Ниже я привожу несколько примеров из реальной жизни, касающихся таких проблем. В каждом из этих случаев я сначала задаю первые два вопроса: «Когда вы начали приучать ребенка к туалету?» и «Были ли вы последовательны?» Я обнаружила, что проблемы с приучением вызываются, по крайней мере отчасти, тем, что родители не доводят дело до конца. Они начинают (по моему мнению, слишком поздно) и затем при первых признаках сопротивления прекращают, а потом начинают сначала, и это повторяется снова и снова, прежде чем они поймут, что вступили в полосу противостояния. Вот типичное письмо.
«К своим двадцати двум месяцам не проявляет готовности»
«Моему Карсону почти двадцать два месяца, он стал говорить „пи-пи“ на прошлой неделе. Я спрашивала, надо ли ему сделать пи‑пи или он уже сделал пи‑пи? Ни в том ни в другом случае я не получала ответа. Он не проявляет ни малейшей готовности к обучению. Он может проходить в пропитанном насквозь подгузнике сколько угодно, и ему все равно. В туалете у нас поставлен для него горшок, и теперь он использует его как подставку, чтобы дотянуться до умывальника. Я не понимаю, говорит ли он слово „пи – пи“ лишь потому, что оно для него новое, или он на самом деле понимает, что оно означает. Надо ли мне сажать его на горшок, когда он его произносит? Он много раз видел, как мы с мужем ходим в туалет, и я каждый раз говорю ему: „Мы идем на горшок“. Я пытаюсь его как-то подготовить. Когда начинают надевать ребенку трусики-подгузники? Пока он ходит в подгузниках. Я не знаю, стоит ли переходить на трусики-подгузники, пока он не будет готов к приучению его к туалету».
В этом возрасте Карсон все понимает. Он может быть одним из таких мальчиков, которые меньше всего думают о том, что им надо делать, сидя на горшке, но, разумеется, он способен понять, что там делают, особенно если у него есть перед глазами пример родителей. Я не согласна с тем, что он «не проявляет никакой готовности». Вполне вероятно, он знает, что означает «пи‑пи». Я бы спросила: «Пытались ли вы вообще посадить его на горшок?» Подозреваю, что нет. Чего ожидает мама? Она должна составить план действий и приступить к нему, сажая своего ребенка на горшок каждый раз через сорок минут после того, как он попил. А для того чтобы он мог дотягиваться до умывальника, надо найти ему что-нибудь более подходящее, например скамеечку. Иначе как он поймет, для чего предназначен горшок? Лучше всего, конечно, установить для него на унитаз специальное детское сиденье. Он ведь уже знает, чем пользуются мама и папа, потому в процессе приучения его к туалету вам не потребуется переходить от одного к другому. Хотела бы напомнить маме, что этот процесс требует большого терпения. Ей следует меньше надеяться на случайности и активнее заняться обучением своего ребенка.
«К двум с половиной годам не приучена после целого года напрасных попыток»
«Бетси два с половиной года. Мы пытаемся приучить ее к туалету с восемнадцатимесячного возраста. Сейчас она носит трусики-подгузники. Несколько дней она совсем отказывается садиться на горшок, кричит и сопротивляется. Вчера она просидела весь ужин в мокрых трусах-подгузниках и даже не сказала нам об этом. Под настроение она пойдет на горшок. Когда нас нет дома, она просится в туалет, но обычно сама этого не делает. Как мне ее приучить?»
Сталкиваясь с подобными случаями, когда ребенка начинают приучать проситься в туалет в возрасте восемнадцати месяцев, а год спустя он ходит туда только «под настроение», особенно если это девочка (они быстрее обучаются, чем мальчики), я сразу понимаю, что родители не проявили последовательности, – и я бы сказала, были ленивы. Отчасти проблема вызвана тем, что сменные подгузники в трусиках-подгузниках позволяют родителям освободить себя от ответственности и избавиться от чувства вины, которое возникало, когда ребенок лежал в мокрых пеленках. В наше время многие родители не стремятся в первую очередь приучить ребенка проситься в туалет. Потом они переходят на использование трусиков-подгузников, что является далеко не лучшим вариантом. Маме малышки Бетси я бы посоветовала не откладывая сходить с ней вместе в магазин и купить нижнее белье, которое носят большие девочки. Возможно, что Бетси не станет так невозмутимо сидеть за столом, если у нее будут перепачканы трусики, которые она теперь носит вместо сменных подгузников. И если они испачканы или мокрые, то она сама должна переодеться.
