Общие особенности развития и поведения детей 2-й группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешне такие дети выглядят как наиболее страдающие — они напряжены, скованны в движениях, но при этом демонстрируют стереотипные аутостимулирующие движения, может проявляться двигательное беспокойство, в том числе стереотипные прыжки, бег по кругу, кружение, пронзительный крик и страх войти в кабинет. Речь — эхолаличная и стереотипичная, со специфичной скандированностью или монотонностью, нередко «телеграфная», часто не связанная по смыслу с происходящим. Речевые стереотипии могут выглядеть, и как повторение одного и того же фрагмента, или выступать как аутостимуляция звуками («тики-тики», «диги-диги» и т.п.). «…Чрезмерная чувствительность таких детей к сенсорной стимуляции является причиной того, что страхи легко провоцируются раздражителями повышенной интенсивности: громким звуком, насыщенным цветом…» [О.С. Никольская, 2000]. Нередко выраженный дискомфорт и страх может вызывать даже умеренный раздражитель (прикосновение к голове, капля сока или воды на коже). В большинстве случаев отмечаются упорные страхи определенных и новых бытовых ситуаций. Темповые характеристики деятельности, работоспособность или критичность оценить у детей достаточно трудно, так как малейшее напряжение вызывает усиление стереотипий, эхолалий и других способов аутистической защиты. Контакт с ребенком часто носит абсолютно формальный характер, скорее «по поводу» предмета, а не с человеком. Произвольность регуляции собственных действий и целенаправленность, самоконтроль также чаще всего трудно проверить диагностическими методами и приемами. Но ребенок захвачен уже собственными стереотипными способами аутистической защиты. При этом вмешаться в деятельность ребенка возможно лишь подключившись к его стереотипиям. В этом случае ребенку обычно удается удержать простые алгоритмы деятельности, заданные взрослыми.

Оценить обучаемость ребенка также достаточно трудно, вследствие трудностей организации продуктивной деятельности. Часто (со слов родителей) ребенок обучается бытовым и социальным навыкам, но жестко привязывает их к конкретной ситуации и они не переносятся в какие-либо другие ситуации. Механистичность и буквальность проявляются и в мышлении. При этом ребенок может и предпочитает самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам. Недоступно считывание контекста ситуации, но ребенок как бы чувствует «эмоциональный знак» ситуации. Такой ребенок в школьном возрасте также, скорее всего, попадает в систему специального образования.

Третья группа детей с РАС

 

Способ защитысверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.

Родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.

Раннее развитие

На первом году жизни

1. Двигательное беспокойство, порывистость, импульсивность движений.

2. Отсутствие чувства края.

3. Реакция дискомфорта на руках у матери. Отсутствие достаточной эмоциональной отдачи. Эмоциональные проявления в общении с близкими дозируются самим ребенком:

 - соблюдения дистанции в общении

 - ограничение времени общения

6. Пугливость, парадоксальность реакции на окружающее.

Второй-третий год жизни

1. Гиперактивность, полевое поведение. Настойчивое стремление к получению отдельных впечатлений в окружающем. Фиксация на особых влечениях

2. Выраженные упрямство, негативизм, поступки назло. Стремление провоцировать взрослого с целью вызвать у него аффективную реакцию злости, гнева.

3. Высокое раннее речевое развитие, хорошая память и ускоренное интеллектуальное развитие. Раннее проявление интереса к « интеллектуальным занятиям – к энциклопедиям, картам, схемам, шахматам, словесному творчеству.

Коммуникативная сферанет особых трудностей вступления в контакт. Лицо ребенка, как правило, хранит выражение энтузиазма: блестящие глаза, застывшая улыбка, громкий возбужденный голос. ( утрированное оживление несколько механистичного характера)

Не учитывает присутствие собеседника, не умеет выслушать его, не стремится дать ему необходимую информацию, не слышит вопросов, не реагирует на сообщение. Речь в малой степени служит коммуникации.

Если реализация его плана воздействия на среду и людей нарушается, это может привести к деструктивному срыву в поведении.

Очень «правильная», подчеркнуто «взрослая» речь, большой запас слов, сложные фразы.

Эмоциональное развитие и социальное взаимодействие

Может быть очень привязан к своим близким. Они для него — гаранты стабильности, защищенности.

Стремится полностью доминировать в отношениях, жестко их контролировать, диктовать свою волю.

Часто не в состоянии откликнуться на их непосредственную реакцию, уступить им, пожалеть.

Моторика

Недостаточность «тонкой» ручной моторики. Трудно обучить моторным навыкам, в том числе в самообслуживании.

Можно научить, только действуя их же руками, задавая извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм, координацию движений, временную последовательность действий.

Социально-бытовая ориентировка:

Замедленно и с трудом формируются навыки опрятности и самообслуживания. Долго не могут научиться пользоваться ложкой, вилкой, одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать шнурки.

Трудности понимания и отказ от выполнения социальных норм, которых ребенок не приемлет для себя.

Речевое развитие

Богатая, развернутая речь. Большой словарный запас, сложные фразы.

Речь слишком взрослая, «книжная»; много штампов, оборотов, цитат, в малоизмененной форме. Речь грамматически правильно оформленная.

Говорит неразборчиво, без интонационных пауз, монотонно, быстро, захлебываясь, глотая звуки и даже части слов, темп все более ускоряется к концу высказывания.

Трудно выразить свои нужды, сформулировать намерения, сообщить впечатления,

Отмечается монологическая речь, диалогическая значительно страдает. (может даже ответить на отдельный вопрос, но с ним нельзя разговаривать).

Умственное развитие

Искаженное развитие мышления.

Асинхронность развития мышления. Диссоциация между глубокими знаниями в отдельных областях (математические вычисления, шахматные композиции коллекционирование сведений из области астрономии, генеалогии, других наук и разделов отвлеченного знания.

Может выделить и понять отдельные сложные закономерности, но они отделены от всего остального, происходящего вокруг, ему трудно впустить в сознание весь нестабильный, меняющийся мир.

Ограниченность, выхолощенность в понимании происходящего. Часто не чувствуют подтекста ситуации, проявляют большую социальную наивность.

Они находят удовольствие в стереотипном воспроизведении отдельных впечатлений, связанных с проговариванием логических и вычерчиванием пространственных схем, математическими вычислениями, проигрыванием шахматных композиций, коллекционированием сведений из области астрономии, генеалогии, других наук и разделов отвлеченного знания.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.