Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА
им. П.А.Столыпина
Федорова С.И.
История
Методическое пособие
по изучению дисциплины и подготовке
к семинарским занятиям
(для студентов всех специальностей
и направлений)
Ульяновск, 2014
История. Методическое пособие по изучению дисциплины и подготовке к семинарским занятиям (для студентов всех специальностей и направлений) / Составитель С.И. Федорова. –Ульяновск: УГСХА, 2014
Методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и направлений подготовки негуманитарных вузов.
© ФГОБОУВО Ульяновская ГСХА, 2014
© Федорова С.И., 2014
Предисловие
Уважаемые студенты! При изучении дисциплины «История» вам предстоит прослушать лекционный курс и выполнить задания для самостоятельной работы.
История (от греческого historia -рассказ о прошедшем, об узнанном)традиционно рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Основная задача истории -обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Изучение истории позволит Вам овладеть основными знаниями об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте.
Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе.
Введение
Настоящее методическое пособие разработано для студентов (бакалавриат) первого курса агрономического и экономического(экономическая безопасность) с целью активизации обязательной самостоятельной работы на семинарских занятиях по дисциплине «История». По теме каждого семинарского занятия разработаны специальные задания для самопроверки, сгруппированные в карточки. Карточка включает в себя три основных вида работы: составление глоссария по теме; выполнение проблемно-логического задания(анализ источника или высказывания специалиста); выявление различного рода соответствий(сопоставление дат и событий, персоналий и их характеристик).
Основные задачи настоящего пособия:
-научить студентов самостоятельно находить, систематизировать и
-анализировать информацию для подготовки обстоятельного устного выступления на семинаре, в том числе в форме доклада;
-развить у студентов навык работы со специальной научной литературой и источниками, познакомить с общими принципами и методами работы с эмпирическим научным материалом;
-привить студентам навыки уверенного поиска и использования Интернет-ресурсов для подготовки к семинарским занятиям, сформировать у них критический взгляд на предлагаемую информацию;
-научить студентов во время работы с проблемно логическими заданиями(фреймами) формулировать собственную позицию, находить убедительную аргументацию для подтверждения своей точки зрения, излагать ее последовательно и развернуто, используя свои знания по истории;
-сформировать у студентов устойчивый навык работы с таблицами;
-показать студентам как использование сравнительно-сопоставительного метода может помочь им при выполнении заданий на соотнесение исторических событий, персоналий и Семинар 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.
План:
1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения.
2. Теория и методология исторической науки(исторические категории, методы, подходы, функции исторического знания).
3. Исторические источники, их классификация.
4. Историческое знание и историческое познание.
5. Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
6. Способы и формы получения анализа и сохранения исторической информации.
т.д.
Построение изложение материала, представленного в пособии ,соответствует структуре методологического и методического раздела рабочей программы по дисциплине «История».
В представленном методическом пособии предлагаются темы семинарских занятий, вопросы к каждому семинару и темы докладов, с которыми студенты могут выступить на практических занятиях. При подготовке к семинару студентам следует руководствоваться методическими рекомендациями, которые прилагаются к каждому семинарскому занятию, а также использовать новейшую литературу и Интернет-ресурсы, приводимые в данном методическом пособии.
Вопросы для самопроверки
1. Заполнение таблицы
Принятие христианства на Руси
Причины | Последствия | Значение |
2. Составьте словарь(глоссарий) опорных понятий: вече, вотчина, двоеверие, лествица, норманнская и антинорманнская теории, полюдье, «уроки», «погосты», христианство.
3. Языческая культура славян-«доосевая».Язычество предполагает циклический взгляд на мир: лето-осень-зима-весна. Луша переходит из одного тела в другое. Природа вечна. Душа человеческая вечна. Мир населен духами(упыри, домовые и др.)Приведите примеры языческих верований, праздников, ритуалов. Какие из них сохранились до нашего времени? Как вы можете это объяснить? Как в славянских, древнерусских мифах, верованиях, праздниках отразилась особенность доосевойрусской культуры?
4. Можно ли считать Ольгу первым русским государственным деятелем, а с момента установления ею «уроков» считать Русь настоящим государством? Какова главная функция раннего государства?
