Краткая история развития экономической мысли в области экономики труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Возникновение экономической мысли в области экономики труда относится ко времени расцвета древневосточных цивилизаций – Египта, Месопотамии, Вавилона. Сохранились письменные подтверждения наличия таких категорий как:

· отделение умственного труда от физического;

· формирование профессионально-квалификационной структуры общества;

· распределение рабочей силы по видам и сферам деятельности;

· установление выработки.

 

Далее развитие науки о труде можно проследить в трудах древнегреческого философа Платона «Закон гармоничного разнообразия», который справедливо полагал, что источником движущей силы, в том числе и трудовой деятельности, выступают потребности.

Уильям Петти и Адам Смит, представители классического направления развития экономической мысли, рассматривали категории трудовой теории стоимости, понятия «просто труд» и «труд вообще».

Французская социологическая школа, ее представители Шарль Фурье, Огюст Конт, Эмиль Дрюкгейм. Основу их учений составляют:

- приоритет коллективного труда над индивидуальным;

- основной критерий развития общества – удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

Основоположником научной системы труда является Фредерик Уинслоу Тейлор. В его работах представлена совокупность методов организации и нормирования труда, процесса подбора, расстановки и оплаты рабочей силы.

Заметное место в науке занимают Анри Файоль – «отец научного менеждмента», и Гарингтон Эмерсон, которые изучали вопросы социологии и организации труда.

В начале ХХ века на основе «тейлоризма» возник «фордизм». Основоположником его является Генри Форд, разработавший систему организации труда, в которой работник, занятый на конвейере, выполнял одно-два простых движения, доведенных до автоматизма, что позволило резко увеличить производительность труда.

В основу «теории человеческих отношений», разработанной Элтоном Мэйо, положены принципы, возникшие вследствие усовершенствования и усложнения техники, и требовавшие использования в процессе труда высококвалифицированного работника, способного принимать самостоятельные решения.

Последователями «теории человеческих отношений» стали труды  Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дугласа Мак Грегора и другие.

 

1.3 Связь экономики труда с другими дисциплинами

Система наук о труде включает множество дисциплин (рис. 2).

Педагогика труда
Социология труда
Психология труда
Физиология труда
Производственная санитария и техника безопасности
Эргономика
Экономика труда
Менеджмент
Экономика и управление персоналом
Трудовое право
Демография

 

 


Рис. 2. Место экономики труда в системе наук

 

 

Объединяет их объект исследования – труд человека.

1. Медицина труда, в том числе физиология и психология труда.

Медицина труда изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить иной вред здоровью работника. При нарушениях в организации труда работники неизбежно приобретают определенные заболевания. Меры, направленные на профилактику таких заболеваний и их излечение, а также рациональные подходы к организации труда регламентируются требованиями медицины труда. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда. С медицинской точки зрения труд рассматривается как нервно-мышечный процесс, осуществляемый за счет накопления в организме работника потенциальной энергии. Основными изучаемыми наукой вопросами являются: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда. Психология труда выделяется в отдельную дисциплину науки в силу своей значимости. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе. Основными разделами дисциплины являются: формирование и регулирование процесса труда центральной нервной системой, восприятие, психомоторика, мышление, внимание, память и эмоции, психология профессионального отбора кадров, приема на работу и расстановки по рабочим местам, оценка работников, профессиональное консультирование, психология обучения и управления.

2. Социология труда изучает воздействие работника на общество и наоборот — общества на работника. Дисциплина рассматривает зависимость результатов труда от уровня социального развития общества, от уровня благосостояния и др. Социология труда изучает связь мотивации труда с потребностями и интересами работников, трудовую адаптацию, профессиональный имидж, социальный контроль, сплочение коллектива, демократизацию трудовых отношений, гуманизацию труда и социальное развитие коллектива.

3. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников. Полученные в ходе обучения профессиональные знания формируют квалификацию работника, влияют на результаты его труда. Основными вопросами предмета являются формы и методы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе работников массовых профессий, специалистов среднего и высшего звена.

4. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам, человеческого организма. Рациональное сочетание психофизиологических возможностей работника и специально организуемого оснащения рабочего места (машинами, оборудованием, инструментами), а также последовательность выполняемых операций влияют на производительность труда. Эргономика рассматривает такие вопросы, как организационное оснащение и устройства сигнализации на рабочем месте, разработка стандартов его организации для конкретной профессии, нормализация условий труда, повышение комфортности и эстетики труда, система информирования работника, рациональный режим труда и отдыха, интенсивность труда, рациональное количество функций работника, ритмичность труда и др.

