Присутствие следующих признаков указывает на то, что ребёнок находится в группе риска и его необходимо обследовать, чтобы удостовериться в том, что он развивается нормально.
6 месяцев и более
Не улыбается, не проявляет тёплых и радостных чувств. Не требует внимания взрослого (не реагирует на мокрые пеленки; отсутствие потребности в общении с матерью).
9 месяцев
Не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоций посредством мимики. Выраженная неприязнь к телесному контакту, ласке.
10 месяцев
Отсутствие реакции на обращение по имени. Не проявляет интерес к игрушкам.
12 месяцев
Отсутствие детского лепета, обычных жестов (указать на что–то пальцем, вытянуть руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание).
16 месяцев
Не знает никаких слов. Нет интереса к другим детям. Отсутствие познавательного интереса.
24 месяца
Отсутствие фразы из 2-х слов.
В любом возрасте
Утрата речи или социальных навыков.
Наблюдаются страхи:
1. обусловленные характерной для РАС аффективной и сенсорной гиперчувствительностью (боится громких звуков, света, новых помещений ..)
2. неадекватные, бредоподобные, которые можно расценить как предпосылку к бредовым образованьям.
Наблюдается «Феномен тождества»:
- Приверженность привычным деталям окружающей обстановке, ритуальность по отношению к ним.
- Перемены в окружающем особенно травмируют ребенка, нарастание тревожности приводит к дезориентированию в окружающем, это усугубляет состояние тревоги и страха.
Психологическая классификация РАС (К.С.Лебединская, О.С.Никольская)
Психологические критерии классификации - доступность ребенку тех или иных способов взаимодействия со средой и людьми и качество форм защитной гиперкомпенсации - аутизма, стереотипности, аутостимуляции.
Аутизм может проявляться в разных формах:
1) как полная отрешенность от происходящего;
2) как активное отвержение;
3) как захваченность аутистическими интересами
4) как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
В соответствии с этим выделены четыре группы детей с совершенно разными типами поведения и представляют собой разные ступени в развитии взаимодействия со средой и людьми.
Первая группа детей с РАС
Способ защиты – полная отрешенность от происходящего, пассивная аутостимуляция.
Обычно семья такого ребенка обращается в консультацию, когда он находится в возрасте 2-3 лет (может и раньше). Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья, - это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения.
Раннее развитие
На первом году жизни
1. Проявления комплекса оживления, гуления и лепета. Ребенок легко заражался от любого улыбающегося взрослого, от общения взрослых между собой, от оживленной беседы вокруг.
2. Особо внимательный, «умный» «серьезный» взгляд, очень осмысленное выражение лица.
3. Спокоен, пассивно подчиняем всем режимным требованиям,
4. Не требует активно контакта, внимания и общения, не просится на руки, но и не сопротивляется.
5. Отсутствие к 8 мес. «страха незнакомца» четкого различение своих и чужих, избирательности в общении. Отсутствие реакции на уход и разлуку с матерью.
6. Созерцательность. Очарованность светом, движением теней, предметов( в т.ч. ТВ). Особый интерес к музыке, любили слушать чтение хороших стихов, могли с пристальным и избирательным интересом смотреть ТВ(особенно рекламу), мультфильмы.
7. Иногда в 9-12 неожиданно и вне контекста ситуации мог сказать слово или даже фразу. Но чаще дети либо произносят обычные слова ( мама, папа и др), которые затем к 1,5 годам исчезают или не говорят вообще.
На втором-третьем году жизни
1. Отсутствие реагирования на обращенную речь имя, другие коммуникативные сигналы (мимику, жесты).
2. Парадоксальные реакции на сильные раздражители, например отсутствие отклика на холод или боль. Снижение инстинкта самосохранения.
Гиперактивность. Полевое поведение. Бесцельно передвигаются по комнате, лазая, карабкаясь по мебели, пролезая в отверстия, и т.п. или застывают, ложатся на пол, созерцая что-либо и затем продолжают собственное движение. Особая ловкость, координированность, даже грациозность движений.
Коммуникативная сфера
Внешне: может смотреть в глаза, но взгляд «мимо» «сквозь». Отрешенное, умное выражение лица. Лицо «принца». Отсутствует центральное зрение, не смотрят целенаправленно, не рассматривают ничего специально, но периферическим (боковым) зрением многое замечают.
Не используют экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых средств общения. Единственная форма контакта - механическое использование руки взрослого.
Эмоциональное развитие и социальное взаимодействие
Безразличны к окружающим. Не откликаются на просьбы, на имя, мимику, жесты и ничего не просят сами. Обращение к взрослым для получения стимуляции, приятных телесных ощущений (любит, чтобы его кружили, тормошили, подбрасывали), Не понимают значений эмоциональных выражений лица, жестов, символический действий, речи, но очень тонко чувствует настроение, эмоциональное состояние окружающих.
Не понимают значения общепринятых норм поведения. правил
Безразличны к детям, игнорируют их. Механически заражаются подвижными играми детей (бег по кругу, догонялки). Игра рядом. Может отмечаться избирательное предпочтение (симпатия, любовь) к некоторым категориям детей.
Социально-бытовые навыки
Долго не усваивают навыки опрятности, самообслуживания, но пассивно подчиняются при попытке заставить их выполнить (скорее позволяют себя кормить, одеть, умыть).
Ребенок может, подчиняясь, пассивно принять позу или повторить движение, задаваемые взрослым, но с огромным трудом закрепляет моторный навык, практически не может использовать его в жизни сам, без внешнего побуждения и диктовки. В связи с этим долго не может усвоить и самостоятельно использовать навыки опрятности и самообслуживания
Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.