5. С ХVIIIв. русских волнует проблема, кто создал Древнерусское государство. Н.М.Карамзин в « Истории государства Российского» задал вопрос : « Мы желаем знать, какой народ, в особенности называясь Русью, дал отечеству нашему и первых государей, и самое имя».
Историки Э.Байер, Г.Миллер, А Шлецер ,опираясь на легенду о призвании варягов северными племенами, пришли к выводу, что государственность славянам принесли норманны-варяги.
Кто же, по-вашему, создал русское государство? Откуда пошло название (слово) « Русь» ? Где граница «русской земли»?
Опираясь на другие источники и труды историков(Б.А. Рыбакова, Г.И. Анохина, М.Н. Тихомирова и др) обоснуйте свою собственную точку зрения?
6. Установите соответствие между термином и его дефиницией:
1. Рядович | А .Сельское население, зависимое от князя |
2. Закуп | Б. Человек, нанявшийся на работу на основе договора |
3. Тиун | В. Домашняя прислуга |
4. Смерд | Г. Человек, взявший ссуду и теперь зависимый от заимодавца |
5. Челядь | Д. Управляющий княжеским или боярским имением |
Вопросы для самопроверки
1 . До начала XII века Киевская Русь была единым государством с сильной великокняжеской властью. Затем эта власть ослабла, и произошел распад государства на самостоятельные территории. Можно ли считать, что произошел распад Киевской Руси? Согласны ли вы с тем, что единство основывается на полном подчинении всех князей великому князю? Обоснуйте свое мнение.
2. Почему монголы не пошли на Русь? Укажите две существующие точки зрения и обоснуйте их
3. О чем свидетельствует тот факт, что таможенные пошлины в Золотой Орде были низкими и не превышали 5% от стоимости товаров?
4. Если бы русские князья были предоставлены самим себе, «разнесли бы они свою Русь»,-как был убежден В.О. Ключевский на -« бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья»?
5. В ХIIIв. Русь оказалась между двумя цивилизационными потоками: Ливонским и Тевтонским Орденами и Золотой Ордой. Александр Невский из двух возможных ассимиляционных вариантов выбрал второй. Согласились бы вы с мнением, что все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Александр Невский сохранил возможность формирования русской государственности?
6. «Может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно втянутым в принятие ее целиком и полностью?»-писал А. Тойнби. Как вы ответите на этот вопрос?
7. В стихотворении « Россия» поэт Валерий Брюсов писал:
« Россия! В злые дни Батыя
Кто, кто монгольскому потопу
Возвел плотину, как не ты?
Чья, в напряженной воле, выя,
За плату рабств, спасла Европу
От Чингисхановой пяты» ?
Согласились бы вы с такой оценкой роли России в период монгольского нашествия? Обоснуйте свой ответ аргументами и фактами.
Рефераты
1 Вклад русской православной церкви в создании единого российского государства( деятельность митрополита Алексия, Сергия Радонежского, Стефана Пермского).
2. Иван Грозный: политик и человек.
3. Центры объединения Руси: проблема лидерства.
4 .Российская цивилизация как особое природно-географическое единство.
5.Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Основные понятия и термины:
детинец, посад, торг, великие князья, удельные князья. эволюционный( традиционный путь) развития, наместник, удел. Уезд, царь-самодержец-государь всея Руси, черные крестьяне, владельческие крестьяне, многонациональное государство, централизованное государство, Судебник ,Стоглавый собор, сословная монархия, крепостное право, опричнина, иосифляне ,система управления ,Избранная Рада.
Вопросы для самопроверки
1. Составьте словарь ( глоссарий) опорных понятий: Заповедные лета, местничество, поместье, сословие, централизованное государство.
2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: «Как жестоко я страдал из за вас с юности и до последнего времени .Подданные наши достигли осуществления своих желаний-получили царства без правителя. дворцы и села наших дядей взяли себе .И сокровища матери перенесли в Большую казну , а остальное разделили. Припомню одно: бывало. Мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положил ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уже совсем не как раб на господ .Сколько раз мне и поесть не давали во время .Все расхитили коварным образом….»