5. Производственная санитария и техника безопасности – это система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.

6. Демография изучает закономерности явлений и процессов,

происходящих в структуре, размещении, перемещении и динамике народонаселения, позволяет рассмотреть естественное и механическое движение населения в системе воспроизводства трудовых ресурсов.

7. Трудовое право - это отрасль права РФ, нормы которой регулируют трудовые отношения, выступающие в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудового правоотношения составляют определенные права и обязанности, которые приобретают стороны этого правоотношения с момента его возникновения. Трудовое право регулирует труд работников на предприятиях, в учреждениях, организациях, регламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем.

Основными источниками трудового права РФ являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Законы РФ "О занятости населения в Российской Федерации", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об основах государственной службы Российской Федерации"; "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда", "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и ряд других законов.

8. Экономика и управление персоналом исследует экономический аспект поведения работника при выполнении им должностных обязанностей. Дисциплина включает такие вопросы, как изучение влияния производственной среды на работника, поведение работника в коллективе, выявление личностных и неличностных факторов, определяющих отношение работника к работе, влияние этих отношений на результативность труда.

9. Менеджмент персонала изучает функциональную деятельность администрации предприятия в коллективе. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и отбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, то есть управление, координация и информирование, структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками. Многие вопросы, рассматриваемые различными дисциплинами науки о труде, тесно переплетаются. Это и понятно. Ведь труд — единый процесс, который только для удобства изучения условно разбивается на отдельные составные части. Каждая дисциплина акцентирует внимание на определенной стороне процесса труда. Знание различных сторон многогранного единого процесса труда помогает экономистам предприятий любой сферы деятельности и формы собственности объективно и адекватно оценивать фактическое положение дел в трудовом коллективе, выявлять сильные и слабые стороны деятельности, разрабатывать меры повышения результативности труда.

1.4  Основные понятия дисциплины

Рассмотрим основные понятия дисциплины: труд, процесс труда, рабочая сила, трудовые ресурсы, персонал, кадры, общественная организация труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму; труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; умственный и физический; содержательный и малосодержательный; тяжелый и легкий; престижный и непрестижный; опасный и безопасный.

 

Труд выполняет ряд функций различного характера. Существуют следующие направления, по которым труд как экономическая категория реализует свои функции (таблица 1):

· труд как процесс по производству благ и услуг;

· труд, как материальное условие существования и развития общества;

· труд, как условие развития самого человека;

· трудовая деятельность как форма становления личности.

 

Таблица 1. Классификация функций труда.

 

Функции труда как…
(I) …трудового процесса:
1. Логическая – целеполагание и формирование условий процесса
2. Исполнительская – приведение в движение орудий и средств труда
3. Наблюдения – регистрация и контроль процесса труда
4. Регулирования – корректировка процесса
(II) …условия воспроизводства общества:
1. Материальной основы – создание благосостояния, необходимого для воспроизводства общества
2. Общество-образующая – все социальные образования, общественные отношения сформированы на базе кооперации и разделения труда
3. Экологическая – сохранение, улучшение и восстановление окружающей среды, как условия существования труда и общества
4. Человеко-развивающая – в процессе труда происходит физическое развитие членов общества, рост его научного и умственного потенциала
(III) …условия развития человека:
1. Физическое развитие человека – физический труд (в нормальных условиях) формирует крепкую мускулатуру, костную, кровеносную, дыхательную системы, а в исторической перспективе человек благодаря систематическому труду приобрел современное строение тела
2. Приобретение новых знаний и умений – происходит как за счет обучения, так и при самостоятельном занятии трудом
3. Закрепление новых знаний, навыков и умений – как в процессе систематического повторения трудовых циклов, так и в поколениях при передаче опыта от старших молодым
4. Формирование творческих способностей – на основании знаний и умений, приобретенных в процессе труда, у человека появляются креативные способности
(IV) …формы становления личности:
1. Социализации – человек, будучи участником трудового процесса, вступает в трудовые отношения, которые во многом определяют общественную и социальную структуру, и место человека в ней
2. Самореализации – удовлетворение личных стремлений и желаний возможно только посредством труда в широком его понимании
3. Гуманитарная – труд играет адаптационную и жизнеутверждающую роль, утверждает позитивный смысл жизни и цели
4. Трудовой терапии – особенно актуальна в периоды нестабильного состояния общества (личности) 

Классификация видов труда. Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам.