Но это еще не все. Так как Бетси кричит, когда не хочет идти на горшок, то я бы спросила ее маму: «Спрашиваете ли вы ее, хочет ли она пойти в туалет, или сразу говорите, что пора садится на горшок?» С ребенком такого возраста более действенным будет, если вы скажете, что «пора садиться на горшок», и подтолкнете ее к этому словами: «Когда ты закончишь, мы поиграем вместе». Здравый смысл мне подсказывает, что мама сама разочаровалась в процессе (с кем этого не произойдет после целого года усилий?). «Бывают ли у вашего ребенка приступы раздражения в ответ на другие ваши просьбы?» Наверное, Бетси по своему характеру очень упрямая. Если ее мама не может справиться с ее вспышками раздражения в других ситуациях, то и в данном вопросе она ничего не добьется. В два с половиной года ребенок действует по сигналам своего организма – началу процесса экскреции, а не по указаниям родителей. «Выходили ли вы когда-нибудь из себя и выговаривали ли вы ребенку за то, что он напачкал в трусики?» Если так, то маме надо собраться с духом и задуматься о своем поведении. Угрозами ничему не научишь. Маме надо уйти от этого как можно быстрее. Вместо того чтобы постоянно напоминать Бетси, лучше поставить таймер и объяснить, что, когда он зазвонит, ей надо идти в туалет.
С ребенком такого типа, как Бетси, очень успешно помогает стимулирование. Чтобы выбрать что-то более эффективное, я бы спросила у мамы, «что больше всего мотивирует Бетси» . Некоторым детям нравится, когда им вручают звезды в качестве награды или идут с ними на какую-то особую прогулку. Другие любят, чтобы им за это дали конфетку после еды.
«Чего только не пробовали делать – в три с половиной года все еще не приучен»
«Моему сыну Луи три с половиной года. Я перепробовала все, что только возможно, но он отказывается пользоваться горшком. Он знает как, когда и не проявляет никаких признаков страха перед горшком. Иногда садится на него сам. Иногда его надо на это воодушевить. Но большей частью он от него отказывается. Я пыталась наказывать его, но быстро от этого отказалась, потому что стало еще хуже. Я пыталась прибегнуть к наградам: игрушкам, конфеткам, машинкам и прочему. Я пыталась его хвалить, обнимать, целовать. Этого хватало только на несколько дней. Хотелось бы услышать ваш комментарий».
Мама малыша Луи столкнулась с теми же самыми трудностями, что и мама Бетси, и я задала бы ей те же самые вопросы. Но я привела ее письмо как пример поразительной непоследовательности. Когда родители говорят мне, что «чего только не пробовали» (включая наказание в данном случае), то обычно оказывается, что они пробовали все это недостаточно долго, чтобы оно заработало. Вот и здесь, как только у Луи что-то происходит, мама тотчас же меняет правила.
Во-первых, мама Луи должна выбрать один какой-то метод и придерживаться только его, несмотря ни на что. Она должна взять все под свой контроль. А сейчас Луи управляет ею. Он видит ее разочарование. И знает, как заставить ее реагировать – ласками, наградами, похвалой, – это дает ему еще больше возможностей.
Во-вторых, она должна надевать ему нижнее белье (она не говорит об этом, но подозреваю, что он ходит в трусиках со сменными подгузниками). Ей следует прибегнуть к тому способу с таймером, который я советовала применять маме малышки Бетси. Она должна позаботиться о том, чтобы время для посещения туалета не совпадало со временем, когда он играет или чем-то занят, – потому что, если вы прервете его занятия, он не будет сконцентрирован на процессе. Она должна приучить его самого раздеваться и одеваться.
К вопросу о «наказании» ребенка: это никогда не помогает, но часто приводит к серьезным проблемам в будущем, таким как страх перед горшком и ночное недержание мочи. Более того, если ребенок в таком же возрасте, как Луи, то для него все будет наказанием. Ведь его сверстники уже приучены к туалету. И они могут начать комментировать, что у него мокрые или грязные штаны. Мама не должна ничего добавлять к этому унижению или указывать ему на то, что «другие дети (хорошие дети) пользуются горшком или ходят в туалет, потому им не нужно носить трусики-подгузники.
«Два года – и неожиданный страх перед горшком»
«Моя двухлетняя дочь Кайла успешно приучилась пользоваться горшком. Вот уже несколько недель, как днем она все время сухая, и вдруг у нее неожиданно появился страх перед горшком. Не знаю, что случилось. Я работаю три дня в неделю, и, когда я работаю, к нам приходит замечательная няня. Это нормально?»
