Методы социолингвистических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы социолингвистических исследований.

        Социолингвистика использует методы социологии и лингвистики. Своих не выработала, попытки есть. Методические особенности социолингвистики заключены в её эмпирических исследованиях, основаны на опыте, наблюдении.

Методы: - сбор материала; - обработка материала; - оценка достоверности данных.

Есть проблема отбора информантов.

Генеральная совокупность – множество индивидов, чьи языковые особенности являются объектом анализа. Если генеральная совокупность труднообозрима, прибегают к отбору типичных представителей. Формируют выборку, в неё должны попасть все представители социальных групп. Один из видов выборки – стратифицированная случайная выборка, то есть от каждой страты по представителю.

Метод сбора материала.

- наблюдение – основной способ получения материала. Искажает истинную картину. (хотторонский эффект (про завод в Чикаго) – люди меняют поведение, когда за ними наблюдают)

Фиксация материала при наблюдении может быть: вручную и инструментальная. Использование вручную эффективно при наблюдении за редкими случайными единицами. А инструментальная фиксация эффективна для фиксации фонетики, интонации. Важен этический фактор, необходимо согласие интервьюируемого при инструментальной фиксации. Соблюсти анонимность.

Разновидности наблюдения:

скрытое. Важно уменьшить воздействие на наблюдателя. Можно сообщить ложную цель наблюдения.

Включенное наблюдение. Исследователь становится членом наблюдаемой группы, внедряется в среду, изучает поведение изнутри.

Часто ученые сталкиваются с необходимостью решать задачи, исследовать отдельные фрагменты – сделать исследования направленными (опрос, интервью, анкетирование).

- устное интервью – функция – получить конкретный материал, который характеризует речевое поведение людей. Заимствован метод из социологии. Бывает в виде свободной беседы (при фонетических исследованиях), либо заранее подготовленные вопросы (при изучении особенностей словоупотребления).

- анкетирование – надежный метод. Анкета – перечень вопросов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Задача - получить статистические результаты. Требования к составлению анкеты: все вопросы должны быть однозначными, следует избегать вопросов сложной структуры, должна присутствовать альтернатива.

Методики анкетирования:

отношение респондента к опросу и к интервьюеру. Респонденту нужно уменьшить возмущающий фактор.

Заполнять анкету может респондент, интервьюер или по почте.

Взгляды исследователя и интервьюера должны совпадать.

Отвлекать внимание, чтобы не успели подумать, не задумывались (про ударения).

- тесты – помогают уменьшить получение субъективных данных. Разные по форме задания. Цель исследования для респондента – неизвестна. (фонетический текст, который проверяет произношение - Панов).

При выполнении теста информант показывает автоматизированное и бессознательное владение языком, поскольку цель теста – сообщается только в общем виде, а конечная цель неизвестна. Тестирование активно используется при изучение двуязычия.

Указом предполагается:

  • создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;
  • включение в государственную программу мер по поддержке языков народов России и защите языкового многообразия;
  • обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • обеспечение прав граждан на изучение родного языка;
  • недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
  • обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках между субъектами Российской Федерации;
  • возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной литературы на языки народов России;
  • содействие соотечественникам, их детям, проживающим за рубежом, в сохранении и развитии русского и других языков народов России.

Проект «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» в части «Языки обучения в полилингвальной школе» предусматривает, что полилингвальная образовательная модель поликультурного образования совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России и усиление роли русского языка, который становится активным посредником и действенным катализатором диалога культур.

Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве языка обучения и изучения.

Языковая политика принципиально не может быть сведена к обучению языку – это политика, определяющая функционирование языка во всех сферах коммуникации и средах пользователей. Сведение языковой политики в отношении языков коренных народов России к регулированию преподавания этих языков в школе и подготовке учителей, т.е. низведение языковой политики до одного из направлений образовательной политики, или эдукатизация (образование) языковой политики, то есть привязка языков меньшинств к деятельности начальных и средних учебных заведений, неблагоприятно отражается на функционировании языков.