 

1. По содержанию

· умственный (мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация) и физический (вид трудовой деятельности, связанный с приложением мускульных усилий человека и направленный на изменение материально-вещественной среды);

· простой (труд работника, не имеющего квалификации, то есть неквалифицированный труд) и сложный (труд работника, имеющего квалификацию, то есть квалифицированный труд; связан с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированной рабочей силы);

· функциональный (труд, который характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности) и профессиональный (труд, который является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру);

· репродуктивный (отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового) и творческий (свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям).

 

2. По характеру

· конкретный (труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость) и абстрактный (соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара);

· индивидуальный (труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя) и коллективный (труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;

· частный и общественный (частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости);

· наемный труд (имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату) и самонаем (предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место).

3.По результатам

· живой (труд работника, который затрачивается им в данный момент времени) и прошлый (воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда);

· производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда - социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.

 

4. По условиям:

· стационарный (расположенный на постоянном месте, не передвижной) и передвижной (меняющий свое местоположение);

· легкий (работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием), средней тяжести (работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием) и тяжелый (работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий);

· свободный (наличие нерегламентированного рабочего дня, свободного графика) и регламентированный (предполагает наличие правил, определяющих порядок трудовой деятельности).

 

5. По методам привлечения:

· труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);

· труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;

· добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения.

 

6. По степени механизации:

· ручной (осуществляется вручную или с помощью ручных орудий труда);

· механизированный (осуществляется с помощью механизированных орудий труда),

· машинный (основная работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственных физических усилий);

· автоматизированный (основная работа полностью автоматизирована, вспомогательная работа – частично);

· автоматический (компьютеризированный, работа выполняется при помощи компьютерных программ, работник осуществляет управление и контроль за процессом).

Процесс труда – это процесс соединения двух основных факторов производства – рабочей силы и средств производства.

Средства производства - совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства (рис. 3).

 

Средства производства
Предметы труда
Средства труда
Сырье
Природные ископаемые
Орудия труда
Экономические условия труда

 

 


Рис. 3. Средства производства

 

С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда относятся орудия труда - машины и оборудование, инструменты и приспособления, средства перемещения грузов, средства связи и информации, а также экономические условия труда - производственные здания и сооружения, транспортные пути. Всеобщим средством труда является земля. Предметы труда - все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны природой (напр., уголь, руда, нефть) или же являются продуктами труда - сырьем (металл, хлопок, древесина и т. д.).

Рабочая сила - способность человека к труду, то есть совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, то есть практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В трудовые ресурсы включают как занятых, так и потенциальных работников. Согласно законодательству РФ трудоспособный возраст начинается с 16 лет (ст. 63 ТК РФ).

Персонал – трудовые ресурсы предприятия, совокупность наемных работников данного предприятия /организации (рис. 4).

 

Персонал организации
Производственный персонал
Управленческий персонал
Основные рабочие
Вспомогательные рабочие
Руководители
Специалисты
Служащие
Функциональные руководители
Линейные руководители
Инженерно-технические работники
Специалисты, выполняющие экономические функции

Рис. 4. Структура персонала организации по категориям

 

Вопросы к теме:

1. Дайте определение дисциплины «Экономика труда»

2. Что является объектом и предметом дисциплины?

3. Кто является субъектами трудовых отношений?

4. Назовите цель и задачи дисциплины

5. Какие этапы развития научной мысли в области экономики труда вы можете назвать?

6. Какие дисциплины входят в систему наук о труде?

7. Дайте определения следующим терминам:

- труд,

- процесс труда,

- средства производства,

- рабочая сила,

- трудовые ресурсы,

- персонал, кадры,

- общественная организация труда.

Тестовые вопросы к теме:




Экономика труда – это наука

a) Изучающая рациональные способы ведения хозяйства в условиях ограниченных ресурсов

b) Изучающая социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации

c) Изучающая теоретические основы и практические формы функционирования рыночных структур, и механизмы взаимодействия субъектов экономической деятельности общества.

d) О закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.