Первый вопрос отражает изменения в развитии.
1. Ваш ребенок выходит на новый уровень в своем физическом развитии – учится сидеть, ходить, говорить – или проходит через период развития, влияющий на его поведение?
Изменения в развитии, конечно, неизбежны. Никто из родителей не может этого избежать. Нельзя остановить процесс развития. Но поговорим о нарушении равновесия! Удивительно то, ребенок может измениться буквально на глазах. Я помню, как однажды уложила спать свою дочь, которая была просто ангелом, и – я клянусь – она проснулась с утра исчадием ада. Нашу Софи будто подменили. Она стала упрямой, напористой и более самостоятельной. В этом нет ничего необычного. Если бы вы знали, сколько писем и телефонных звонков я получаю от родителей, которые рассказывают, что, наверное, ночью, когда дети спят, к ним проникают инопланетяне и превращают их в сущий кошмар! Дело в том, что скачок в развитии бывает очень резким. Когда родители оказываются обескураженными новым поведением, они забывают, что надо придерживаться режима, и это важнее, чем когда-либо, именно в период дисбаланса. И они еще больше усугубляют ситуацию, начиная бессистемное воспитание. Вы увидите далее в разделе «Дилемма Дориан» реальную историю о внезапно возникшей проблеме, которая была вызвана не только развитием, но и несколькими другими факторами – дети проверяют свои новые навыки и умения на тех, кто ближе всего, на своих родителях. И когда мы реагируем, они понимают – это действует, что вдохновляет их и закрепляет такое поведение.
Иногда просто надо стиснуть зубы и ждать, когда данный период пройдет. Это поможет вам увидеть новое поведение как проявление потребности ребенка в изучении окружающего мира и в самоутверждении, а не воспринимать его как выпад против вас (хотя часто именно так и кажется!). Если ваш ребенок не находится в опасном положении и его поведение не сказывается на других людях, вам лучше всего игнорировать ситуацию. Но иногда изменения, вызванные развитием, требуют некоторой корректировки с вашей стороны. Например, если ваш ребенок когда-то замечательно играл сам с собой, а теперь стал требовать от вас больше времени играть с ним, это может быть вызвано тем, что развитие мозга уже позволяет ему осознавать, как вы ему нужны. Но это может быть также связано с тем, что он вырос из своих игрушек. Как только ребенок узнаёт, как работает игрушка, и обучается играть с ней, ему требуется что-то более сложное и интересное.
Часто родители не понимают, что трудности, которые кажутся им связанными с проблемами поведения, на самом деле вызваны скачком развития. В таком случае требуется скорректировать распорядок дня или постараться приспособиться к новым потребностям и способностям ребенка. Вспомните Джейка и его маму Джуди, которую беспокоило то, как научить своего сына не прикасаться к ценным вещам и не бить ее по лицу. На самом деле все проблемы Джейка были связаны с периодом его развития. Когда я слышу, что ребенок внезапно стал «залезать повсюду», то я знаю, что его родители должны что-то изменить с учетом его более зрелого «я». Я посоветовала Джуди сделать так, чтобы ребенку было комфортно и безопасно в доме, и чтобы мать и сын не воевали постоянно друг с другом, и чтобы Джейк не был в состоянии вечной фрустрации от того, что мама непрестанно повторяет «нельзя» и «не трогай». Как только она создала безопасное пространство, где Джейк не мог размахивать руками, ей пришлось сдерживать его, внимательно следя, чтобы он ничего не бил, и осталось только подождать, когда закончится этот период развития. Если бы она не была такой последовательной и озабоченной мамой, то агрессивность Джейка стала бы возрастать. И тогда ей пришлось бы стыдиться, потому что проблемы Джейка оказались вызваны скачком развития и утверждением собственной самостоятельности.
Надо знать своего ребенка
Второй вопрос касается крайне важной аксиомы, на которую я обращаю особое внимание на протяжении всей книги и во всех своих беседах с родителями: надо знать своего ребенка.
