ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(для учащихся старших классов)

Методика выявляет влияние тревожности на успешность учебной деятельности.

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений. Отвечайте на утверждение «да», либо «не знаю», либо «нет». Работать спокойно, ничего не пропускать, представлять себе типичные ситуации».

Ответы заполняются в 3 столбика. Первый столбик – от 1 до 10, второй – от 11 до 20, третий – от 21 до 30.

Обработка результатов. Подсчитать количество ответов «да» в последней колонке. Подсчитать количество «не знаю» по всей анкете и разделить на два. Сложить все три числа, полученную сумму сравнить со шкалой для оценки..

Показатель тревожности расположен в правой части оценочной шкалы. Для лиц, получивших высокие и выше среднего оценки, характерен целый ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и несформированности системы самоуправлении: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле.

Оценочная шкала

Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Юноши 0 - 7 8 - 11 12 - 15 16 - 18 22
Девушки 0 - 11 12 - 14 15 - 16 17 - 22 23

Опросник

1. Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке.

2. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно

отвлекает меня.

3. Меня постоянно тревожит мысли о предстоящем зачете или

экзамене.

4. Порой мне кажется. Что мои знания по тому или иному предмету

ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю

руки».

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает

чувство неуверенности в себе.

7. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.

8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в

замешательство.

9. Меня сильно беспокоит положение в классе.

10.Я безвольный человек, и это отражается на моей

успеваемости.

11.Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.

12.Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом.

13.Порой мне кажется. Что я не могу усвоить всего учебного

материала.

14.Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед

аудиторией.

15.Возможные неудачи в учебе тревожат меня.

16.Во время выступления или ответа я от волнения начинаю

заикаться.

17.Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения

учебных заданий.

18.Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом

сожалею об этом.

19.Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.

20.После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

21.У меня редко бывают головные боли после длительной и

напряженной деятельности.

22.Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

23.Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не

волнуют меня.

24.Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед

экзаменом, если не уверен в своих силах.

25.Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над

выбором билета.

26.Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного

вопроса.

27.Насмешки одноклассников не портят мне настроение.

28.Я спокойно сплю во время экзаменов, и меня во сне не

преследуют экзаменационные мотивы.

29.В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.

30.Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю

сделать то, что спланировал.

Характерологические особенности

Варианты оценки наблюдения:

Спокойный, активный, жизнерадостный, улыбчивый, добрый, раздражительный, плаксивый, конфликтный, неспокойный, пассивный, вялый, обидчивый, драчливый, замкнутый, впечатлительный, робкий, доверчивый, проявляет немотивированное упрямство, склонен к аффектам, агрессивен, легко подчиняемый, замкнутый, стремится к одиночеству.

Примерные методики:

· «Детский вариант Айзенка»

· Т. Кеттела


 

II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ВНИМАНИЕ

Нарушения внимания: рассеянность, отвлекаемость, ослабление внимания, трудности сосредоточения, слабая концентрация; малый объем, объем сужен, ограничен; переключаемость замедленная, затрудненная, несвоевременная.

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Предлагаемый вариант “корректуры” является модификацией известной корректурной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен “алфавит” символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).

Инструкция: «Перед Вами таблица с набором цифр. По команде “начали” вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте”. По команде "Начали!" включается секундомер (время отмечается в секундах). Фиксируются следующие итоги эксперимента:

1. Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);

2. Общее время выполнения задания (Т);

3. Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T–t1);

4. Определение “индекса утомляемости” (ИУ) по формуле:

Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты спонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.

Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:

где M1–количество ошибок в правой половине таблицы, М2 – в левой. Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их “постоянство” (воспроизводимость) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным топико-диагностическим признаком. Предлагаемый вариант “корректурной таблицы” может быть использован в динамике исследования больных–взрослых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности терапии в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках. А также в дефектологии и практике работы школьных психологов для решения задач психогигиены и психопрофилактики. Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности многомерной психологической диагностики.

Таблица

 