Мама Кайлы должна проявить внимание к ее страху и выяснить, чем он мог быть вызван. Если все шло гладко, а потом ребенок стал испытывать страх, это всегда означает – что-то произошло. Не было ли у нее недавно запора? Если так, то не наблюдалось ли у нее больших трудностей со стулом, из-за чего туалет стал ассоциироваться с дискомфортом. Я бы советовала добавлять в ее пищу больше клетчатки: кукурузу, горох, цельнозерновые, сливы и фрукты. А также увеличить количество выпиваемой жидкости. Какое сиденье вы используете? Может, в какой-то день она не удержалась и чуть не соскользнула с сиденья, а может, оно просто установлено ненадежно, и девочка не чувствует себя безопасно, когда садится на него или слезает. А если она пользуется не устанавливаемым на унитаз сиденьем, а отдельно стоящим детским горшком, то, может быть, он наклоняется или опрокидывается. Есть ли подставка? Без подставки для ног Кайла, вероятно, не чувствует себя в безопасности.
Поскольку не только мама занимается вопросами, связанными с приучением к туалету, то я должна задать несколько вопросов о няне. Нашли ли вы время, чтобы объяснить няне свой план – а лучше было бы его написать, – и показали ли вы ей, что и как надо делать? Если в течение дня ребенок находится под чьим-то присмотром, например няни, бабушки, воспитателя в детском саду, то вы должны убедиться в том, что они знают, как вы действуете, и следуют вашему плану в ваше отсутствие.
Информируете ли вы няню о том, что делаете, когда Кайла пачкает штаны? Это очень важно для оценки отношения и поведения в такой ситуации, особенно если ваша няня родом из другой страны. Некоторые высмеивают ребенка и могут его отшлепать, если он не удержался и сходил в штаны. Бывает трудно выяснить, что происходит в ваше отсутствие, но вы должны использовать любую возможность, чтобы это (тактично) узнать.
Если ребенок испытывает страх, мы должны относиться к нему с осторожностью. Мама может спросить у Кайлы: «Скажи мне, что тебя напугало?» Как только ей удастся узнать (у ребенка или кого-то другого), как возник этот страх, ей следует вернуться к самому началу: почитать книжку о том, как пользоваться туалетом, пойти вместе с ней в туалет и спросить: «Ты хочешь первая сходить или после мамы?» Когда вы приводите ребенка в туалет, она видит, что там нет ничего страшного. Если ничто не помогает, то, может быть, маме следует держать ее на руках в туалете. Пока у малышки не пройдут страхи, мама сама может выступать в качестве такого сиденья, держа Кайлу между своих ног. В двухлетнем возрасте дети стремятся «быть большими», и, как только страх станет их покидать, Кайла захочет самостоятельно ходить в туалет.
Иногда у детей развивается страх из-за общественных туалетов. В таких случаях всегда проверяйте, чтобы ребенок не выходил из дома с переполненным мочевым пузырем, и постарайтесь совершать короткие прогулки, если вы еще только приучаете его проситься в туалет. А если вы выбрались куда-то по делам или за покупками, то найдите возможность заехать по пути, например, к бабушке, чтобы позволить ребенку не ходить в общественный туалет.
«Заслужил золотую звезду, а потом вернулся к прежним привычкам»
«Я думала, что мой сын Эрик очень хорошо привыкал к туалету, но, когда мы переехали в новый дом, он стал отказываться и принимался воевать со мной, когда я пыталась посадить его на горшок. Что я делала неправильно?»
Как задолго до переезда вы начали приучать его к туалету? Мама Эрика, вероятнее всего, выбрала не самое удачное время для приучения ребенка. Не рекомендуется начинать приучение накануне каких-то значительных перемен в доме, таких как переезд, рождение еще одного ребенка, или когда сам ребенок находится на какой-нибудь переходной стадии, как, например, прорезывание зубов или период после болезни. Произошло ли что-нибудь еще в вашей семье? На процессе приучения к туалету могут негативно отразиться споры между родителями, приход новой няни, что-то происшедшее в доме или на игровой площадке, что могло расстроить ребенка.
Снова вернитесь к самому началу и повторите свой план действий еще раз.