Определите автора этого исторического документа. К кому обращено это письмо? Каковы были обстоятельства его появления и последствия, вызванных данным письмом событий. Обозначьте их оценки в отечественной историографии. С какой позицией вы
солидаризируетесь? Аргументируйте свой ответ.
3. Почему Иван Калита носил такое прозвище? Какова его главная заслуга в деле возвышения Москвы?
4. Назовите двух главных внешнеполитических союзников Московской Руси на протяжении всего ее становления как государства.
5. Судебников Ивана III впервые вводился принцип опроса представителей местного населения в случае. Когда против подозреваемого в преступлении не было бесспорных улик .В такой ситуации показание под присягой пяти –шести детей боярских или такого же числа « добрых христиан» решало судьбу обвиняемого. Чем примечательно данное положение?
6. Согласно оценкам многих историков, в Великороссии около 1300 года самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным-Рязанское, самым культурным-Ростово -Суздальское, самым богатым-Новгородская республика .Главным же городом России вскоре стала Москва .Почему?
Рефераты
1. Альтернативы и особенности организации политической власти при первых Романовых.
2. Влияние запада на политическое реформирование России при первых Романовых: истоки, проявления, итоги.
3. Социальные конфликты XVII в.
4. Церковная реформа патриарха Никона и ее воздействие на развитие отечественной культуры.
5. Влияние многонационального состава населения России на формирование культуры единого государства.
6. Внешняя политика России.
Основные понятия и термины:
Крестьянская война. заповедные годы, интервенция ,национальное самосознание, народное ополчение, смутное время, урочные лета, патриарх, гражданская война, самозванчество, абсолютизм, автокефальная церковь, Соборное Уложение, церковный раскол, Деулинское перемирие, никонианство, сословно-представительная монархия ,крепостное право, политика меркантилизма., челобитная, русская нация, западноевропейская реформация, система приказов, раскольники.
Вопросы для самопроверки
1.С.М.Соловьев писал:» Когда Годунов предложил вопрос о необходимости вызвать из-за границы новых учителей, то старые учителя-духовенство-отвечали, что нельзя ,опасно для веры; лучше послать за границу русских молодых людей. Чтоб там выучились и возвратились учить своих». Так и поступили., но ни один из посланных с этой целью за границу не вернулся. Почему?
2 .Прочитайте отрывок из исторического исследования и ответьте на вопросы. В современной исторической литературе утвердилось мнение о Борисе Годунове как о талантливом политическом деятеле и реформаторе. Докажите правоту этой точки зрения или опровергните ее Объясните, почему в царствование Бориса Годунова ни один общественный слой не поддержал его в борьбе с Лжедмитрием I .
3 .На Земском соборе 1648-1649гг. были конфискованы земли казненных народов бояр и переданы мелким дворянам .Было приостановлено внимание недоимок. Но представителей крестьян на нем не было. В чем смысл конфискации и почему не взимали недоимки, несмотря на отсутствие крестьян на Соборе?
4 .В.О. Ключевский писал, что Россия в ХVII в.» оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.» «В чем заключается противоречивость этого высказывания?
6. Вспомните, чем отличался абсолютизм в Западной Европе? Назовите основные черты, которые характеризовали абсолютизм в России XVI в.?
Семинар 6. Складывание абсолютизма и особенности российской модернизации XVIII в.
План:
1. Петр I: основные направления европеизации.
2. Внешняя политика российских императоров.
3. Противоречия модернизации и зарождение либерализма( 1725-1801 гг.)
4. Политика « просвещенного абсолютизма» Екатерины II. « Золотой век» русского дворянства.
Методические рекомендации:
При подготовке к первому вопросу следует руководствоваться тем. Что в правлении Петра I Россия стала империей, а российский государь принял титул императора .Это свидетельствовало о складывании в России наивысшей формы неограниченной власти монарха. Покажите закономерный характер этого процесса. Обратите внимание на итоги церковной реформы Петра I и введении закона о престолонаследии .Ознакомьтесь с трактовкой петровских реформ в исторической литературе. вопросу Имейте в виду, что одни историки оценивают реформы Петра модернизацию, другие-как революцию; одни исследователи подчеркивают тоталитарный, жесткий характер его реформ, упрекая императора в копировании европейского опыта, другие- исключительно прогрессивную их направленность. Проанализируйте следующие направления петровских реформ: а)реформу государственного управления; Б) сословную политику( крестьянский вопрос, положение дворянства, купечества); экономические и финансовые реформы( денежная, налоговая реформы); г) военную реформу; д) преобразования в культурной сфере.