0 3 3 4 9 8 2 2 2 6 3 7 7 9 1 7 9 6 6 0 3 4 1 7 7 2 7 4 6 2 3 9 2 5 1 6 3 9 9 8
6 4 4 7 3 6 2 3 0 5 9 2 4 7 9 2 1 9 2 7 6 9 4 5 4 1 0 6 1 9 7 6 2 8 9 9 1 8 9 3
2 2 7 5 5 1 2 3 4 3 2 2 0 2 9 9 5 3 1 4 7 3 1 8 0 4 0 4 2 1 9 5 9 8 8 9 7 0 7 8
8 5 4 0 6 5 3 4 2 3 9 1 7 2 8 4 2 4 6 1 6 0 2 6 8 1 2 7 9 0 8 0 3 9 0 3 4 3 3 2
3 2 1 4 8 7 2 7 6 1 8 8 3 8 9 6 3 5 5 1 7 8 0 9 5 0 6 1 8 8 0 5 1 9 6 9 7 4 1 0
5 0 5 8 1 5 7 5 0 1 9 4 7 0 3 1 0 2 6 6 2 5 3 4 5 4 9 2 0 6 9 1 1 7 6 0 0 9 0 7
7 3 8 3 1 3 1 8 5 0 5 5 4 3 9 6 2 8 2 0 6 6 3 1 8 6 1 4 3 7 7 0 0 1 5 9 0 1 3 2
6 0 8 3 7 7 2 2 7 3 4 9 2 9 4 7 6 0 9 6 0 9 6 6 4 1 0 6 9 4 1 6 5 9 2 3 5 2 3 6
4 5 9 0 2 6 4 0 9 6 4 5 6 9 4 9 5 6 5 2 2 5 7 0 6 2 3 9 5 5 9 9 1 7 4 3 9 4 8 1
9 1 9 5 0 6 4 2 4 9 6 6 8 8 2 8 8 2 3 1 7 8 0 8 7 0 7 6 0 2 1 7 5 9 1 5 6 0 8 6
0 5 4 7 7 4 3 8 8 0 4 5 6 1 2 7 1 4 2 8 7 4 1 9 3 8 4 9 7 9 3 1 8 6 0 6 9 7 2 4
7 1 0 4 8 9 6 7 5 2 6 9 5 5 1 5 2 7 3 2 2 9 4 2 1 5 5 1 4 5 8 5 4 9 7 6 4 7 2 3
6 3 3 8 3 5 2 4 4 7 8 2 3 7 4 3 2 9 4 7 5 7 4 8 5 2 9 1 8 6 7 4 4 4 1 9 5 6 4 1
6 5 4 4 5 0 6 4 6 3 6 5 1 4 6 7 3 2 1 8 6 5 1 0 2 2 5 1 6 2 7 7 9 3 0 0 3 9 3 1
8 7 3 5 8 7 5 1 0 1 3 3 8 7 5 4 7 9 0 3 8 4 5 7 6 7 9 7 2 1 3 5 7 4 1 3 0 1 4 1
0 1 6 9 6 1 0 8 3 7 3 2 9 9 7 6 9 6 8 7 3 3 1 0 5 1 4 9 3 5 8 9 6 6 1 0 2 1 6 8
2 4 1 8 8 4 3 7 9 3 9 1 2 2 0 2 6 8 3 4 4 1 8 4 2 0 9 0 6 5 0 7 6 3 4 3 1 3 1 8
8 0 6 4 5 4 7 0 7 2 8 8 1 5 5 8 5 8 1 1 7 8 0 4 9 3 1 1 1 9 8 5 4 8 1 1 4 3 8 8
6 4 0 1 7 3 2 0 6 5 3 2 2 1 1 8 6 8 9 4 4 7 3 7 1 4 5 9 6 3 0 0 0 5 8 2 1 3 1 3
9 0 2 3 5 4 3 9 5 9 6 9 2 4 0 4 3 0 3 8 0 5 6 0 9 2 9 6 3 6 2 3 4 1 1 3 1 9 8 5

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА БУРДОНА

Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.

Инструкция: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».

Другой вариант:

«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

Обработка результатов :

Рассчитать:

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2.Точность выполнения:

А = å :( å +О)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3.Успешность работы оценивается как

А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = ( n*100):m

Где n – общее количество букв,

m – количество вычеркнутых букв. Таблица: показатели успешности работы студентов.

Количество знаков В Точность в % С
Меньше 1560 4 Меньше 81,9 1
1560-1720 5 81 ,9-83,0 2
1720-1880 6 83,0-84,1 3
1880-2040 7 84,1-85,1 4
2040-2200 8 85,1-86,2 5
2200-2360 9 86,2-87,3 6
2360-2520 10 87,3-88,4 7
2520-2680 11 88,4-89,5 8
2680-2840 12 89,5-90,6 9
2840-3000 13 90,6-91,6 10
3000-3160 14 91,6-92,7 11
3160-3320 15 92,7-93,8 12
3320-3480 16 93,8-94,9 13
3480-3640 17 94,9-96,0 14
3640-3800 18 96,0-97,0 15
3800-3960 19 97,0-98,1 16
3960-4120 20 98,1-99,2 17
4120-4280 21 Больше 99,2 18
4280-4440 22    
4440-4600 23    
4600-4720 24    
4720-4920 25    

