(для детей младшего школьного возраста)
Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат.
Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания: одно – по русскому языку, одно - по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.
Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у учеников оценочную позицию, подлежат следующие данные:
1.Уровень прогностической самооценки у разных по
успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).
2.Особенности прогностической оценки учеников,
имеющих разный уровень успеваемости.
3.Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее
направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.
4.Распространение оценочной деятельности при
выполнении учебных заданий на неучебные ситуации.
Особенности поведения
· адекватное; конфликтное (со взрослыми, со сверстниками);
· с агрессивными или аутоагресивными тенденциями;
· с антисоциальными поступками;
· с наличием патологий влечений;
· немотивированные поступки;
· демонстративные поступки и прочие (конкретизировать)
Отношение к школе и учебе
· отрицательное;
· нейтральное;
· положительное;
· школа привлекает внеучебной деятельностью и другое.
МЕТОДИКА «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ»
(Лусканова)
АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
(для учащихся начальной школы)
Цель: выявить уровень сформированности школьной мотивации.
1. Тебе нравится в школе?
-да;
- не очень;
- нет.
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто
хочется остаться дома?
- иду с радостью;
- бывает по-разному;
- чаще хочется остаться дома;
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
- пошел бы в школу;
- не знаю;
- остался бы дома.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
- не хотел бы;
- не знаю;
- хотел бы.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- нет;
- не знаю;
- хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
-часто;
- редко;
- не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
- мне нравится наш учитель;
- точно не знаю;
- хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
-много;
- мало;
- нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
-нравятся ;
- не очень;
- не нравятся.
Обработка результатов:
За каждый первый ответ 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Анализ результатов:
Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 балла – хорошая школьная мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
10-14 баллов – низкая школьная мотивация;
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ
«ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ?»
Цель: изучить уровень школьной мотивации у детей младшего
школьного возраста.
Детям предлагается сделать рисунок на тему "Что мне нравится в школе". Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребёнка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и нервное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов)
в) игровые ситуации в школе свойственны с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов)
Дата: 2018-11-18, просмотров: 645.