«Упустили подходящее время и теперь воюем»
«Сэди несколько раз проявила признаки готовности, когда ей было семнадцать – двадцать месяцев. Но я отложила приучение на более позднее время, потому что приближался двухлетний возраст. Хотя Сэди действительно была готова к горшку и несколько раз сама это делала, добровольно, когда ей только что исполнилось два. Но у нее сейчас такой трудный возраст, что мне не хватило физических и моральных сил довести дело до конца. Теперь я должна то ли ждать, когда она сама этого захочет, то ли вступать с ней в борьбу».
Я уважаю честность признаний мамы и ее понимание того, что накануне перемен в семье не стоит приступать к обучению ребенка. Но она боится, и это мешает ей увидеть другие варианты. Сэди впервые стала проявлять признаки готовности в возрасте семнадцати месяцев. Если бы ее мама не упустила тот момент и приступила к этому тогда – до рождения второго ребенка, – то Сэди была бы уже приучена к туалету. Но такого не произошло. Теперь Сэди два года, и в этом возрасте труднее начинать обучение, особенно когда в доме есть еще один маленький ребенок. Вместо того чтобы «вступать в борьбу» с дочерью, надо найти другие варианты решения. Сэди явно готова к тому, чтобы научиться, и она сможет общаться с мамой. Я бы предложила маме последовать моему плану. Неделю просто понаблюдать за экскрецией у ребенка и поговорить с Сэди о том, как надо ходить на горшок. Взять ее с собой в туалет. Сходить с ней в магазин и выбрать вместе трусики для больших девочек. А когда подойдет время начать приучать ее к горшку, маме следует переодеть младенца за несколько минут до того, когда, по ее предположениям, старшей дочери пора будет в туалет. Она должна привлечь Сэди к процессу переодевания: «Ты хочешь помочь маме переодеть малышку?» Дать Сэди маленькую скамеечку, чтобы она могла подняться повыше, и предложить ей подержать подгузник, крем, чтобы она ощутила себя помощницей. Одновременно с тем мама должна осторожно начать разговор: «Тебе больше не нужны подгузники, потому что ты знаешь, что надо ходить в туалет, как это делаю я. Как только я поменяю пеленку малышке, мы вместе с тобой пойдем в туалет». Если она будет привлекать Сэди к участию, ходить вместе с нею в туалет и давать ей выбирать, хочет ли она пойти первой или после мамы, то ей не придется заставлять ее силой делать это.
«В свои три года она только притворяется, будто что-то делает, сидя на горшке, а потом ходит в подгузник»
«Эни будет сидеть на горшке и делать вид, что все идет, как надо, но при этом ничего не сделает. Она носит белье, как у больших девочек, но когда садится на горшок, то требует подгузник и испражняется в него. Мы разговаривали с педиатром, и он сказал, что Эни может ходить на горшок, потому что достаточно контролирует ситуацию и знает, что дождется, когда ей принесут подгузник. Он сказал, что не надо принуждать ее ходить на горшок – чем больше вы станете ее подталкивать, тем больше она будет настаивать на своем. Это тяжело для нас, потому что мне пришлось видеть, как приучали семилетнего ребенка. Я опасаюсь, что Эни окажется упорнее, чем я».
Одна из мам на моей странице в интернете предложила маме Эни сделать отверстие в подгузнике, чтобы она его могла надевать, но при этом ходить в туалет. Есть такие дети, у которых возникают проблемы, когда начинается стул. Отверстие в подгузнике поможет в таком случае. Однако Эни уже три года и она умный и самостоятельный ребенок. Судя по словам мамы о том, что Эми «упорнее, чем я», ситуация вокруг приучения к туалету является не единственной, когда они воюют друг с другом. Я бы спросила: «Возникает ли между вами противостояние по каким-то другим вопросам?» Если это так, то Эми нашла еще один способ, как манипулировать родителями, – что вполне типично для маленького ребенка. Я бы предложила маме Эми отказаться от всяких подгузников и предупредить дочь об этом. А когда она попросит подгузник, сказать: «Я не могу тебе дать. У нас больше их нет. Пойдем лучше на горшок». Я вполне понимаю педиатра, который говорит, что не надо принуждать ребенка, когда ему два года, но что нельзя так делать в три – к этому я отношусь скептически. Некоторым детям требуется, чтобы их немного подтолкнули. И я подозреваю, что Эни относится к именно к таким.
«Она хочет писать стоя»
Особенно если она видела, как это делает папа или старшие братья, вы не можете ее винить. Вам надо набраться терпения и объяснить, как делают мальчики и как делают девочки. Покажите ей. На худой конец, дайте ей попробовать, но предупредите, что если она попадет мимо унитаза, то ей придется убирать. Обычно ощущение, как моча течет по ногам, сразу же отбивает всякое желание продолжать.