А К С Н Б Е А Н Е Р К В С О Л Е Н В Р Л К О Е С А Н Р К В О Е О Р А К С В О Е С
О В Р К А Н В С А Е Р Н В К С О А Н Е О С В Н Е Р К А О С Е Р В К О А Н К С Л К
К А Н Е О С В Р Е Н Л К С О Е Н В Р К С А Р Е С В Н Е С К А О Е Н С В К Р А Е О
В Р Е С О Л К В Н Е С А К В Р Е Н С О А К В Р Е Н С О К В Р А Н Е О К Р В Н А С
Н С А К Р В О С А Р Н Е А О С К В Н А Р Е Н С О К В Р Е А О К С Н В Р А К С О Е
Р В О Е С Н А Р К В О К Р А Н В О Е С В Н Е А Р О К В Н Е С А О К Р Е С Л В К Н
Е Н Р А Е Р С К В О К С Е Р В О С А Н О В Р К А С О А Р Н Е О А Р Е С В О Е Р В
О С К В Н Е Р А О С Е Н В С Н Р Л Е О К С А Н Р А Е С Р В Н В К С Н А О Е Р С Н
Н К А О В С Н Е Р К О В Н Е А Н Е С В Н О К В Н Р А Е О С В Р В О А Н С К О К Р
С Е Н А О В К С Е А В Н С К Р А О В К С Е О К С В Н Р А К О К Р Е С В К О Е Н С
К О С Н А К В Н А Е С Е Р В Н С К О А Е Н С О В Н Р В К О С Н Е А К О В Н С А Е
О В К Р Е Н Е Р С Н А К О К А Е Р В С А Р К В О С В Н Е Р А Н С Е О В Р А К В О
А С В К Р А С К О В Р А К Н С О К Р Е Н Г Р С Е А О К С А К Р Н Р А К А Е Р К С
Н А О С К Р Е О В О В С К О А Е О Е Р К О С К В Н А К В О В С О Е А С Н В С Р А
В Н Е О Р Е А В К Р Н В С Н В К А С В К А Н А К Р Н С Р Н Е О К О В С Н В О Н Р
С Е Р В И Р К С Р К В Н Е А Р А Н Е Р В О А Е С Е Р А Н Е Р В О А Р Н С А Р В Н
Е Р Н Е А Е О Р Н А С Р В К У В Р А Е О С Е О В Н А Н Е О В С К О В Р Н А К С Е
Р В К О С К А О Е Н Р В О С К Р Е Н А Е А Н А К В С Е О В К А Р Е С Н А О В К О
А О В Н Р В Н С Р Е А О К Р Е Н С Р Е А К В С Е О К Р А Н С К В Н А Е О В Н Р С
К А О Р Е С В Н А О Е С В О К Р Н К Р К Р А Е Р К О А С А Р В Н А Е О С К Р В К
О К Р А Н А О Е С К О Е Р В Н К А Р С В Н Р В Н С Е О К Р А Н Е С Н В К Р А Н В
Е Р А К О К С О В Р Н А Е А С В К В Н О С Е Н В Р А К Р Е О С О В Р А О Е С Е А
Н Е С В К Р Е А К С В Н О Е Н Е О С В Н Е О Р К А К С В Н Е О К Р О К А Н Е О С
Р Н Е С В Н Р К О В К О А Р Е О В О К С Н В К А Е Р В О С Н Е А К Л С Н В О Е Н
С В Н Е О В К Р А Н Р Е С К О А Н В Р К А Н В С С О Е Р А Н В О С А Н К В Н С О
О К А Н Е К Р В С Е Н Р К А Е С В О К А Н Е О К В Н А Р Е С К В Н Б О С А Р Н В
К Р Н С А О Е Р К О С Н В К О Е Р В О С К Л Е Р Н С О А Н В Р К В С Е Н Р А К С
Р Н В К О С Н Е А К В Р С О А Н С К В О Н С Н Е В О Е Н С К В Р Н А О Е Н С О А
Н С О А К В Р Н С А О Е Р В С К О Е Н А Р Н В О С К А О К Р Н С Е О В С Е Н В К
Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Н С Е Н В Р Н К В С Е О К А Е Р К О В Н Е А С
О Е Н Р В К С Е Р В Н А О Е А С К Р Е Н В К С О А Р Е О К С Е Р Н Е А Р В С К В
А Н С О К Р В Н Е О С К В Н Р Е О К Р А С В О Е Р Н Р К В Н Р К А С О В Н А О К
Р В А К Р Н Е С О К А Р К В О А С Р Е О К Р А Н В Р Е С К Р Н В К О Е С А Н Е О
В Р К О А С Н А К О К В О С Е Р К В Н Е Р А К С Н Е О К Р Е А С О К Р Е О В Н С
С Е О В Н А Р К О С В Н Р Е А Н Р О А С О К Р Е А О С В К А К Р Е Р К О Е С В Н
О А Е Р В К С О Е Н Р А К Р Н С Е А К О В О Е Н С А Н Р В О С Е Н В О К Н В Р А
Е С Н А К В О Е Р Е Н С А К В О А Е Р К С Е Н Р А К Р В С А Е О В Н Е С Р К В О
О К Р Е С О А Е Н Р В Н Е С К А О Р В Р К О С А К В С К А К Р Е С В Н А К Р Е С
С В О А Н Р В С К О Е Р Н А К В С Н Е Р А Е О В Р Н Н А К В С Н В О Е Р А Е О К
В Р А С Н Р К О Е А С О В Р Е С К О А Н Е С Н В С К Е О Р Н А К Е Р Н С О К В Р



Дата: 2018-11-18, просмотров: 771.