План:
1. «Новое время». Проблемы периодизации истории Нового времени.
2. Смутное время в России : ослабление государственных начал.
3. Предпосылки формирования абсолютизма во второй половине XVII столетия.
4. Установление крепостного права в России: причины, сущность и последствия.
5. Внешняя политика России вXVII в.
Методические рекомендации:
При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение « Новое время», а также проблемы периодизации истории Нового времени .Указать роль географических открытий и начало европейской колониальной экспансии. Обратить внимание на то. Что в этот период ведущие страны начинают переходить к индустриальному обществу.
Второй вопрос занятия предполагает выявление факторов, ставших причиной глубокого социально-политического кризиса начала века. Обратите внимание на изменения оценок Смуты в отечественной историографии. Необходимо рассмотреть причины Смуты( социальные, экономические, внутриполитические), этапы данного кризиса и его последствия. Определите роль иностранной интервенции в событиях начала века. Рассмотрите действия разных социальных и политических сил в этот период. Особо необходимо подчеркнуть. Что Смутное время закончилось для России сохранением национальной государственности.
В ответе на третий вопрос следует показать, что на протяжении XVII века политический строй России эволюционировал от сословно-представительной монархии к абсолютизму .Рассмотрите направления деятельности первых царей династии Романовых; выделите тенденции в экономическом и социально-политическом развитии, свидетельствовавшие об утверждении абсолютной монархии в России. Сравните систему государственного управления, сложившуюся в России после Смутного времени и в конце ХVII века( Земские Соборы, Боярская Дума, приказы).
Четвертый вопрос потребует знаний от вас основных этапов закрепощения крестьян в России и ответить на вопрос: почему же в России крестьянство было закрепощено, а в Европе существовали между феодалами и крестьянами договорные обязательства?
При освещении пятого вопроса сосредоточьте ваше внимание на том, что Россия всячески стремилась обезопасить страну от нападений со стороны крымских ханов, а также со стороны Запада.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Зуев, Михаил Николаевич. История России : учебное пособие для бакалавров: рекомендовано Научно-методическим советом по истории Мин. образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е
2. Фортунатов, Владимир Валентинович. История : учебное пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Учебное пособие)изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс)
3. Лысак И.В. История России [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23590
4. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930
5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803
Дополнительная:
1. Анисимов, Евгений Викторович. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с
2. Артемов, Виктор Владимирович. История Отечества: с древнейших времен до наших дней : допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2009. - 360 с. - (Среднее профессиональное образование)
3. История России : Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ТКВелби ; М. : Проспект, 2008. - 528 с
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н.Сахарова. - М. : Проспект, 2013. - 768 с
5. Кривошеев, Максим Владимирович. История России : конспект лекций / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 191 с. - (Хочу все сдать)
6. Мунчаев, Шамиль Магомедович. История России : допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 784 с.
7. Соловьев, Сергей Михайлович. Полный курс русской истории в одной книге : в современном изложении Лин фон Паль / С. М. Соловьев. - М. :АСТ ; СПб : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009. - 542 с. - (Летопись мира)
8. Ходяков, Михаил Викторович. Отечественная история : конспект лекций / М. В. Ходяков, М. В. Кривошеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 191 с. - (Хочу все сдать)
9. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / сост. А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 592 с
Рефераты
1. Альтернативы и особенности организации политической власти при первых Романовых.
2. Влияние запада на политическое реформирование России при первых Романовых: истоки, проявления, итоги.
3. Социальные конфликты XVII в.
4. Церковная реформа патриарха Никона и ее воздействие на развитие отечественной культуры.
5. Влияние многонационального состава населения России на формирование культуры единого государства.
6. Внешняя политика России.
Основные понятия и термины:
Крестьянская война. заповедные годы, интервенция ,национальное самосознание, народное ополчение, смутное время, урочные лета, патриарх, гражданская война, самозванчество, абсолютизм, автокефальная церковь, Соборное Уложение, церковный раскол, Деулинское перемирие, никонианство, сословно-представительная монархия ,крепостное право, политика меркантилизма., челобитная, русская нация, западноевропейская реформация, система приказов, раскольники.
Вопросы для самопроверки
1.С.М.Соловьев писал:» Когда Годунов предложил вопрос о необходимости вызвать из-за границы новых учителей, то старые учителя-духовенство-отвечали, что нельзя ,опасно для веры; лучше послать за границу русских молодых людей. Чтоб там выучились и возвратились учить своих». Так и поступили., но ни один из посланных с этой целью за границу не вернулся. Почему?
2 .Прочитайте отрывок из исторического исследования и ответьте на вопросы. В современной исторической литературе утвердилось мнение о Борисе Годунове как о талантливом политическом деятеле и реформаторе. Докажите правоту этой точки зрения или опровергните ее Объясните, почему в царствование Бориса Годунова ни один общественный слой не поддержал его в борьбе с Лжедмитрием I .
3 .На Земском соборе 1648-1649гг. были конфискованы земли казненных народов бояр и переданы мелким дворянам .Было приостановлено внимание недоимок. Но представителей крестьян на нем не было. В чем смысл конфискации и почему не взимали недоимки, несмотря на отсутствие крестьян на Соборе?
4 .В.О. Ключевский писал, что Россия в ХVII в.» оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.» «В чем заключается противоречивость этого высказывания?
6. Вспомните, чем отличался абсолютизм в Западной Европе? Назовите основные черты, которые характеризовали абсолютизм в России XVI в.?