«Проблема поднять ее с горшка»
«Моя дочь проявила большой интерес к горшку, когда ей было восемнадцать месяцев, и мы сразу начали ее приучать. К несчастью, это происходило зимой, и между болезнью и рождением второго ребенка мы несколько раз начинали и бросали и наконец окончательно забыли. Сейчас ей почти двадцать три месяца, и мы собираемся начать все сначала. Я понимаю, что мы наделали серьезных ошибок: начинали, бросали, позволяли ей часами сидеть на горшке с книжками. Вопрос заключается в том, есть ли проблемы у других родителей с тем, чтобы поднять ребенка с горшка через три минуты? Я чувствую, что она снова захочет, и я должна быть к этому подготовлена. Раньше она не желала подниматься, и мне приходилось с ней воевать, а мне совсем не хочется, чтобы у нее это ассоциировалось с приучением к горшку. Потому я позволяю ей сидеть, сколько пожелает. Посоветуйте, как поднимать ее без уговоров?»
Первое, что я предложила бы, это использовать таймер. Если ребенку уже двадцать три месяца, вы можете сказать ей: «Когда прозвенит звонок, мы проверим, что ты там сделала». Если в горшке ничего не окажется, прокомментируйте: «Ты хорошо старалась, но мы снова попробуем позднее». Но здесь есть более важный вопрос. Эта мама заботится о том, чтобы избежать противостояния, приучая ребенка к туалету. Но боюсь, что есть и другие вопросы, в которых она терпит поражение.
Подводим итоги
Одна мама, у которой сын к трем годам не был приучен проситься в туалет, сказала, что педиатр успокоил ее тревогу, предложив взглянуть по сторонам. «Он спросил, встречались ли мне взрослые, которые до сих пор ходят в подгузниках». Он прав. Большинство детей приучаются… в конце концов. Некоторым ничего не стоит приучиться за несколько дней, потому что они уже готовы к этому, а их родители в силах отложить все дела и сконцентрироваться только на данной важной задаче. У других процесс может занять год и больше. Если найдется тысяча специалистов по этим вопросам (а их, конечно, больше), то у них найдется тысяча вариантов приучения ребенка к горшку, а промежуток времени будет варьироваться от нескольких месяцев с рождения до того возраста, когда ребенок сам сможет принять решение. Изучите все методы и выберите такой план действий, который подходит вашему ребенку и его образу жизни. Побеседуйте с другими родителями и узнайте, что им подошло больше. Какой бы из методов вы ни выбрали, не беспокойтесь. Чем меньше будет ваше беспокойство, тем успешнее пойдут дела у вашего малыша. Я заканчиваю эту главу некоторыми фактами от тех, кто всегда на передовой: от мам, находящихся в процессе приучения ребенка к горшку, и тех, кто уже достиг цели. Я взяла эти ценные фразы на форуме своего сайта.
• Не пилите, не пилите, не пилите своего ребенка, чтобы он ходил в туалет. Мы никогда не принуждали свою дочь, но мы много ее хвалили и побуждали к успехам.
• Не начинайте приучение накануне каких-либо значительных перемен в семье: рождения другого ребенка, начала посещения детского сада, появления другой компании для общения, поездки, пусть даже короткой, на выходные. Иначе у вас все не заладится, и каждый раз вы будете отброшены на три больших шага назад.
• Вы можете позволять ему ходить нагишом, если хотите, но мне кажется, что он просто пописает на пол и ему станет стыдно.
• Помните, что ваш ребенок – это личность, и если ему будет комфортно и он сможет контролировать ситуацию (даже если ее контролируете тайком вы), то вероятность положительного результата возрастет.
• Помните, что вы учитесь, как приучить ребенка пользоваться туалетом, а ребенок учится тому, как приучиться. Не переживайте, если на этом пути будут некоторые ошибки.
• В жизни не все бывает так гладко, как в книгах. Но вы же прошли через беременность, роды, кормление?
• Не акцентируйте внимание на том, сколько времени это занимает. Когда вы учились ходить, тоже приходилось начинать с множества попыток, так же и с приучением к горшку.
• Не рассказывайте никому, что вы приучаете ребенка к туалету, а то люди целыми днями будут надоедать вам своими критическими замечаниями и «полезными советами». Подождите, когда вы закончите с этим, и объявите всем о достижениях своего ребенка.
Глава 10
Как только думаешь, что достиг результата… все снова меняется
Дата: 2018-09-13, просмотров: 830.