ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Эмоциональная сфера

Варианты оценки наблюдения:

· активный, бодрый, пассивный, вялый, инертный,

· преобладает сниженный фон настроения,

· устойчивый аффективный фон настроения, снижение эмоционального тонуса, беспричинный смех, плач, крик,

· повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность,

· колебания настроения, эмоциональная лабильность

· выхолощенность эмоций

· эмоциональная лабильность

· снижение волевой активности и др.

Самооценка, уровень притязания

Примерные методики:

МЕТОДИКА ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

 (исследование самооценки)

 

Цель: выявление представлений ребенка о своих возможностях; адекватности оценки себя в сравнении со сверстниками, зрелости личности.

Процедура проведения: эксперимент проводится в виде непринужденной беседы. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги, проводят на нем длинную горизонтальную черту и просят найти свое место, поставив точку на этой черте. В зависимости от цели исследования могут предлагаться разные варианты: сравнение с товарищами по классу, с братьями и сестрами в семье и т. д. По таким качествам, как здоровье, рост, ум, доброта, характер, счастье и т.п. Поочередно проводят от верхней горизонтальной черты остальные.

Инструкция: «Если на этой линии расположить всех твоих одноклассников, то самый высокий будет справа, а самый низкий – слева. Поставь карандашом отметку, где твое место». Обсуждать выбор места до окончания работы не рекомендуется.

Чрезвычайно высокая отметка на линии при уточняющих вопросах показывает также поверхность суждений этих детей об уме, характере, счастье. Им недоступны эти понятия даже в 9-10-летнем возрасте. В некоторых случаях их самооценка может зависеть от степени внушаемости, что очень характерно для детей с нарушением интеллекта.

 

МЕТОДИКА «ТРИ ОЦЕНКИ»

(А.И.Липкина)

Цель: изучение самооценки детей младшего школьного возраста.

Процедура проведения.

Ученикам предлагается выполнить любое задание в письменной форме. Педагог-психолог вместе с учителем оценивает работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или

сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила

тебе оценку «7». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Интерпретация результатов.

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация;

в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

 

Особенности поведения

· адекватное; конфликтное (со взрослыми, со сверстниками);

· с агрессивными или аутоагресивными тенденциями;

·  с антисоциальными поступками;

·  с наличием патологий влечений;

·  немотивированные поступки;

· демонстративные поступки и прочие (конкретизировать)

Отношение к школе и учебе

· отрицательное;

· нейтральное;

· положительное;

· школа привлекает внеучебной деятельностью и другое.

 

МЕТОДИКА «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ»

(Лусканова)

 

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(для учащихся начальной школы)

Цель: выявить уровень сформированности школьной мотивации.

 

1. Тебе нравится в школе?

-да;

- не очень;

- нет.

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто

хочется остаться дома?

- иду с радостью;

- бывает по-разному;

- чаще хочется остаться дома;

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

- пошел бы в школу;

- не знаю;

- остался бы дома.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

- не хотел бы;

- не знаю;

- хотел бы.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- нет;

- не знаю;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

-часто;

- редко;

-  не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

- мне нравится наш учитель;

- точно не знаю;

- хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

-много;

- мало;

- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

-нравятся ;

- не очень;

- не нравятся.

Обработка результатов:

За каждый первый ответ 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.

Анализ результатов:

Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;

20-24 балла – хорошая школьная мотивация;

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

10-14 баллов – низкая школьная мотивация;

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ

«ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ?»

Цель: изучить уровень школьной мотивации у детей младшего

школьного возраста.

Детям предлагается сделать рисунок на тему "Что мне нравится в школе". Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребёнка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и нервное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов)

в) игровые ситуации в школе свойственны с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов)

 

Оценочная шкала

Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Юноши 0 - 7 8 - 11 12 - 15 16 - 18 22
Девушки 0 - 11 12 - 14 15 - 16 17 - 22 23

Опросник

1. Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке.

2. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно

отвлекает меня.

