91-100. Исследовать методами дифференциального исчисления функцию и, используя результаты исследования, построить ее график.
91. . 96. .
92. . 97. .
93. . 98. .
94. . 99. .
95. . 100. .
Пример. .
1. Область определения: .
2. , , -следовательно, функция не является четной, нечетной, периодической.
3. Исследуем характер точки разрыва и поведение функции вблизи этой точки:
,
.
Таким образом, в точке функция терпит разрыв второго рода, а прямая является вертикальной асимптотой.
4. Определим уравнение наклонной асимптоты:
, где
,
.
Итак,
- наклонная асимптота.
5. Определим критические точки.
,
при или , то есть при или , - других критических точек в области определения функции нет. Значения функции в критических точках:
, .
6. Найдем вторую производную:
.
, следовательно, точек перегиба нет.
7. Внесем все полученные данные в таблицу, определим поведение функции на различных участках и построим график.
x | 1 | 3 | 5 | ||||
+ | 0 | - | - | 0 | + | ||
- | - | - | + | + | + | ||
y | 2 max | 10 min |
Положительные значения первой производной соответствуют промежуткам возрастания, отрицательные – промежуткам убывания. Положительные значения второй производной соответствуют промежуткам вогнутости функции, отрицательные – промежуткам выпуклости. Точка, в которой возрастание функции сменяется убыванием, является точкой максимума, а точка, в которой убывание функции сменяется возрастанием – точкой минимума.
Неопределённый и определённый интегралы
101-110. Найти неопределённые интегралы.
101. а). ; б). ; в). .
102. а). ; б) ; в). .
103. а). ; б) ; в). .
104. а). ; б) ; в). .
105. а). ; б) ; в). .
106. а) ; б) ; в) .
107. а) ; б) ; в) .
108. а) ; б) ; в) .
109. а) ; б) ; в) .
110. а) ; б) ; в) .
Пример. Найти неопределённые интегралы.
а) ; б) ; в) .
а) Данный интеграл не является табличным. Поэтому предварительно сделаем элементарные математические преобразования, в данном случае воспользовавшись формулой сокращенного умножения, а потом таблицей интегралов основных элементарных функций, получим:
б) пусть требуется найти интеграл вида , где подынтегральная функция непрерывна. Сделаем замену , тогда . Получим . В найденном интеграле перейдем к прежней переменной , воспользовавшись равенством .
.
в) . Имеем интеграл вида . Применим формулу интегрирования по частям :
.
1 1 1-1 2 0. Вычислить определенные интегралы
111. а) ; б) в) .
112. а) ; б) ; в) .
113. а) ; б) в) .
114. а) ; б) в) .
115. а) ; б) в) .
116. а) ; б) в) .
117. а) ; б) ; в) .
118. а) ; б) в) .
119. а) ; б) в) .
120. а) ; б) в) .
Пример.
а) . Применяя формулу Ньютона-Лейбница, вычислим этот интеграл:
б) . Вычислим этот интеграл, используя метод замены переменной:
в) . Применяя формулу интегрирования по частям получим:
121.-130. Вычислить площадь фигуры, ограниченной заданными линиями. Сделать чертеж.
121. , . 12 6.
122 . , . 12 7.
123. , . 12 8.
124. , . 12 9.
125. , . 1 3 0.
Пример.
а) Вычислить площадь фигуры, ограниченной параболой и прямой .
Находим точки пересечения данных кривых и строим искомую фигуру
Площадь фигуры, ограниченной снизу кривой , сверху – кривой , вычисляет интеграл , где и - абсциссы точек пересечения этих кривых, причем
Следовательно, имеем
Дифференциальные уравнения.
131 – 140. Найти общее решение дифференциального уравнения.
131. а). ; б). ; в). .
132. а). ; б). ; в). .
133. а). ; б). ; в). .
134. а). ; б). ; в). .
135. а). ; б). ; в). .
136. а). ; б). ; в). .
137. а). ; б). ; в). .
138. а). ; б). ; в). .
139. а). ; б). ; в). .
140. а). ; б). ; в). .
Пример.
а) .
Данное уравнение является уравнением с разделенными переменными. Проинтегрируем обе его части:
, получим: .
б). .
Для решения данного уравнения используем тот факт, что . Так как переменные в данном случае разделить нельзя, то выразим
, отсюда по правилу пропорции получаем:
, или .
В данном случае ; .
Следовательно, данное уравнение – однородное. Делаем замену переменной
, , . После замены получим:
, , .
Получили уравнение с разделяющимися переменными. Разделяя переменные, получим: , .
Интегрируя, находим общее решение
, ,
.
Возвращаясь к старой переменной, получаем общий интеграл
.
в). .
Данное уравнение линейное. Ищем решение в виде , .
, .
Решаем уравнение. , , , , .
Подставляя полученное значение в уравнение, имеем:
, , .
Общее решение или .
, , , .
141–150. Найти общее решение дифференциального уравнения:
141. а). ; б). ; в). .
142. а). ; б). ; в). .
143. а). ; б). ; в). .
144. а). ; б). ; в). .
145. а). ; б). ; в). .
146. а). ; б). ; в). .
147. а). ; б). ; в). .
148. а). ; б). ; в). .
149. а). ; б). ; в). .
150. а). ; б). ; в). .
Пример. а). .
Составим соответствующее характеристическое уравнение:
,
, .
Так как корни характеристического уравнения действительные, различные, следовательно, общее решение однородного уравнения имеет вид , то есть имеем
.
б). .
Составим соответствующее характеристическое уравнение:
,
.
Так как корни характеристического уравнения действительные, одинаковые, следовательно, общее решение однородного уравнения имеет вид , то есть имеем
.
в). .
Составим соответствующее характеристическое уравнение:
. Решим его при помощи вычисления дискриминанта:
. Так как в данном случае , то для вычисления квадратного корня используем равенство . Так как (комплексная единица), то в данном случае . Таким образом, имеем в данном случае комплексные корни:
.
Так как корни характеристического уравнения комплексно-сопряженные, следовательно, общее решение однородного уравнения имеет вид , где и - соответственно действительная и мнимая части комплексных корней. В данном случае . Таким образом, общее решение исходного уравнения имеет вид:
.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 342.