При освещении второго вопроса обратите внимание на то, что Россия в Xviii веке достигла огромных успехов, приобрела возможность выхода к Балтийскому морю, а также присоединив Крым.
Освещая третий вопрос , обратите внимание на то. Что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность и власть. Также подчеркните, что решающую роль в этих событиях играла гвардия.
Четвертый вопрос посвящен политике « просвещенного» абсолютизма», проводившейся Екатериной II.Обратите внимание на то, что эта политика осуществлялась многими европейскими монархами и была основана на идеях французских Просветителей( Вольте, Монтескье, Руссо).Следует усвоить, что главной целью этой политики было постепенное разрушение феодальных отношений, медленное реформирование социально-экономической системы при сохранении абсолютной монархии.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Зуев, Михаил Николаевич. История России : учебное пособие для бакалавров: рекомендовано Научно-методическим советом по истории Мин. образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е
2. Фортунатов, Владимир Валентинович. История : учебное пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Учебное пособие)изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс)
3. Лысак И.В. История России [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23590
4. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930
5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803
Дополнительная:
1. Анисимов, Евгений Викторович. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с
2. Артемов, Виктор Владимирович. История Отечества: с древнейших времен до наших дней : допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2009. - 360 с. - (Среднее профессиональное образование)
3. История России : Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ТКВелби ; М. : Проспект, 2008. - 528 с
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н.Сахарова. - М. : Проспект, 2013. - 768 с
5. Кривошеев, Максим Владимирович. История России : конспект лекций / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 191 с. - (Хочу все сдать)
6. Мунчаев, Шамиль Магомедович. История России : допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 784 с.
7. Соловьев, Сергей Михайлович. Полный курс русской истории в одной книге : в современном изложении Лин фон Паль / С. М. Соловьев. - М. :АСТ ; СПб : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009. - 542 с. - (Летопись мира)
8. Ходяков, Михаил Викторович. Отечественная история : конспект лекций / М. В. Ходяков, М. В. Кривошеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 191 с. - (Хочу все сдать)
9. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / сост. А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 592 с
Рефераты:
Проблема методов российской модернизации.
« Птенцы гнезда Петрова».
Петр I-человек, император, государственный деятель.
Петровская « революция» в области культуры и быта.
« Дворцовые перевороты» и усиление позиций аристократии и гвардии: причины и последствия.
Россия и Великая французская революция: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.
Социокультурные аспекты российской модернизации XVIII века.
« Непросвещенный абсолютизм» ПавлаI.
Основные понятия и термины:
социальная революция. модернизация, рационализация управления, иерархия власти, европеизация. Сенат, социокультурный раскол. Синод, губернская система управления, « регулярное государство», камерализм, реформа, губерния, Генеральный регламент, регулярное государство,» просвещенный абсолютизм», ассамблея, империя. кондиции, рекрутчина, Уложенная комиссия.
Вопросы для самопроверки
1. Петр I вводит указ о единонаследии в 1714 г. Его суть:!.» недвижимые вещи», вотчина, поместья, дворы, лавки не отчуждаются, но « обращаются в род», недвижимое по духовной переходит к одному из сыновей завещателя и по его выбору, а остальные дети наделяются движимостью по воле родителей и т.п. Указ преследовал предотвратить дробление поместий и вытекающие из этого последствия .Шаг явно прогрессивный .Однако указ породил множество затруднений и внес в дворянские семейства страшные раздоры , доходившие до отцеубийств, и указ вскоре был отменен Анной Иоановной ( 1731г.).Почему указ» не сработал» в условиях России первой половины xv ш в., ведь при его подготовке Петр использовал опыт стран Западной Европы, где подобные указы успешно действовали?