3. Меня постоянно тревожит мысли о предстоящем зачете или

экзамене.

4. Порой мне кажется. Что мои знания по тому или иному предмету

ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю

руки».

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает

чувство неуверенности в себе.

7. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.

8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в

замешательство.

9. Меня сильно беспокоит положение в классе.

10.Я безвольный человек, и это отражается на моей

успеваемости.

11.Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.

12.Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом.

13.Порой мне кажется. Что я не могу усвоить всего учебного

материала.

14.Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед

аудиторией.

15.Возможные неудачи в учебе тревожат меня.

16.Во время выступления или ответа я от волнения начинаю

заикаться.

17.Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения

учебных заданий.

18.Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом

сожалею об этом.

19.Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.

20.После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

21.У меня редко бывают головные боли после длительной и

напряженной деятельности.

22.Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

23.Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не

волнуют меня.

24.Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед

экзаменом, если не уверен в своих силах.

25.Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над

выбором билета.

26.Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного

вопроса.

27.Насмешки одноклассников не портят мне настроение.

28.Я спокойно сплю во время экзаменов, и меня во сне не

преследуют экзаменационные мотивы.

29.В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.

30.Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю

сделать то, что спланировал.

ВНИМАНИЕ

Нарушения внимания: рассеянность, отвлекаемость, ослабление внимания, трудности сосредоточения, слабая концентрация; малый объем, объем сужен, ограничен; переключаемость замедленная, затрудненная, несвоевременная.

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Предлагаемый вариант “корректуры” является модификацией известной корректурной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом в ней сокращен “алфавит” символов (цифр): всего 800 цифр – по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен).

Инструкция: «Перед Вами таблица с набором цифр. По команде “начали” вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр внимание не обращайте”. По команде "Начали!" включается секундомер (время отмечается в секундах). Фиксируются следующие итоги эксперимента:

1. Время выполнения 1-й горизонтальной половины таблицы (t1);

2. Общее время выполнения задания (Т);

3. Время выполнения 2-й половины таблицы (t2=T–t1);

4. Определение “индекса утомляемости” (ИУ) по формуле:

Чем ИУ меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты спонтанности, необходимости побуждения к действию и т. п.). Если ИУ выше или близкий к единице, можно говорить о нормальной или повышенной психической активности.

Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле:

где M1–количество ошибок в правой половине таблицы, М2 – в левой. Преобладание ошибок в левой половине зрительного пространства, качество ошибок и их “постоянство” (воспроизводимость) анализируется в контексте нейропсихологической диагностики в целом и может служить дополнительным топико-диагностическим признаком. Предлагаемый вариант “корректурной таблицы” может быть использован в динамике исследования больных–взрослых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности терапии в неврологической, нейрохирургической и психиатрической клиниках. А также в дефектологии и практике работы школьных психологов для решения задач психогигиены и психопрофилактики. Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности многомерной психологической диагностики.

Таблица

 