2. Свойственно ли новое поведение вашему ребенку? Если так, то способны ли вы указать точно, какие факторы (развития, среды или влияния родителей) могли его вызвать?
Любой из родителей скажет: «Конечно, я знаю, что он личность и надо уважать его уникальность». Но правильное восприятие характера ребенка оказывается куда сложнее признаний на словах. По мере того как дети растут и особенно когда они выходят в мир, начинают проводить время с другими детьми и оказываются в новой обстановке и среде общения, благие намерения родителей часто терпят неудачу.
Вот, например, Сьюзан, юрист из Хьюстона, с которой я впервые познакомилась в Лос-Анджелесе, когда подписывала свои книги. Сьюзан сократила свой рабочий день, когда родилась Эмма, чтобы больше времени посвящать ребенку. Но Эмма была менее коммуникабельна, чем ее живая и разговорчивая мама. Эмма это поняла, когда ее малышке было уже около двадцати двух месяцев. И хотя ей нравилась музыка, Эмма спряталась за диван, когда Сьюзан сказала: «Сегодня у нас первое музыкальное занятие». Сначала Сьюзан подумала, что у нее такая игра, которая не имеет отношения непосредственно к музыке, потому она не придала этому значения. Когда они вошли в класс для занятий, у Эммы началась истерика, и Сьюзан объяснила ее тем (обратившись к другим мамам), что девочка плохо спала прошлой ночью. В конце концов, видя, что такие сцены продолжаются в течение нескольких недель, Сьюзан позвонила мне.
Ответив на все двенадцать ключевых вопросов, она поняла, что Эмма действительно с самого рождения очень чувствительна, а мама всегда думала – и надеялась, – что это пройдет с возрастом. Она постоянно водила дочь на множество разных занятий, рассчитывая, что это поможет ей избавиться от застенчивости. Чем больше ребенок сопротивлялся, тем больше настойчивости проявляла мать. В детском развивающем центре девочка все время забиралась к маме на колени, но мама ей этого не разрешала и продолжала повторять, чтобы она шла играть с другими детьми. Сьюзан рассуждала так: «Для чего еще мы здесь находимся и как иначе она сможет научиться?» Неожиданное сопротивление со стороны Эммы продолжалось уже давно, но Сьюзан не обращала внимания на эти сигналы. И вот факторы развития окончательно обострили ситуацию. Эмме было почти два года, и она уже лучше умела отстаивать свои права, поэтому смогла дать понять своей маме: «Но, мамочка, для меня это чересчур!»
В данном случае возвратиться к самым основам означало для Сьюзан учитывать восприимчивость ребенка при повседневных занятиях. Она должна была давать время Эмме, чтобы настроиться на каждую ситуацию и присмотреться к другим детям, а не принуждать ее. «Может, нам следует отменить все занятия?» – спрашивала Сьюзан. Я ответила ей категорически «нет». Иначе Эмма привыкла бы к тому, что если ее что-то пугает, вызывает трудности или отчаяние, то надо перестать этим заниматься. Я предложила снова отвести Эмму на музыкальные занятия, но успокоить ее, сказав, что она сможет сидеть у мамы на коленях столько, сколько ей потребуется, пока не будет готова к тому, чтобы поиграть с детьми и музыкальными инструментами. Мама не должна отступать, даже если на это уйдут целые недели.
Тем временем Сьюзан может попросить у преподавателя список тех песенок, которые они пели на занятиях (или приобрести диски с записями, если таковые имеются), и петь их дома с Эммой. Застенчивые дети более успешны, если знают, чего ждать, и чувствуют, что у них тоже получится. Мама также должна подумать о том, что, может быть, следует приобрести инструменты – бубен, маракас, то есть те, которые они используют на занятиях. Тогда Эмма сможет с ними познакомиться и потренироваться дома. Если после нескольких занятий Эмма начнет проявлять некоторый интерес к группе детей, то Сьюзан следует сидеть рядом с ней, и, может, малышка будет поначалу находиться около нее, но спустя некоторое время она осмелится выйти и станет самостоятельной.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 823.