2. Сопоставьте двух ярких исторических деятелей Ивана Грозного и Петра I.Найдите общие и отличительные черты.
3. Расположите в необходимом порядке следующие элементы жизни России в начале XVIII в.: экономические реформы-реформы в области культуры-военные реформы -государственные реформы. Можно ли считать, что именно в таком порядке осуществлялись реформы? Если нет, то почему?
4. Оцените военное искусство русских полководцев второй половины XVIII в .Опишите сражение одного из крупнейших военачальников( по желанию).
Рефераты
Истоки дворянского вольномыслия.
Декабристы в воспоминаниях современников.
Декабристы в Сибири.
Социальная политика правительства Николая I.
П.Я Чаадаев о судьбе России.
М.М .Сперанский: судьба российского императора.
Царь-освободитель Александр II и его окружение.
Русские консерваторы ХIХ столетия( С.С.Уваров,К.П.Победоносцев, М.Н.Катков).
Основные понятия и термины :промышленный переворот, модернизация, индустриализация, синдикат, картель, финансовая олигархия, латифундия, отработочная система. империализм, монополия, декабристы, Южное общество, Северное общество, «Русская Правда»,» Конституция», демократическая республика, конституционная монархия, восстание. Заговор, бунт, революция, метрополия.» аракчеевщина», барщина, земство.
Вопросы для самопроверки
1 .Составьте сравнительную таблицу « Конституция» Н.М.Муравьева и « Русская Правда» П.И.Пестеля..
2. После победы над Наполеоном союзники забирали у Франции порты, корабли, территории. Русский же император не брал ничего .Почему? Ведь это был царь самой бедной страны, чья столица обращена в пепел, чьи восемь губерний разорены дотла, чья и без того слабая экономика подорвана, чей народ истекал кровью после небывалой в истории войны?
3. Сравните характер и значение Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1853-1856 гг.
4. Составьте словарь( глоссарий) опорных понятий: манифест « о трехдневной барщине», кодификация, промышленный переворот, министерство.
Рефераты
Политический портрет российских реформаторов( С.Ю.Витте, П.А.Столыпин).
Политический сыск в России в начале ХХ века.
Террор как способ достижения цели.
Идеология народничества.
« Вожди» Красной Армии: оценки, деятельность, судьбы.
« Красный террор»- оправданная ли политика большевиков?
Точки зрения на проблему начала Великой Отечественной войны.
Ленинградцы в годы Великой Отечественной вройны.
Первый президент России.
Культура в современных условиях: достижения и потери.
Основные понятия и термины:
Парламентаризм, монархия, реформа, социалисты-революционеры, монархия, республика, муниципализация ,национализация ,либералы, консерваторы, манифест, Временное правительство, Советы ,диктатура, политический кризис, декрет , государственный переворот ,конституция, « кризис верхов», автономия, мирное сосуществование, тоталитаризм. конфискация, концессия, национализация, гражданская война, отечественная война, культ личности, « перестройка».
Вопросы для самопроверки
1. Главным вопросом первой русской революции аграрный .Какие пути решения этого вопроса предлагали представители партий, созданных до и в начале революции?
2. Суть Указа 9 ноября 1906 года сводилась к разрушению общины и насаждению слоя зажиточных земельных собственников. Почему же многие крестьяне сочли для себя невыгодным превратиться в частных собственников своей земли?
3. Репрессии коснулись не только общественных и военных деятелей, но и представителей культуры .Кто из известных деятелей культуры был репрессирован как космополит? Что такое космополитизм?
4 Многие экономические проблемы развития страны пытались решать чисто политическими приемами и методами. Докажите это на конкретных примерах?
4. Первым признаком диссидентства стал « самиздат». Что печатали в « самиздате»? каковы идеи первых советских диссидентов?
Вопросы для самопроверки
1. Какой тип власти сложился в современной России.?
2. Что такое глобализация?
3. Назовите возможные альтернативы развития нашей страны на современном этапе.
4. Как современное общество оценивает реформы, происходящие в нашей стране?
5. Каково ваше отношение и отношение вашей семьи к экономическим преобразованиям? Обоснуйте свой ответ .