0 3 3 4 9 8 2 2 2 6 3 7 7 9 1 7 9 6 6 0 3 4 1 7 7 2 7 4 6 2 3 9 2 5 1 6 3 9 9 8
6 4 4 7 3 6 2 3 0 5 9 2 4 7 9 2 1 9 2 7 6 9 4 5 4 1 0 6 1 9 7 6 2 8 9 9 1 8 9 3
2 2 7 5 5 1 2 3 4 3 2 2 0 2 9 9 5 3 1 4 7 3 1 8 0 4 0 4 2 1 9 5 9 8 8 9 7 0 7 8
8 5 4 0 6 5 3 4 2 3 9 1 7 2 8 4 2 4 6 1 6 0 2 6 8 1 2 7 9 0 8 0 3 9 0 3 4 3 3 2
3 2 1 4 8 7 2 7 6 1 8 8 3 8 9 6 3 5 5 1 7 8 0 9 5 0 6 1 8 8 0 5 1 9 6 9 7 4 1 0
5 0 5 8 1 5 7 5 0 1 9 4 7 0 3 1 0 2 6 6 2 5 3 4 5 4 9 2 0 6 9 1 1 7 6 0 0 9 0 7
7 3 8 3 1 3 1 8 5 0 5 5 4 3 9 6 2 8 2 0 6 6 3 1 8 6 1 4 3 7 7 0 0 1 5 9 0 1 3 2
6 0 8 3 7 7 2 2 7 3 4 9 2 9 4 7 6 0 9 6 0 9 6 6 4 1 0 6 9 4 1 6 5 9 2 3 5 2 3 6
4 5 9 0 2 6 4 0 9 6 4 5 6 9 4 9 5 6 5 2 2 5 7 0 6 2 3 9 5 5 9 9 1 7 4 3 9 4 8 1
9 1 9 5 0 6 4 2 4 9 6 6 8 8 2 8 8 2 3 1 7 8 0 8 7 0 7 6 0 2 1 7 5 9 1 5 6 0 8 6
0 5 4 7 7 4 3 8 8 0 4 5 6 1 2 7 1 4 2 8 7 4 1 9 3 8 4 9 7 9 3 1 8 6 0 6 9 7 2 4
7 1 0 4 8 9 6 7 5 2 6 9 5 5 1 5 2 7 3 2 2 9 4 2 1 5 5 1 4 5 8 5 4 9 7 6 4 7 2 3
6 3 3 8 3 5 2 4 4 7 8 2 3 7 4 3 2 9 4 7 5 7 4 8 5 2 9 1 8 6 7 4 4 4 1 9 5 6 4 1
6 5 4 4 5 0 6 4 6 3 6 5 1 4 6 7 3 2 1 8 6 5 1 0 2 2 5 1 6 2 7 7 9 3 0 0 3 9 3 1
8 7 3 5 8 7 5 1 0 1 3 3 8 7 5 4 7 9 0 3 8 4 5 7 6 7 9 7 2 1 3 5 7 4 1 3 0 1 4 1
0 1 6 9 6 1 0 8 3 7 3 2 9 9 7 6 9 6 8 7 3 3 1 0 5 1 4 9 3 5 8 9 6 6 1 0 2 1 6 8
2 4 1 8 8 4 3 7 9 3 9 1 2 2 0 2 6 8 3 4 4 1 8 4 2 0 9 0 6 5 0 7 6 3 4 3 1 3 1 8
8 0 6 4 5 4 7 0 7 2 8 8 1 5 5 8 5 8 1 1 7 8 0 4 9 3 1 1 1 9 8 5 4 8 1 1 4 3 8 8
6 4 0 1 7 3 2 0 6 5 3 2 2 1 1 8 6 8 9 4 4 7 3 7 1 4 5 9 6 3 0 0 0 5 8 2 1 3 1 3
9 0 2 3 5 4 3 9 5 9 6 9 2 4 0 4 3 0 3 8 0 5 6 0 9 2 9 6 3 6 2 3 4 1 1 3 1 9 8 5

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА БУРДОНА

Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.

Инструкция: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».

Другой вариант:

«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

Обработка результатов :

Рассчитать:

1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2.Точность выполнения:

А = å :( å +О)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3.Успешность работы оценивается как

А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = ( n*100):m

Где n – общее количество букв,

m – количество вычеркнутых букв. Таблица: показатели успешности работы студентов.

Количество знаков В Точность в % С
Меньше 1560 4 Меньше 81,9 1
1560-1720 5 81 ,9-83,0 2
1720-1880 6 83,0-84,1 3
1880-2040 7 84,1-85,1 4
2040-2200 8 85,1-86,2 5
2200-2360 9 86,2-87,3 6
2360-2520 10 87,3-88,4 7
2520-2680 11 88,4-89,5 8
2680-2840 12 89,5-90,6 9
2840-3000 13 90,6-91,6 10
3000-3160 14 91,6-92,7 11
3160-3320 15 92,7-93,8 12
3320-3480 16 93,8-94,9 13
3480-3640 17 94,9-96,0 14
3640-3800 18 96,0-97,0 15
3800-3960 19 97,0-98,1 16
3960-4120 20 98,1-99,2 17
4120-4280 21 Больше 99,2 18
4280-4440 22    
4440-4600 23    
4600-4720 24    
4720-4920 25    

