Семинар 3. Русские земли в Х I -Х III вв. и европейское средневековье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.

2. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития древнерусской государственности.

3. Особенности развития южной, юго-западной, северо-восточной и северо-западной Руси в ХI-ХIII вв.

4. Социально-политические перемены в русских землях в ХIII в. Монголо-татарское вторжение на Русь. Проблема влияния Золотой Орды на развитие русских земель.

5. Современная историография о содержании понятия « монголо-татарское» иго.

6. Экспансия с Запада в ХIIIв.

 

Методические рекомендации:

Освещая первый вопрос, необходимо подчеркнуть, что период Средневековья -это исключительно важное время для западноевропейской цивилизации. Дайте определение « средние века», укажите хронологические рамки этого периода, а также проблемы периодизации средневековой истории.

При рассмотрении второго вопроса проанализируйте причины феодальной раздробленности. отметьте, что она стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов. рассмотрите как отрицательные, так и положительные последствия политической раздробленности Древней Руси.

При освещении третьего вопроса подробно охарактеризуйте крупнейшие центры периода феодальной раздробленности( Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества, Новгородская земля).При этом следует показать особенности экономического развития, общественного устройства и политического управления этих государственных образований.

Освещая четвертый вопрос , проанализируйте последствия монгольского нашествия( демографические, социальные, экономические, политические, культурные).Покажите последствия монгольского влияния на изменения структуры государственности и содержания власти на Руси. Поясните, что означают слова» ярлык», « ордынский выход», « баскак». Постарайтесь ответить, когда и в связи, с какими событиями, баскачество прекратило свое существование. Выделите этапы борьбы Руси с завоевателями.

  Рассматривая пятый  вопрос семинара, обратите внимание на то, что проблема ордынского владычества на Руси и его последствий является дискуссионной.

 

Рекомендуемая литература:

 Основная:

1. Зуев, Михаил Николаевич. История России : учебное пособие для бакалавров: рекомендовано Научно-методическим советом по истории Мин. образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е

2. Фортунатов, Владимир Валентинович. История : учебное пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Учебное пособие)изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс)

3. Лысак И.В. История России [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23590

4. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803

 

 Дополнительная:

1. Анисимов, Евгений Викторович. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с

2. Артемов, Виктор Владимирович. История Отечества: с древнейших времен до наших дней : допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2009. - 360 с. - (Среднее профессиональное образование)

3. История России : Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ТКВелби ; М. : Проспект, 2008. - 528 с

4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н.Сахарова. - М. : Проспект, 2013. - 768 с

5. Кривошеев, Максим Владимирович. История России : конспект лекций / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 191 с. - (Хочу все сдать)

6. Мунчаев, Шамиль Магомедович. История России : допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 784 с

7. Соловьев, Сергей Михайлович. Полный курс русской истории в одной книге : в современном изложении Лин фон Паль / С. М. Соловьев. - М. :АСТ ; СПб : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009. - 542 с. - (Летопись мира)

8. Ходяков, Михаил Викторович. Отечественная история : конспект лекций / М. В. Ходяков, М. В. Кривошеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 191 с. - (Хочу все сдать)

9. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / сост. А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 592 с

 

 Интернет-ресурсы:

1. История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБСАСВ, 2013.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20007

2 .История России [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ И.И. Широкорад [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2004.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7382

3. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494

       

 Темы    рефератов

1. Влияние монгольского ига на складывание российской цивилизации.

2. Дискуссии о влиянии татаро-монгольского ига на политическое развитие Руси.

3. Александр Невский- князь и полководец.

4. Монголо-татарское государство: особенности становления и развития.

5. Исторические этапы Золотой Орды.

6. Феодальная раздробленность в древней Руси и в Западной Европе: общее и особенное.

7. Проблема последствий феодальной раздробленности в истории России.

 

Основные понятия и термины:

бояре, Боярская Дума, иммунитет, дворяне, баскак, вассалитет, натуральное хозяйство, ярлык, феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие. Золотая Орда, « найон». «курултай», « тьма»,» « ордынский выход», деспотическая власть, крестовые походы, рыцарские ордена, орден меченосцев, Тевтонский орден, феодальная раздробленность, политическая раздробленность, княжество, удел ,усобицы, суверенность, лестничная система.

Вопросы для самопроверки

       1 . До начала XII века Киевская Русь была единым государством с сильной великокняжеской властью. Затем эта власть ослабла, и произошел распад государства на самостоятельные территории. Можно ли считать, что произошел распад Киевской Руси? Согласны ли вы с тем, что единство основывается на полном подчинении всех князей великому князю? Обоснуйте свое мнение.

2. Почему монголы не пошли на Русь? Укажите две существующие точки зрения и обоснуйте их

          3. О чем свидетельствует тот факт, что таможенные пошлины в Золотой Орде были низкими и не превышали 5% от стоимости товаров?

         4. Если бы русские князья были предоставлены самим себе, «разнесли бы они свою Русь»,-как был убежден В.О. Ключевский на -« бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья»?

        5. В ХIIIв. Русь оказалась между двумя цивилизационными потоками: Ливонским и Тевтонским Орденами и Золотой Ордой. Александр Невский из двух возможных ассимиляционных вариантов выбрал второй. Согласились бы вы с мнением, что все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Александр Невский сохранил возможность формирования русской государственности?

6. «Может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно втянутым в принятие ее целиком и полностью?»-писал А. Тойнби. Как вы ответите на этот вопрос?

7. В стихотворении « Россия» поэт Валерий Брюсов писал:

« Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу

Возвел плотину, как не ты?

Чья, в напряженной воле, выя,

За плату рабств, спасла Европу

От Чингисхановой пяты» ?

Согласились бы вы с такой оценкой роли России в период монгольского нашествия? Обоснуйте свой ответ аргументами и фактами.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 297.