6. Написать эссе на тему: «Я и моя малая Родина»
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА
им. П.А.Столыпина
Федорова С.И.
История
Методическое пособие
по изучению дисциплины и подготовке
к семинарским занятиям
(для студентов всех специальностей
и направлений)
Ульяновск, 2014
История. Методическое пособие по изучению дисциплины и подготовке к семинарским занятиям (для студентов всех специальностей и направлений) / Составитель С.И. Федорова. –Ульяновск: УГСХА, 2014
Методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и направлений подготовки негуманитарных вузов.
© ФГОБОУВО Ульяновская ГСХА, 2014
© Федорова С.И., 2014
Предисловие
Уважаемые студенты! При изучении дисциплины «История» вам предстоит прослушать лекционный курс и выполнить задания для самостоятельной работы.
История (от греческого historia -рассказ о прошедшем, об узнанном)традиционно рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Основная задача истории -обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Изучение истории позволит Вам овладеть основными знаниями об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте.
Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе.
Введение
Настоящее методическое пособие разработано для студентов (бакалавриат) первого курса агрономического и экономического(экономическая безопасность) с целью активизации обязательной самостоятельной работы на семинарских занятиях по дисциплине «История». По теме каждого семинарского занятия разработаны специальные задания для самопроверки, сгруппированные в карточки. Карточка включает в себя три основных вида работы: составление глоссария по теме; выполнение проблемно-логического задания(анализ источника или высказывания специалиста); выявление различного рода соответствий(сопоставление дат и событий, персоналий и их характеристик).
Основные задачи настоящего пособия:
-научить студентов самостоятельно находить, систематизировать и
-анализировать информацию для подготовки обстоятельного устного выступления на семинаре, в том числе в форме доклада;
-развить у студентов навык работы со специальной научной литературой и источниками, познакомить с общими принципами и методами работы с эмпирическим научным материалом;
-привить студентам навыки уверенного поиска и использования Интернет-ресурсов для подготовки к семинарским занятиям, сформировать у них критический взгляд на предлагаемую информацию;
-научить студентов во время работы с проблемно логическими заданиями(фреймами) формулировать собственную позицию, находить убедительную аргументацию для подтверждения своей точки зрения, излагать ее последовательно и развернуто, используя свои знания по истории;
-сформировать у студентов устойчивый навык работы с таблицами;
-показать студентам как использование сравнительно-сопоставительного метода может помочь им при выполнении заданий на соотнесение исторических событий, персоналий и Семинар 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.
План:
1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения.
2. Теория и методология исторической науки(исторические категории, методы, подходы, функции исторического знания).
3. Исторические источники, их классификация.
4. Историческое знание и историческое познание.
5. Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
6. Способы и формы получения анализа и сохранения исторической информации.
т.д.
Построение изложение материала, представленного в пособии ,соответствует структуре методологического и методического раздела рабочей программы по дисциплине «История».
В представленном методическом пособии предлагаются темы семинарских занятий, вопросы к каждому семинару и темы докладов, с которыми студенты могут выступить на практических занятиях. При подготовке к семинару студентам следует руководствоваться методическими рекомендациями, которые прилагаются к каждому семинарскому занятию, а также использовать новейшую литературу и Интернет-ресурсы, приводимые в данном методическом пособии.
Семинар 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.
План:
7. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения.
8. Теория и методология исторической науки(исторические категории, методы, подходы, функции исторического знания).
9. Исторические источники, их классификация.
10. Историческое знание и историческое познание.
11. Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
12. Способы и формы получения анализа и сохранения исторической информации.
Методические рекомендации
При освещении первого и второго вопросов необходимо рассмотреть предмет исторической науки, особенности исторического знания, методику исследований.
При подготовке к третьему вопросу необходимо выделить четыре основные группы исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические.
По четвертому вопросу студент должен иметь представление о принципах историзма, объективности, социального подхода, а также о функциях истории: познавательной, практически-политической, мировоззренческой, воспитательной.
