наблюдение – основной способ получения материала. Искажает истинную картину. (хотторонский эффект (про завод в Чикаго) – люди меняют поведение, когда за ними наблюдают)
Фиксация материала при наблюдении может быть: вручную и инструментальная. Использование вручную эффективно при наблюдении за редкими случайными единицами. А инструментальная фиксация эффективна для фиксации фонетики, интонации. Важен этический фактор, необходимо согласие интервьюируемого при инструментальной фиксации. Соблюсти анонимность.
Разновидности наблюдения:
скрытое. Важно уменьшить воздействие на наблюдателя. Можно сообщить ложную цель наблюдения.
Включенное наблюдение. Исследователь становится членом наблюдаемой группы, внедряется в среду, изучает поведение изнутри.
Часто ученые сталкиваются с необходимостью решать задачи, исследовать отдельные фрагменты – сделать исследования направленными (опрос, интервью, анкетирование).
- устное интервью – функция – получить конкретный материал, который характеризует речевое поведение людей. Заимствован метод из социологии. Бывает в виде свободной беседы (при фонетических исследованиях), либо заранее подготовленные вопросы (при изучении особенностей словоупотребления).
- анкетирование – надежный метод. Анкета – перечень вопросов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Задача - получить статистические результаты. Требования к составлению анкеты: все вопросы должны быть однозначными, следует избегать вопросов сложной структуры, должна присутствовать альтернатива.
Методики анкетирования:
отношение респондента к опросу и к интервьюеру. Респонденту нужно уменьшить возмущающий фактор.
Заполнять анкету может респондент, интервьюер или по почте.
Взгляды исследователя и интервьюера должны совпадать.
Отвлекать внимание, чтобы не успели подумать, не задумывались (про ударения).
- тесты – помогают уменьшить получение субъективных данных. Разные по форме задания. Цель исследования для респондента – неизвестна. (фонетический текст, который проверяет произношение - Панов).
При выполнении теста информант показывает автоматизированное и бессознательное владение языком, поскольку цель теста – сообщается только в общем виде, а конечная цель неизвестна. Тестирование активно используется при изучение двуязычия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 593.