А К С Н Б Е А Н Е Р К В С О Л Е Н В Р Л К О Е С А Н Р К В О Е О Р А К С В О Е С
О В Р К А Н В С А Е Р Н В К С О А Н Е О С В Н Е Р К А О С Е Р В К О А Н К С Л К
К А Н Е О С В Р Е Н Л К С О Е Н В Р К С А Р Е С В Н Е С К А О Е Н С В К Р А Е О
В Р Е С О Л К В Н Е С А К В Р Е Н С О А К В Р Е Н С О К В Р А Н Е О К Р В Н А С
Н С А К Р В О С А Р Н Е А О С К В Н А Р Е Н С О К В Р Е А О К С Н В Р А К С О Е
Р В О Е С Н А Р К В О К Р А Н В О Е С В Н Е А Р О К В Н Е С А О К Р Е С Л В К Н
Е Н Р А Е Р С К В О К С Е Р В О С А Н О В Р К А С О А Р Н Е О А Р Е С В О Е Р В
О С К В Н Е Р А О С Е Н В С Н Р Л Е О К С А Н Р А Е С Р В Н В К С Н А О Е Р С Н
Н К А О В С Н Е Р К О В Н Е А Н Е С В Н О К В Н Р А Е О С В Р В О А Н С К О К Р
С Е Н А О В К С Е А В Н С К Р А О В К С Е О К С В Н Р А К О К Р Е С В К О Е Н С
К О С Н А К В Н А Е С Е Р В Н С К О А Е Н С О В Н Р В К О С Н Е А К О В Н С А Е
О В К Р Е Н Е Р С Н А К О К А Е Р В С А Р К В О С В Н Е Р А Н С Е О В Р А К В О
А С В К Р А С К О В Р А К Н С О К Р Е Н Г Р С Е А О К С А К Р Н Р А К А Е Р К С
Н А О С К Р Е О В О В С К О А Е О Е Р К О С К В Н А К В О В С О Е А С Н В С Р А
В Н Е О Р Е А В К Р Н В С Н В К А С В К А Н А К Р Н С Р Н Е О К О В С Н В О Н Р
С Е Р В И Р К С Р К В Н Е А Р А Н Е Р В О А Е С Е Р А Н Е Р В О А Р Н С А Р В Н
Е Р Н Е А Е О Р Н А С Р В К У В Р А Е О С Е О В Н А Н Е О В С К О В Р Н А К С Е
Р В К О С К А О Е Н Р В О С К Р Е Н А Е А Н А К В С Е О В К А Р Е С Н А О В К О
А О В Н Р В Н С Р Е А О К Р Е Н С Р Е А К В С Е О К Р А Н С К В Н А Е О В Н Р С
К А О Р Е С В Н А О Е С В О К Р Н К Р К Р А Е Р К О А С А Р В Н А Е О С К Р В К
О К Р А Н А О Е С К О Е Р В Н К А Р С В Н Р В Н С Е О К Р А Н Е С Н В К Р А Н В
Е Р А К О К С О В Р Н А Е А С В К В Н О С Е Н В Р А К Р Е О С О В Р А О Е С Е А
Н Е С В К Р Е А К С В Н О Е Н Е О С В Н Е О Р К А К С В Н Е О К Р О К А Н Е О С
Р Н Е С В Н Р К О В К О А Р Е О В О К С Н В К А Е Р В О С Н Е А К Л С Н В О Е Н
С В Н Е О В К Р А Н Р Е С К О А Н В Р К А Н В С С О Е Р А Н В О С А Н К В Н С О
О К А Н Е К Р В С Е Н Р К А Е С В О К А Н Е О К В Н А Р Е С К В Н Б О С А Р Н В
К Р Н С А О Е Р К О С Н В К О Е Р В О С К Л Е Р Н С О А Н В Р К В С Е Н Р А К С
Р Н В К О С Н Е А К В Р С О А Н С К В О Н С Н Е В О Е Н С К В Р Н А О Е Н С О А
Н С О А К В Р Н С А О Е Р В С К О Е Н А Р Н В О С К А О К Р Н С Е О В С Е Н В К
Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Н С Е Н В Р Н К В С Е О К А Е Р К О В Н Е А С
О Е Н Р В К С Е Р В Н А О Е А С К Р Е Н В К С О А Р Е О К С Е Р Н Е А Р В С К В
А Н С О К Р В Н Е О С К В Н Р Е О К Р А С В О Е Р Н Р К В Н Р К А С О В Н А О К
Р В А К Р Н Е С О К А Р К В О А С Р Е О К Р А Н В Р Е С К Р Н В К О Е С А Н Е О
В Р К О А С Н А К О К В О С Е Р К В Н Е Р А К С Н Е О К Р Е А С О К Р Е О В Н С
С Е О В Н А Р К О С В Н Р Е А Н Р О А С О К Р Е А О С В К А К Р Е Р К О Е С В Н
О А Е Р В К С О Е Н Р А К Р Н С Е А К О В О Е Н С А Н Р В О С Е Н В О К Н В Р А
Е С Н А К В О Е Р Е Н С А К В О А Е Р К С Е Н Р А К Р В С А Е О В Н Е С Р К В О
О К Р Е С О А Е Н Р В Н Е С К А О Р В Р К О С А К В С К А К Р Е С В Н А К Р Е С
С В О А Н Р В С К О Е Р Н А К В С Н Е Р А Е О В Р Н Н А К В С Н В О Е Р А Е О К
В Р А С Н Р К О Е А С О В Р Е С К О А Н Е С Н В С К Е О Р Н А К Е Р Н С О К В Р



