Уважение всегда должно быть взаимно. Требуйте к себе уважения, устанавливая разумные пределы и границы и приучая ребенка к вежливости, к словам «спасибо» и «пожалуйста». Но в свою очередь также проявляйте уважение к ребенку.
Сдерживайте свои эмоции. Старайтесь слишком резко не реагировать, не кричать, не ударять. Помните о том, что вы должны быть примером того, как управлять своими эмоциями.
Не обсуждайте проблемы ребенка со своими подругами. Мне приходилось видеть не раз, как мамы, собравшись вокруг песочницы, где играли дети, обсуждали все их плохие поступки.
Применяйте дисциплину с целью обучения, а не наказания. Дайте своему ребенку понять последствия его действий и поступков. Но необходимо, чтобы эти последствия соответствовали его развитию и были соразмерны его «плохому поведению».
Хвалите его за хорошее поведение. «Молодец, что поделился с ним игрушкой», «Умница, ты хорошо слушаешь», «Ты молодец, что смог сам успокоиться». Это способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка – умению понимать свои эмоции – и эмоциональной отзывчивости (см. раздел «Что чувствуют малыши» в главе 2).
Как показано далее, каждая буква в сокращении FIT, означающая один из компонентов эмоциональной подготовленности, имеет большое значение. Но в каждом из этих компонентов есть свои трудности, и вам следует поостеречься подводных камней.
Feeling – чувство (распознавание эмоций). Мы должны позволять своим детям проявлять чувства, а не уводить их от этого и не игнорировать чувства. Не ждите, когда произойдет взрыв. Употребляйте слова, выражающие сочувствие, симпатию и другие эмоции, в повседневных ситуациях («Я рада, что мы идем гулять»), когда вы вместе смотрите телевизор («Барни грустен, потому что его друзья ушли»), во время игры с другим ребенком («Я вижу, что ты сердишься, когда Билли берет твою игрушку»).
Если ваш ребенок перевозбудился и его эмоции выплескиваются через край, то уведите его и прекратите любого рода активность. Дайте ему остыть. Посадите на колени, повернув к себе спиной. Предложите ему сделать глубокий вдох. Если он уворачивается и отказывается сидеть на руках, поставьте его рядом спинкой к себе. Говорите вслух о его чувствах («Я вижу, что ты перевозбужден / рассержен…»), но тут же ограничьте его («Но ты не можешь пойти играть с Дэнни, пока ты не успокоишься»). Как только он успокоится, обнимите его и похвалите: «Хорошо, что ты успокоился».
Подводным камнем здесь может стать то, что говорить об эмоциях бывает нелегко. Как я уже подчеркивала в предыдущих разделах этой главы, субъективные родители иногда переживают о собственных эмоциях больше, чем об эмоциях своего ребенка. Может быть, его эмоции напоминают им о ком-то еще (или о них самих). Если это так, им, вероятно, захочется подавить такие эмоции в своем ребенке. Знать собственные слабые места – уже залог успеха. Если вам трудно говорить об эмоциях, то вам надо учиться этому. Вооружитесь сценарием поведения и попробуйте ролевую игру с супругом или подругой.
Бывает, что родители боятся называть вещи своими именами. Особенно если ребенок что-то крадет или лжет. Хотите верьте, хотите нет, но дети в этом возрасте способны на такие дурные поступки. Подобное поведение нельзя оставлять незамеченным, иначе оно укоренится. Тогда нельзя будет винить ребенка, ведь никто не объяснил ему, что это плохо. Например, Карисса категорически не позволяла своему трехлетнему Филиппу иметь игрушечное ружье. Она позвонила мне после того, как обнаружила у него под кроватью целых четыре. Повергнутая этим в шок, Карисса подумала, что он взял их у других детей. Но, когда она его спросила, он ответил, что их здесь оставил Грегори.
Карисса продолжала: «Разве я могу назвать его лжецом? Ему всего три года – он еще не понимает, что значить красть». Многие родители так думают, но, как я объяснила Кариссе, каким образом Филипп узнает, что лгать и красть – плохо, если она не назовет его поведение тем, что оно есть на самом деле? Разумеется, ей надо что-то делать с этим. Ей надо вмешаться в ситуацию, но сначала она должна дать понять Филиппу, что ложь и воровство – это плохо и что его поведение влияет на других детей (см. следующий раздел).
ЗАЩИТИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!
Я часто слышу от обеспокоенных родителей, что кто-нибудь из других детей кусается, толкается, дерется или отбирает игрушки у их малыша. Их беспокоят два вопроса: как усмирить агрессивного ребенка и как не дать своему перенять плохие привычки.
Ответ прост: найдите другую группу детей для игр. Дети, несомненно, перенимают привычки от других детей. Что еще хуже, продолжая приводить своего ребенка играть вместе с агрессором, вы тем самым, показываете ему, что мир небезопасен. И тот драчун может задевать его чувство собственного достоинства.