При ответе на пятый вопрос занятия необходимо дать определение историографии как науки, выделить в ней этапы и крупнейших отечественных историков. Следует также обратить внимание на периодизацию истории России. Здесь логично выделить следующие периоды: 1. Киевская Русь 9-12 веков;2. период раздробленности Руси 12-15 века; 3. Российское государство 16-18 веков, 4. Российская империя в 18 веке; Российская империя в 19- начале ХХ века;
Советский период -19171991 гг; новейший этап истории –с 1991- по настоящее время.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Зуев, Михаил Николаевич. История России : учебное пособие для бакалавров: рекомендовано Научно-методическим советом по истории Мин. образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е
2. Фортунатов, Владимир Валентинович. История : учебное пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Учебное пособие)изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс)
3. Лысак И.В. История России [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23590
4. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930
5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803
Дополнительная:
1. Анисимов, Евгений Викторович. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с
2. Артемов, Виктор Владимирович. История Отечества: с древнейших времен до наших дней : допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2009. - 360 с. - (Среднее профессиональное образование)
3. История России : Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ТКВелби ; М. : Проспект, 2008. - 528 с
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н.Сахарова. - М. : Проспект, 2013. - 768 с
5. Кривошеев, Максим Владимирович. История России : конспект лекций / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 191 с. - (Хочу все сдать)
6. Мунчаев, Шамиль Магомедович. История России : допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 784 с.
7. Соловьев, Сергей Михайлович. Полный курс русской истории в одной книге : в современном изложении Лин фон Паль / С. М. Соловьев. - М. :АСТ ; СПб : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009. - 542 с. - (Летопись мира)
8. Ходяков, Михаил Викторович. Отечественная история : конспект лекций / М. В. Ходяков, М. В. Кривошеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 191 с. - (Хочу все сдать)
9. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / сост. А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 592 с
Интернет-ресурсы:
1. История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБСАСВ, 2013.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20007
2. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ И.И. Широкорад [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2004.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7382
3. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494
Темы рефератов:
1. Классика отечественной исторической науки(жизнь и научное творчество Н.М.Карамзина, В.О. Ключевский, С.М.Соловьев, П.Н.Милюков, Б.Д.Греков (по выбору).
2. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
3. Современные тенденции и направления в отечественной исторической наук (история ментальности, история повседневности, устная история, локальная история).
4. Особенности российской локальной цивилизации.
Основные понятия и термины:
История, исторические источники, историческое знание, историческое познание, теории исторического развития, историческая периодизация, цивилизации, летопись, исторические сказания, политические сочинения, государственные акты.
Вопросы для самопроверки:
1. Заполнение таблицы
Функции исторической науки
Функции исторической науки | Сущность и предназначение |
2 .Составьте словарь(глоссарий) опорных понятий: историография, вспомогательные исторические дисциплины, цивилизация, летопись, критика исторического источника.
3. Прочитайте задание и ответьте на поставленные вопросы:
В своей работе « Россия и Европа» Н.Я.Данилевский предлагает новый подход к изучению истории, который характеризует следующим образом:» Прогресс состоит не вв том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества исходить в разных направлениях…».
Определите, о каком подходе идет речь? Какие еще существуют теории и подходы к изучению исторического процесса? Выявите плюсы и минусы каждого из них. Свой ответ развернуто аргументируйте.
4. Укажите соответствие между вспомогательной исторической дисциплиной и ее дефиницией (толкование слова):
1. Топонимика | А. Наука, изучающая печати |
2. Геральдика | Б. Наука, изучающая рукописи |
3. Палеография | В. Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных семейных отношений |
4. Генеалогия | . Наука, изучающая эволюцию географических названий |
5. Сфрагистика | Д. Наука, изучающая гербы, символы и их элементы |
5. Составьте словарь (глоссарий) опорных понятий: мировоззрение, ментальность, общественно-эконмическая формация, цивилизация.
6. Прочитайте задание и ответьте на поставленные вопросы:
« Дремлю- и за дремою тайна.
И в тайне-ты почиешь, Русь.
Россия сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит,глядитв тебя,
И с ненавистью, и с любовью.»
« Да скифы мы, да азиаты …».
Так А. Блок писал о России в поэме « