ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

· левый-правый;

· децентрация;

·  ориентировка в окружающем пространстве;

· ориентировка на листе бумаги и прочее.

 

 

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

· времена года;

·  месяцы года;

· части суток;

· ориентировка в часах и прочее.

ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

И ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ

 

Оценивается правильное понимание ребенком временных последовательностей и временных интервалов и его умение их анализировать, что является важным параметром формирования пространственно-временных представлений.

Данные задания могут быть использованы при групповой тестировании детей, владеющих письменной речью в пределах программного материала.

Возрастные особенности использования

Для детей дошкольного возраста используется иллюстративный материал.

Для детей школьного возраста материал либо прочитывается ребенком самостоятельно, либо, при условии сохранной слухоречевой памяти, предъявляется на слух. При этом ребенок должен дать устный ответ.

Анализируемые показатели

· Доступность выполнения (владение временными представлениями);

· Характер ошибок и их качественный анализ;

· Объем необходимой помощи взрослого.

 

ПАМЯТЬ

· Зрительная

 

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

    Методика предназначена для изучение образной памяти.

Испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 сек; образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами .Ваша задача заключается в том. Чтобы за 20 сек запомнить как можно больше

образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны выразить словесно (записать) те образы, которые запомнили».

Время работы - 1 минута

Использование методики: индивидуальное или групповое

Оценка результатов:

Производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Продуктивность образной памяти можно оценивать с помощью коэффициента продуктивности:

      К = m :16 х100 % ,где

К – коэффициент продуктивности образной памяти  памяти,

m - количество правильно воспроизведенных образов

 

· Слуховая память

МЕТОДИКА «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ»

(методика А.Р. Лурии)

Методика может быть использована как для детей (с 5 лет), так и взрослых.

Цель: оценка состояния памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности внимания.

Материал: протокол с 10 короткими словами, не имеющими между собой никакой связи ( см. Образец протокола)

Инструкция:

Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно ?»

Эксперементатор медленно и чётко читает слова, после чего читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, все вместе, в любом порядке».

Перед следующими 3-4 прочтениями эксперементатор говорит: «Ещё раз». После 5-6 кратного повторения слов эксперементатор просто говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовёте мне ещё раз».На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведены словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе экспериментатора воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируется в протоколе кружочками.

Интерпретация результатов

По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. В норме у детей школьного возраста с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, «кривая запоминания» выглядит примерно таким образом: 5, 7, 9- или: 6, 8, 9, т.е. к третьему по счёту повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов.

Ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.

При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9-10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. повышена утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребёнок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем с каждым разом всё меньше и меньше слов (кривая на графике не возрастает, а снижается).Если испытуемый воспроизводит всё меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребёнка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведённых час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

 

 

Образец протокола

Протокол

Фамилия, имя _______________________________ возраст ___________

 

№ вос-про-изведения Число Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мёд До-пол-нит. сло-ва
1                        
2                        
3                        
3                        
5                        
Спустя час                        

· Опосредованная память

ТЕСТ «ПИКТОГРАММА»

(А.Р. Лурия)

Цель: исследование опосредованной памяти. 

Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Может быть использован следующий набор из 10 слов:

Для учащихся 6-7 лет: грузовик, умная кошка, темный лес, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Для учащихся 8-10 лет: шапка, ручка, веселый праздник, ночь, вкусный ужин, улыбка, тяжелая работа, дружба, болезнь, обман, теплый вечер, сердитая учительница.

Для учащихся старше 10 лет:  темная ночь, веселый праздник, справедливость, отчаяние, вкусный ужин, болезнь, зависть, страх, развитие, дружба, богатство, сильный характер.

Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Проведение теста. Детям медленно читают приведенные слова и словосочетания (которые иду как одно слово). При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2-3 слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напомнить о том, что его предупреждали, что места мало, а он прослушал и потому нарушил инструкцию.

В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал инструкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1-2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка). Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведении, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или разлука» как «расставание» считается как правильное.

Обработка результатов.

Качественный: все изображения классифицируются на пять основных видов

 

Абстрактные Рисунки в виде линий, не оформленных в какой-нибудь правильный образ
Знаково-символические в виде знаков или символов
Конкретные конкретные предметы
  Сюжетные изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-нибудь ситуацию, один персонаж выполняет какую-нибудь деятельность
Метафорические изображение в виде метафор, художественного вымысла

 

 Количественный (уровни):

В – с легкостью делает рисунки - ассоциации, успевает закодировать слова, воспроизводит до 10-12 слов.

С – успевает кодировать слова, думает над рисунком, воспроизводит 7 слов.

  Н – не успевает кодировать слова, долго раздумывает над содержанием рисунка, пропускает часть слов, воспроизводит до 5 слов.

2.4 . Воображение

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 65.