Если вы сами увидите проявление агрессивности, обязательно вмешайтесь. Не оставляйте своего ребенка в такой ситуации, даже если вам придется заняться дисциплиной чужого. Или же просто скажите своему малышу: «Он очень плохо себя ведет, лучше поиграй один».
Intervening – вмешательство. Судят по делам, а не по словам, особенно если это касается детей от года до трех. Вы должны остановить нежелательное поведение, назвав вещи своими именами, и вмешаться физически. Например, одна мама спросила меня: «Как я могу успокоить своего трехлетнего сына? Он ведет себя как дикарь каждый раз, когда мы куда-нибудь выбираемся». Как я сказала ей, меня беспокоит то, что она не установила никаких ограничений для ребенка. Дети по своей природе очень энергичны – дети с реактивным типом темперамента и дети с чрезвычайно активным эмоциональным и социальным стилем уж точно. Но когда я слышу, как мама сравнивает своего ребенка с дикарем, то я абсолютно уверена, что дело здесь вовсе не в темпераменте. Ему никогда никто не говорил, чего от него ожидают. Дисциплина предполагает установление определенных границ, и делать это надо мягко, но решительно. Я объяснила ей, что если ее ребенок ведет себя импульсивно или проявляет раздражение и гнев, она должна дать ему понять, что такое поведение неприемлемо. Она должна повернуть его к себе, усадить его на пол и сказать: «Тебе не следует вести себя так дико, когда мы пойдем куда-нибудь». А если он будет продолжать, то увести его домой. А в следующий раз продумать все заранее. Можно сделать прогулку короче. В любом случае у вас всегда должен быть запасной план Б на всякий случай.
Telling – разговор (говорите своему ребенку, чего вы ожидаете от него и/или что ему можно сделать вместо этого). Если ваш ребенок шлепнул, ударил, укусил, толкнул другого ребенка или отобрал у него игрушку, вы должны немедленно вмешаться, но также и показать ему альтернативный способ поведения. После того как я проконсультировала Ли по поводу поведения Алекса и сказала ей о применении FIT, она обещала, что будет сразу же вмешиваться, если он начнет себя плохо вести. И действительно, в тот день Алекс вытащил зеркальце из ее сумочки. Вместо того чтобы проигнорировать это, она тотчас же отобрала вещицу, прокомментировала его чувства, но в то же время установила границы: «Я вижу, что ты хочешь мое зеркальце, но это мамино зеркальце, и мама не хочет, чтобы оно разбилось». Ли снова стала вести себя как родитель. Она взяла ситуацию в свои руки, но предложила сыну альтернативу: «Пойдем и посмотрим в твоих игрушках, во что ты мог бы поиграть». Обратите внимание, что Ли не пыталась урезонивать его или подробно разъяснять, почему он не может взять зеркальце. Мы не должны урезонивать детей. Вместо этого мы предлагаем им выбор, основанный на альтернативном предложении, которое исходит от вас. То есть вы не говорите: «Ты будешь хрустящую палочку или мороженое?» – а говорите: «Ты будешь хрустящую палочку или коробку изюма?»
Не забывайте: дети от года до трех не такие уж маленькие, чтобы не понимать того, что каждое действие или проступок могут привести к последствиям. «Прости» – это слово ничего не значат, если ребенок повторяет его бессмысленно, как попугай. Если я вижу ребенка, ударившего другого малыша и быстро сказавшего «прости», то я сразу же понимаю, что родители не предупреждали его о последствиях. Скорее они подали ему идею, что слово «прости» дает некий иммунитет, поэтому он своей маленькой головкой думает: «Я могу делать что хочу, если потом скажу „прости“ ». В случае с Филиппом я предложила Кариссе заставить его вернуть все ружья, которые он стащил, и извиниться перед детьми. (Если ребенок сломал игрушку другого ребенка, то он должен отдать ему одну из своих.)
Вы можете написать от имени ребенка письменное извинение. Недавно мне рассказали о ребенке трех с половиной лет по имени Уайатт, который играл с соседским псом Руфусом – кидал ему мяч, а тот приносил его обратно. Соседка сказала малышу не бросать теннисный мяч за холм, где были заросли ежевики, потому что для собаки это опасно. Но как только взрослые занялись разговорами, Уайатт бросил мяч за холм. Хозяйка крикнула собаке «стоять», а затем строго посмотрела в сторону Уайатта: «Разве ты не понял, что я просила тебя не бросать туда мяч?» Уайатт что-то робко пробормотал. Соседка добавила: «Тогда, как я понимаю, ты должен Руфусу теннисный мяч». Спустя несколько дней соседка обнаружила у входной двери неумело завернутый пакет. Внутри были два теннисных мячика и записка от Уайатта (которую он продиктовал своей маме): «Простите, что я потерял мяч Руфуса. Я больше так не буду». Мама Уайатта все сделала очень правильно, сумев помочь ему увидеть последствия своего поведения (ведь соседка не хотела, чтобы он играл с ее собакой) и показав сыну способ возместить ущерб.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 879.