Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
Политика занятости государства должна решать два основных вопроса:
- во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;
- во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей.
Государственная политика занятости предполагает решение следующих основных задач:
- максимально возможное удовлетворение потребностей экономически активного населения в оплачиваемой работе путем использования имеющихся в распоряжении государства средств, направленных на стимулирование развития производства товаров и услуг в организациях всех форм собственности;
- расширение масштабов эффективной занятости на основе создания и сохранения высокопроизводительных рабочих мест с благоприятными условиями труда и экономически обоснованным уровнем его оплаты путем использования рыночных механизмов хозяйствования;
- развитие качества рабочей силы, повышение уровня ее профессионализма, конкурентоспособности на рынке труда и профессиональной мобильности на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального образования;
- минимизация масштабов и уровня безработицы, предупреждение длительной безработицы;
- обеспечение материальной поддержки безработных граждан;
- повышение роли трудовой миграции в создании единого национального рынка труда с учетом профессиональных интересов граждан и потребностей экономики в рабочей силе.
Цели и задачи государственной политики занятости конкретизируются применительно к каждому этапу социально-экономического развития и согласовываются с направлениями структурно-инвестиционной, демографической, внешнеэкономической политики, политики финансовой стабилизации, доходов и экономического роста.
Прямое государственное управление занятостью населения, в связи с экономическими преобразованиями в Российском обществе, уступило место рыночным трудовым отношениям, основанным на механизме саморегулирования занятости населения через рынок труда. Учет современных взглядов на проблему занятости населения и, в частности, регулирование трудовых отношений в рыночном хозяйстве, является основополагающим принципом формирования экономической политики государства.
В основе политики занятости должна лежать рыночная экономика правового государства. Государство, работодатели и наемные работники в своих общественных ролях должны уравновешивать друг друга таким образом, чтобы способствовать дальнейшему прогрессу. Государство определяет общие границы деятельности работодателей и работников, а они формируют детали системы правил своих взаимоотношений. Политика занятости является важным элементом социально-экономической политики и направлена на то, чтобы заставить капитал, природные ресурсы и труд взаимодействовать ради экономического роста и благосостояния.
Вместе с этим, согласно концепции, принятой в развитых странах, политика занятости не должна принимать в свою сферу ответственность за образование, за повышение квалификации; не должна снимать с работодателей обязательства по обеспечению условий труда и реабилитации тех, кто вытеснен с рынка труда. Политика занятости должна помогать людям попасть на рынок труда или вернуться туда, если они были вытеснены с него. Активная политика занятости должна преследовать следующую цель: высокую степень участия рабочей силы в общественном производстве. Достижение этой цели необходимо потому, что благосостояние может быть достигнуто лишь тогда, когда все вносят свой вклад в производство, создавая тем самым основу для собственного обеспечения. Полная занятость в стране считается основополагающей целью политики на рынке труда.
Полную занятость призваны обеспечить три системы:
- система регулярной (обычной) переподготовки;
- система организации общественных работ ;
- система молодежной практики, являвшаяся специфически шведским нововведением.
Согласно этой последней системе, молодые люди, не нашедшие работы в обычном порядке, обеспечиваются рабочими местами, затраты на которые работодателям компенсирует государство.
Механизмы государственного регулирования занятости населения включают три группы (рис. 5):
1. Экономические методы
Сюда относятся система льготного кредитования и налогообложения, бюджетная политика, направленная на стимулирование предпринимательства, сохранение старых и создание новых рабочих мест, обучение кадров и т.п.
2. Организационные методы
Методы включают создание государственной службы занятости и трудоустройства, информационной системы, системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров.
3. Административно-правовые методы
Это группа методов, к которым относятся регламентация заключения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени, введение обязательных отчислений предприятием в фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование трудовой жизни с определением минимальной почасовой ставки оплаты труда.
Механизмы государственного регулирования занятости населения |
Административно-правовые методы: - Регламентация заключения трудовых отношений - Регламентация продолжительности рабочего времени - Отчисления в фонды занятости - Минимальная ставка оплаты труда |
Экономические методы: - Льготное кредитование - Льготное налогообложение - Стимулирование предпринимательства - Сохранение и создание рабочих мест |
Организационные методы: - Создание гос.службы занятости - Создание системы информационного обеспечения - Создание системы профориентации - Создание системы подготовки и переподготовки кадров |
Рис. 5. Механизмы государственного регулирования занятости населения
Кроме того, в регулировании сферы воспроизводства рабочей силы активно применяются методы косвенного воздействия. Они формируют предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе направления хозяйствования субъекты рынка ориентировались теми рекомендациями, которые в большей степени выражают цель экономической стратегии.
Методы прямого и косвенного воздействия на процесс занятости и можно определить как совокупность методов экономического, организационного, правового порядка, образующих определенную систему организованного воздействия на всех стадиях воспроизводства рабочей силы, включая ее формирование, подготовку и переподготовку кадров, распределение и перераспределение рабочей силы по сферам и отраслям народного хозяйства и непосредственное использование.