Семинар 6. Складывание абсолютизма и особенности российской модернизации XVIII в.
План:
1. Петр I: основные направления европеизации.
2. Внешняя политика российских императоров.
3. Противоречия модернизации и зарождение либерализма( 1725-1801 гг.)
4. Политика « просвещенного абсолютизма» Екатерины II. « Золотой век» русского дворянства.
Методические рекомендации:
При подготовке к первому вопросу следует руководствоваться тем. Что в правлении Петра I Россия стала империей, а российский государь принял титул императора .Это свидетельствовало о складывании в России наивысшей формы неограниченной власти монарха. Покажите закономерный характер этого процесса. Обратите внимание на итоги церковной реформы Петра I и введении закона о престолонаследии .Ознакомьтесь с трактовкой петровских реформ в исторической литературе. вопросу Имейте в виду, что одни историки оценивают реформы Петра модернизацию, другие-как революцию; одни исследователи подчеркивают тоталитарный, жесткий характер его реформ, упрекая императора в копировании европейского опыта, другие- исключительно прогрессивную их направленность. Проанализируйте следующие направления петровских реформ: а)реформу государственного управления; Б) сословную политику( крестьянский вопрос, положение дворянства, купечества); экономические и финансовые реформы( денежная, налоговая реформы); г) военную реформу; д) преобразования в культурной сфере.
При освещении второго вопроса обратите внимание на то, что Россия в Xviii веке достигла огромных успехов, приобрела возможность выхода к Балтийскому морю, а также присоединив Крым.
Освещая третий вопрос , обратите внимание на то. Что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность и власть. Также подчеркните, что решающую роль в этих событиях играла гвардия.
Четвертый вопрос посвящен политике « просвещенного» абсолютизма», проводившейся Екатериной II.Обратите внимание на то, что эта политика осуществлялась многими европейскими монархами и была основана на идеях французских Просветителей( Вольте, Монтескье, Руссо).Следует усвоить, что главной целью этой политики было постепенное разрушение феодальных отношений, медленное реформирование социально-экономической системы при сохранении абсолютной монархии.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Зуев, Михаил Николаевич. История России : учебное пособие для бакалавров: рекомендовано Научно-методическим советом по истории Мин. образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е
2. Фортунатов, Владимир Валентинович. История : учебное пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Учебное пособие)изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс)
3. Лысак И.В. История России [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23590
4. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930
5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803
Дополнительная:
1. Анисимов, Евгений Викторович. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с
2. Артемов, Виктор Владимирович. История Отечества: с древнейших времен до наших дней : допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2009. - 360 с. - (Среднее профессиональное образование)
3. История России : Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ТКВелби ; М. : Проспект, 2008. - 528 с
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н.Сахарова. - М. : Проспект, 2013. - 768 с
5. Кривошеев, Максим Владимирович. История России : конспект лекций / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 191 с. - (Хочу все сдать)
6. Мунчаев, Шамиль Магомедович. История России : допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 784 с.
7. Соловьев, Сергей Михайлович. Полный курс русской истории в одной книге : в современном изложении Лин фон Паль / С. М. Соловьев. - М. :АСТ ; СПб : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009. - 542 с. - (Летопись мира)
8. Ходяков, Михаил Викторович. Отечественная история : конспект лекций / М. В. Ходяков, М. В. Кривошеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 191 с. - (Хочу все сдать)
9. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / сост. А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 592 с
Рефераты:
Проблема методов российской модернизации.
« Птенцы гнезда Петрова».
Петр I-человек, император, государственный деятель.
Петровская « революция» в области культуры и быта.
« Дворцовые перевороты» и усиление позиций аристократии и гвардии: причины и последствия.
Россия и Великая французская революция: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.
Социокультурные аспекты российской модернизации XVIII века.
« Непросвещенный абсолютизм» ПавлаI.
Основные понятия и термины:
социальная революция. модернизация, рационализация управления, иерархия власти, европеизация. Сенат, социокультурный раскол. Синод, губернская система управления, « регулярное государство», камерализм, реформа, губерния, Генеральный регламент, регулярное государство,» просвещенный абсолютизм», ассамблея, империя. кондиции, рекрутчина, Уложенная комиссия.
Вопросы для самопроверки
1. Петр I вводит указ о единонаследии в 1714 г. Его суть:!.» недвижимые вещи», вотчина, поместья, дворы, лавки не отчуждаются, но « обращаются в род», недвижимое по духовной переходит к одному из сыновей завещателя и по его выбору, а остальные дети наделяются движимостью по воле родителей и т.п. Указ преследовал предотвратить дробление поместий и вытекающие из этого последствия .Шаг явно прогрессивный .Однако указ породил множество затруднений и внес в дворянские семейства страшные раздоры , доходившие до отцеубийств, и указ вскоре был отменен Анной Иоановной ( 1731г.).Почему указ» не сработал» в условиях России первой половины xv ш в., ведь при его подготовке Петр использовал опыт стран Западной Европы, где подобные указы успешно действовали?
2. Сопоставьте двух ярких исторических деятелей Ивана Грозного и Петра I.Найдите общие и отличительные черты.
3. Расположите в необходимом порядке следующие элементы жизни России в начале XVIII в.: экономические реформы-реформы в области культуры-военные реформы -государственные реформы. Можно ли считать, что именно в таком порядке осуществлялись реформы? Если нет, то почему?
4. Оцените военное искусство русских полководцев второй половины XVIII в .Опишите сражение одного из крупнейших военачальников( по желанию).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 410.