Цель: выявление особенностей зрительного восприятия, определение объема активного и пассивного словаря.
Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо расположены: в верхнем ряду – бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду – молоток, балалайка, расческа.
Анализируемые показатели:
· Возможность узнавания перечеркнутых изображений;
· Возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа предмета);
· Стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно).
МЕТОДИКА «УЗНАВАНИЕ НАЛОЖЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ» (ФИГУРЫ ПОППЕЛЬРЕЙТОРА)
Цели: выявление особенностей зрительного восприятия, определение объема активного и пассивного словаря.
Ребенку предлагается узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.
Анализируемые показатели:
· Доступность выполнения задания;
· Наличие фрагментарности восприятия;
· Возможность выделения целостной фигуры;
· Наличие парагнозий;
· Стратегия выделения изображений.
МЕТОДИКА «УЗНАВАНИЕ НЕДОРИСОВАННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ»
Цель: выявление особенностей зрительного восприятия, определение объема активного и пассивного словаря.
Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название. Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо):
Верхний ряд – ведро, лампочка, клещи;
Нижний ряд – чайник, сабля (меч), английская булавка.
При этом учитывается вероятностный характер узнавания.
Анализируемые показатели:
· Сохранность зрительного образа объекта;
· Возможность образного «дорисовывания» изображения;
· Характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть изображения не дорисована;
· Наличие фрагментарности восприятия;
· Анализ ошибок узнавания с точки зрения проекции.
МЕТОДИКА «БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС»
Ребенку предлагается назвать различным образом расположенные
буквы и выделить правильно, неправильно, сложно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обученности ребенка оцениваются разные параметры выполнения.
Анализируемые показатели;
· Узнавание букв в различных шрифтах;
· Узнавание букв в зеркальном изображении;
· Узнавание наложенных и перечеркнутых букв.
Примечание. Специалист, безусловно, должен учитывать уровень овладения ребенком той или иной графемой.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 6159.