 

25. Языковое планирование в Российской Федерации. Мероприятия по реализации государственной языковой политики.

Языковое планирование — лингвистический термин, используется также в интерлингвистике, имеет два значения:

Сознательное воздействие на развитие любого языка, находящегося в использовании, вне зависимости от его происхождения. Естественные (этнические) языки в такой же степени подвергаются языковому планированию, что и искусственные (точнее, плановые). Это воздействие может производиться как отдельными личностями (для русского языка такую роль сыграли, в частности, Карамзин, Ломоносов, Пушкин), так и государственными учреждениями и институтами (вопросы нормирования языка, создание терминологии, выработка литературных норм, создание письменности в случае младописьменных языков).

Создание проекта планового языка. Как правило, в этом значении термин употребляется в интерлингвистике, наряду с термином лингвопроектирование.

Осуществление планирования и реализации государственной языковой политики может быть рассмотрено на примере Лучших практик субъектов Российской Федерации в сфере языковой политики Ярославская область.

 

Методы социолингвистических исследований.

        Социолингвистика использует методы социологии и лингвистики. Своих не выработала, попытки есть. Методические особенности социолингвистики заключены в её эмпирических исследованиях, основаны на опыте, наблюдении.

Методы: - сбор материала; - обработка материала; - оценка достоверности данных.

Есть проблема отбора информантов.

Генеральная совокупность – множество индивидов, чьи языковые особенности являются объектом анализа. Если генеральная совокупность труднообозрима, прибегают к отбору типичных представителей. Формируют выборку, в неё должны попасть все представители социальных групп. Один из видов выборки – стратифицированная случайная выборка, то есть от каждой страты по представителю.

Метод сбора материала.

- наблюдение – основной способ получения материала. Искажает истинную картину. (хотторонский эффект (про завод в Чикаго) – люди меняют поведение, когда за ними наблюдают)

Фиксация материала при наблюдении может быть: вручную и инструментальная. Использование вручную эффективно при наблюдении за редкими случайными единицами. А инструментальная фиксация эффективна для фиксации фонетики, интонации. Важен этический фактор, необходимо согласие интервьюируемого при инструментальной фиксации. Соблюсти анонимность.

Разновидности наблюдения:

скрытое. Важно уменьшить воздействие на наблюдателя. Можно сообщить ложную цель наблюдения.

Включенное наблюдение. Исследователь становится членом наблюдаемой группы, внедряется в среду, изучает поведение изнутри.

Часто ученые сталкиваются с необходимостью решать задачи, исследовать отдельные фрагменты – сделать исследования направленными (опрос, интервью, анкетирование).

- устное интервью – функция – получить конкретный материал, который характеризует речевое поведение людей. Заимствован метод из социологии. Бывает в виде свободной беседы (при фонетических исследованиях), либо заранее подготовленные вопросы (при изучении особенностей словоупотребления).

- анкетирование – надежный метод. Анкета – перечень вопросов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Задача - получить статистические результаты. Требования к составлению анкеты: все вопросы должны быть однозначными, следует избегать вопросов сложной структуры, должна присутствовать альтернатива.

Методики анкетирования:

отношение респондента к опросу и к интервьюеру. Респонденту нужно уменьшить возмущающий фактор.

Заполнять анкету может респондент, интервьюер или по почте.

Взгляды исследователя и интервьюера должны совпадать.

Отвлекать внимание, чтобы не успели подумать, не задумывались (про ударения).

- тесты – помогают уменьшить получение субъективных данных. Разные по форме задания. Цель исследования для респондента – неизвестна. (фонетический текст, который проверяет произношение - Панов).

При выполнении теста информант показывает автоматизированное и бессознательное владение языком, поскольку цель теста – сообщается только в общем виде, а конечная цель неизвестна. Тестирование активно используется при изучение двуязычия.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 593.