Источники семейного права. Значение правоприменительной практики в регулировании семейных отношений

 1) Конституция РФ

С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все принимаемые в Российской Федерации законы и иные правовые акты, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции.

Особое значение при этом имеют положения главы 2 Конституции РФ, посвященные правам и свободам человека и гражданина. В ряде статей данной главы Конституции РФ непосредственно говорится о правах и обязанностях участников семейных правоотношений: равенство Прав мужчины и женщины (ст. 19), право на семейную тайну (ст. 23), защита государством материнства и детства, право и обязанность родителей заботиться о детях, обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38) и др.

В соответствии со ст. 72 Конституции семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК.

2) Законы субъектов РФ

Эти законы регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК), выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК), присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК), организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК), определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК), установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). Законы субъектов РФ могут приниматься и по вопросам, не урегулированным непосредственно в СК, особенно в части дополнения и развития субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае эти законы не должны противоречить СК (п. 2 ст. 3 СК) и иным федеральным законам: при наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон.

 3) Семейный кодекс РФ

Как источник семейного права СК содержит правовые нормы, влияющие на семейные правоотношения.

Сюда входят положения:

· определяющие условия и порядок заключения, прекращения брака, признание его недействительным;

· относящиеся к урегулированию личных и имущественных отношений супругов;

· предназначенные для защиты личных прав несовершеннолетних детей;

· обеспечивающие получение средств на содержание несовершеннолетних детей, нуждающихся и нетрудоспособных членов семьи;

· предусматривающие устройство детей, лишившихся родительского попечения;

· определяющие правила применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

4) Гражданский кодекс РФ

· правоспособность гражданина (ст. 17);

· дееспособность гражданина, в том числе несовершеннолетнего (ст. 21, 22, 26, 28);

· имя гражданина (ст. 19);

· место жительства гражданина (ст. 20);

· общая собственность супругов (ст. 256);

· опека и попечительство (ст. 31–40).

5) Федеральные законы

Закон об опеке, Федеральные законы от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закон о мерах воздействия, Закон № 167-ФЗ.

6) Подзаконные акты

 Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере;

Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. В частности, постановления Правительства РФ могут издаваться по поводу определения видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК), определения порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 125 СК), установления перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК), определения порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 15 °CК), утверждения положения о приемной семье (ст. 151 СК), определения порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и др.;

Акты федеральных органов исполнительной власти. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В качестве примера можно привести приказ Минздрава России от 10.09.1996 № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями».

7) Постановления Пленума Верховного Суда РФ

Эти акты не являются прямыми источниками семейного права, однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. В качестве примера можно привести постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 04.07.1997 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

8) Международные договоры и акты

В ст. 6 СК закреплен установленный Конституцией принцип приоритетного применения правил международного договора Российской Федерации в случае несоответствия ему норм семейного законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систему Российской Федерации введены две категории международно-правовых норм: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, т. е. обязательные для всех его членов; 2) международные договоры Российской Федерации, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера, независимо от вида и наименования, заключенные, как с иностранными государствами, так и с международными организациями. В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.

Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права. Основными из них являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий 4-й Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций, Конвенция стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В соответствии с традиционным для российской правовой доктрины подходом судебная практика не рассматривается как источник права.

Однако разъяснительные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации имеют важное значение для правильного толкования и применения семейного законодательства. К ним относятся, в частности, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 5 ноября 1998 года № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» и др.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.