32. Формирование североамериканской школы.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Организация как процесс и как явление
2. Законы организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон
композиции и пропорциональности, закон информированности и упорядоченности,
закон единства, анализа и синтеза.
3. Принципы управления А. Файоля
4. Организация как функция управления
5. Модель организации 7-S
6. Ориентация организации на цель: взаимосвязь целей организации и личных целей
сотрудников
7. Организация как открытая социальная система
8. Модель организационной бюрократии М. Вебера
9. Научное управление: тейлоризм и фордизм
10. Поведенческий (бихевиористский) подход к управлению
11. Организация с позиции системного и ситуационного подхода
12. Механистические и органические типы организационных структур: линейная,
функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, сетевая.
13. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, теория
приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф.
Герцберга
14. Процессуальные теории мотивации: теория Д. МакГрерога, теория ожидания В.
Врума, теория справедливости Дж.С. Адамса
15. Сущность понятия «стратегии организации»
16. Виды стратегий организаций.
17. Факторы эффективности организационной стратегии: уникальная потребительная
ценность товаров (услуг), отличительная цепочка ценностей, выбор стратегических
альтернатив.
18. Понятие и виды деловых коммуникаций.
19. Организационная культура: понятие, функции и типы
20. Управление изменениями в организации: типы изменений, особенности
сопротивления изменениям и факторы успеха изменений
2. Ситуационное задание
Используя теорию Ф. Герцберга, сгруппируйте гигиенические и мотивирующие факторы в таблице: цвет стен; температура в помещении; продвижение по карьерной лестнице; делегирование дополнительных полномочий; повышение зарплаты; медицинское обслуживание за счет фирмы.
Гигиенические факторы | Мотивирующие факторы |
3. Практическое задание
На основе представленной характеристики постройте организационную структуру:
организация занимается производством смартфонов и других гаджетов. Одна из компаний, входящих в нее, занимается конечной сборкой и продажей готового продукта. Каждая из трех других фирм, входящих в организацию, занимается, соответственно, разработкой программного обеспечения, производством плат и деталей корпуса.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка | Зачтено |
от 40 до 50 | Отлично | зачтено |
от 30 до 39 | Хорошо | |
от 20 до 29 | Удовлетворительно | |
от 0 до 19 | Неудовлетворительно | незачтено |
Билет для сдачи зачета включает в себя: два (один) теоретических вопроса и одно практическое (кейсовое) задание.
Методические материалы
Зачет проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции) и предполагает ответ на теоретический вопрос, а также устное решение ситуационного задания.
Устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
2. В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, выполнение домашних заданий, участие в дискуссии.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Организация как процесс и как структура
1. Организация как процесс и как явление
2. Функции управления организацией
Тема 2. Подходы к теории организации
1. Классические подходы к теории организации (бюрократический, научный, административный, системный, ситуационный).
2. Современные подходы к теории организации (научающаяся организация, виртуальная организация, предпринимательская организация)
Тема 3. Организационные структуры управления
Тема 4. Теории мотивации
Тема 5. Стратегии организации
1. Базисные стратегии организации.
2. Конкурентные стратегии организации.
3. Функциональные стратегии организации.
Тема 6. Стратегии организации
1. Внешняя адаптация и внутренняя интеграция как основополагающие функции организационной культуры.
2. Типологии организационных культур.
Тема 7. Управление организационными изменениями
1. Сущность организационных изменений.
2. Типы организационных изменений.
Тема 8. Финансы организации
1. Основные источники финансирования деятельности организации.
2. Различные формы финансовой отчетности.
Тема 9. Управление знаниями в организации.
1. Роль знаний в виртуальных и научающихся организациях.
2. Типология знаний.
3. Модели управления знаниями.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1 Кузнецов Ю. В. Теория организации. - М. : Юрайт, 2013. - 365 с.
2 Михненко П.А. Теория организации [Электронный ресурс]: учебник/ Михненко П.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17049.
6.2. Дополнительная литература.
1 Мильнер Б. З. Теория организации. - М. : Инфра-М, 2013. - 848 с.
2 Яськов Е.Ф. Теория организации [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление»/ Яськов Е.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8588.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Пивоваров И.В. Рабочая программа дисциплины «Теория организации». Электронная версия.
2. Пивоваров И.В. Фонд оценочных средств по дисциплине «Теория организации». Электронная версия.
6.4. Нормативные правовые документы.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
6.5. Интернет-ресурсы.
1. www.elibrary.ru - научная электронная библиотека.
2. www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование»
3. www.ecsocman.edu.ru - федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 227.