Государственная политика занятости рассматривается как двухуровневая система, включающая макроуровень и региональный
уровень.
Государственная политика занятости на макроуровне
К государственной политике на макроуровне относятся:
- принятие законодательных и нормативных правовых актов по вопросам занятости и рынка труда и контроль за их соблюдением;
- согласование долгосрочных и текущих задач государственной
политики занятости с приоритетами политики экономического роста, структурно-инвестиционной, кредитно-денежной и социальной политики;
- принятие государственных программ содействия занятости населения, организует контроль за их выполнением;
- согласование порядка финансирования государственной политики занятости (в части средств бюджета центрального правительства);
- согласование единых для всей территории страны нормативов
социальной поддержки безработных граждан;
- финансовую и организационную поддержку территориям с напряженной ситуацией в сфере занятости и на рынке труда.
Государственная политика занятости на региональном уровне.
Органы государственной власти в регионах страны:
· разрабатывают и реализуют региональную политику занятости с учетом социально - экономической и демографической специфики регионов и основных направлений общегосударственной политики занятости;
· принимают дополнительные меры бюджетной, налоговой и
кредитной политики в целях содействия экономическому развитию региона и обеспечения занятости населения;
· разрабатывают и реализуют территориальные целевые программы содействия занятости совместно с территориальными органами службы занятости;
· устанавливают порядок и направления финансирования региональной политики занятости за счет средств региональных бюджетов и осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств;
· принимают региональные законодательные и нормативные правовые акты, обеспечивающие дополнительные по отношению к нормам государственного законодательства о занятости гарантии занятости и социальной поддержки безработных граждан;
· координируют деятельность органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий политики занятости.
Государственная политика занятости базируется на нескольких принципах. Они носят достаточно логичный характер и не нуждаются в подробных пояснениях.
К этим принципам относятся:
· приоритетность активных мер содействия занятости, включающих сохранение и создание новых рабочих мест, переподготовку кадров, профессиональную ориентацию и подготовку по сравнению с простой социальной поддержкой безработных (выплата пособий по безработице);
· первоочередное поддержание за счет средств государственного бюджета тех элементов предложения на рынке труда, которые требуют наименьших затрат и дают быстрый результат;
· проведение государственной политики занятости с учетом интересов конкретных региональных, отраслевых и социально-демографических групп работников;
· поддержка занятости в кризисных по состоянию рынка труда регионах;
· реализация сбалансированных мер социальной поддержки безработных на предотвращение, с одной стороны, их десоциализации (люмпенизации), а с другой стороны - социального иждивенчества.
В настоящее время можно говорить о трех основных вариантах набора средств политики занятости:
· пассивном;
· умеренно пассивном;
· активном.
Пассивная политика включает выплату пособия безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема могла бы оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, расширяющих возможности самостоятельного поиска и подбора рабочих мест. В противной случае сдерживающие усилия пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми, обострится проблема безработицы и сопряженные с ней социальная изоляция, потеря трудовой мотивации у незанятого населения.
Активная политика предусматривает активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства безработных, может обеспечить максимально возможную занятость населения, выпуск конкурентоспособной продукции и экономическое процветание общества.
Приоритетные направления активной политики занятости:
- уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;
- постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений;
- содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;
- обеспечивать выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда;
- обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики;
- развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
- развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
- уделять особое внимание сохранению эффективно работающих и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
- в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников;
- содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
- расширять масштабы помощи людям, оказавшимся без работы, применять меры по быстрейшему вовлечению их в активную трудовую деятельность.
Регулирование занятости населения в РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года №36-ФЗ, с изменениями на 2 июля 2013 года)
В РФ разработан план реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013 – 2015 годы.
План «Содействия занятости населения» предусматривает контрольные события, направленные на:
- совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы содействия занятости населения, привлечения и использования на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы, разработки профессиональных стандартов, модернизации системы оплаты труда и улучшения условий труда на рабочих местах;
- разработку и использование прогнозных показателей состояния рынка труда (прогноз баланса трудовых ресурсов), совершенствование системы информирования населения, в том числе иностранных граждан, о возможностях трудоустройства;
- осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, усиление ответственности работодателей за нарушение законодательства об охране труда, а также ответственности иностранных работников за осуществление незаконной трудовой деятельности.
Кроме того, в Плане отражена информация об ответственных исполнителях по каждому из контрольных событий и объёмы их финансирования.
Реализация Плана будет осуществляться Минтрудом России, ФМС России и Рострудом в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.
Реализация положений позволит организовать системную работу заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», а также обеспечить к 2015 году достижение целевых индикаторов и показателей указанной государственной программы и создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие эффективному развитию рынка труда.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.