Оценка результатов:

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 6-7 баллов — средний. 4-5 баллов — низкий. 0-3 балла — очень низкий.

 

 

 

МЕТОДИКА «УЗНАВАНИЕ НАЛОЖЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ» (ФИГУРЫ ПОППЕЛЬРЕЙТОРА)

Цели: выявление особенностей зрительного восприятия, определение объема активного и пассивного словаря.

Ребенку предлагается узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейтора»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.

 

 

Анализируемые показатели:

· Доступность выполнения задания;

· Наличие фрагментарности восприятия;

· Возможность выделения целостной фигуры;

· Наличие парагнозий;

· Стратегия выделения изображений.

 

 





МЕТОДИКА «БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС»

Ребенку предлагается назвать различным образом расположенные

буквы и выделить правильно, неправильно, сложно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы. В зависимости от возраста и обученности ребенка оцениваются разные параметры выполнения.

Анализируемые показатели;

· Узнавание букв в различных шрифтах;

· Узнавание букв в зеркальном изображении;

· Узнавание наложенных и перечеркнутых букв.

Примечание. Специалист, безусловно, должен учитывать уровень овладения ребенком той или иной графемой.

 

 





ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

· времена года;

·  месяцы года;

· части суток;

· ориентировка в часах и прочее.

И ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ

 

Оценивается правильное понимание ребенком временных последовательностей и временных интервалов и его умение их анализировать, что является важным параметром формирования пространственно-временных представлений.

Данные задания могут быть использованы при групповой тестировании детей, владеющих письменной речью в пределах программного материала.

Анализируемые показатели

· Доступность выполнения (владение временными представлениями);

· Характер ошибок и их качественный анализ;

· Объем необходимой помощи взрослого.

 

ПАМЯТЬ

· Зрительная

 

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

    Методика предназначена для изучение образной памяти.

Испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 сек; образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами .Ваша задача заключается в том. Чтобы за 20 сек запомнить как можно больше

образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны выразить словесно (записать) те образы, которые запомнили».

Время работы - 1 минута

Использование методики: индивидуальное или групповое

Оценка результатов:

Производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Продуктивность образной памяти можно оценивать с помощью коэффициента продуктивности:

      К = m :16 х100 % ,где

К – коэффициент продуктивности образной памяти  памяти,

m - количество правильно воспроизведенных образов

 

· Слуховая память

Инструкция:

Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно ?»

Эксперементатор медленно и чётко читает слова, после чего читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, все вместе, в любом порядке».

Перед следующими 3-4 прочтениями эксперементатор говорит: «Ещё раз». После 5-6 кратного повторения слов эксперементатор просто говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовёте мне ещё раз».На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведены словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе экспериментатора воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируется в протоколе кружочками.

Интерпретация результатов

По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. В норме у детей школьного возраста с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, «кривая запоминания» выглядит примерно таким образом: 5, 7, 9- или: 6, 8, 9, т.е. к третьему по счёту повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов.

Ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.

При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9-10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. повышена утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребёнок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем с каждым разом всё меньше и меньше слов (кривая на графике не возрастает, а снижается).Если испытуемый воспроизводит всё меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребёнка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведённых час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

 

 

Образец протокола

Протокол

Фамилия, имя _______________________________ возраст ___________

 

№ вос-про-изведения Число Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мёд До-пол-нит. сло-ва
1                        
2                        
3                        
3                        
5                        
Спустя час                        

· Опосредованная память

ТЕСТ «ПИКТОГРАММА»

(А.Р. Лурия)

Цель: исследование опосредованной памяти. 

Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Может быть использован следующий набор из 10 слов:

Для учащихся 6-7 лет: грузовик, умная кошка, темный лес, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Для учащихся 8-10 лет: шапка, ручка, веселый праздник, ночь, вкусный ужин, улыбка, тяжелая работа, дружба, болезнь, обман, теплый вечер, сердитая учительница.

Для учащихся старше 10 лет:  темная ночь, веселый праздник, справедливость, отчаяние, вкусный ужин, болезнь, зависть, страх, развитие, дружба, богатство, сильный характер.

Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Проведение теста. Детям медленно читают приведенные слова и словосочетания (которые иду как одно слово). При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2-3 слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напомнить о том, что его предупреждали, что места мало, а он прослушал и потому нарушил инструкцию.

В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал инструкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1-2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка). Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведении, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или разлука» как «расставание» считается как правильное.

Обработка результатов.

Качественный: все изображения классифицируются на пять основных видов

 

Абстрактные Рисунки в виде линий, не оформленных в какой-нибудь правильный образ
Знаково-символические в виде знаков или символов
Конкретные конкретные предметы
  Сюжетные изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-нибудь ситуацию, один персонаж выполняет какую-нибудь деятельность
Метафорические изображение в виде метафор, художественного вымысла

 

 Количественный (уровни):

В – с легкостью делает рисунки - ассоциации, успевает закодировать слова, воспроизводит до 10-12 слов.

С – успевает кодировать слова, думает над рисунком, воспроизводит 7 слов.

  Н – не успевает кодировать слова, долго раздумывает над содержанием рисунка, пропускает часть слов, воспроизводит до 5 слов.

2.4 . Воображение

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

МЕТОДИКА «РИСУНОК»

Стимульный материал:  ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Интерпретация результатов: анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

 


Мышление (указать: название методики, при наличии – автора)

· Матрицы Равенна  

· Обобщение, классификация, аналогии (стимульный материал из методики Амтхауэра)

· «Сравнение понятий»

· «Исключение понятий»

· «Парные аналогии»

· «Простые аналогии»

 


МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

(вариант для детей и подростков)

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: "Чем они отличаются?". Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.

Анализ результатов.

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, "ворона - рыба", - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, "всадник - лошадь", слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Материал к методике

 

 

Утро - вечер. Корова - лошадь. Летчик - танкист. Лыжи- коньки. Трамвай - автобус. Река - озеро. Велосипед - мотоцикл. Собака - кошка. Ворона - рыба. Лев - тигр. Поезд - самолет. Обман - ошибка. Ботинок - карандаш. Яблоко - вишня. Лев - собака. Ворона - воробей. Молоко - вода. Золото - серебро. Сани - телега. Воробей - курица. Дуб - береза. Сказка - песня. Картина - портрет. Лошадь - всадник. Кошка - яблоко. Голод - жажда.  

МЕТОДИКА «ПАРНЫЕ АНАЛОГИИ»

Для выполнения задания необходимо провести операцию установления логической связи и отношения между понятиями. Кроме того, возможно обнаружение нарушения последовательности суждений, проявляющегося в невозможности удержать самом задание. Информативными считаются также рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора.

 Ребенку предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным примером. В данном Диагностическом комплексе подбор парных аналогий выстроен в порядке усложнения заданий по мере увеличения номера задания.

Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух.

Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.

В случае выраженных трудностей актуализации нужного слова предпочтительна работа с таким заданием (выполнение простых аналогий), где фактор трудностей актуализации минимален.

МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Методика направлена на возможность установления логических связей и отношений между понятиями. Отличием от предыдущей методики является заданность слов для выбора одного по аналогии. В данном варианте методики минимизирован фактор трудностей актуализации нужного слова.

В данном диагностическом комплексе подбор простых аналогий выстроен в порядке усложнения заданий – по мере увеличения номера задания.

Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.

Ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так же будет относиться к верхнему слову справа, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).

Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с вербально-логическим материалом.

Эмоциональная сфера

Варианты оценки наблюдения:

· активный, бодрый, пассивный, вялый, инертный,

· преобладает сниженный фон настроения,

· устойчивый аффективный фон настроения, снижение эмоционального тонуса, беспричинный смех, плач, крик,

· повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность,

· колебания настроения, эмоциональная лабильность

· выхолощенность эмоций

· эмоциональная лабильность

· снижение волевой активности и др.

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Цель: исследование личностных качеств детей от 5 лет и старше.

Инструкция: «Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни.

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Дошкольникам можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

Обработка результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги – с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа – о средних, а в нижней трети – о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремление проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животные большого размера, размещенные в верхней части листа, свидетельствуют о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорить в том случае, если есть несовпадение между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. С отрицательными эмоциями, депрессией, неуверенностью связана левая сторона и низ рисунка

С положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью связана правая сторона и верх.

Первая и левая полуплоскость говорят о «пассивности-деятельности, «внутреннем-внешнем», «прошлом-будущем».

Большое значение имеет преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий – наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии – и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерству), и защитной агрессии – и открытой (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает. Об инфантилизме свидетельствует уподобление рисуемого животного человеку

Оценивается и содержанием рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, т любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок – в прошлое или в будущее. Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

О тревожности говорит:

-сильный нажим или прерывистая линия

-многочисленные стирания

 - прорисовка радужки глаз

- маленький рисунок

- наличие защитных приспособлений (шипы, иглы)

- избыточная информация в рисунке животных (фон)

- ночное животное

Об истощении говорит:

- слабое соединение линий между собой или слабый нажим

- незавершенность рисунка

- - бедность деталей

-  голова животного опущена

- хвост животного тонкий, опущен

- глаза животного закрыты, животное плачет

- рисунок в нижней части листа

- животное подчиненное, прячется

- открытый беззубый рот

Об агрессии говорят

- сильная, уверенная линия

- неаккуратность рисунка

- большое количество острых углов

- крупное изображение

- голова обращена вправо или анфас

- хвост поднят вверх, пышный

- угрожающее выражение и поза

- наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

- хищник

- при нападении дерется насмерть или всех убивает

- ночное животное

Об инфантилизме свидетельствует уподобление рисуемого животного человеку. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 24.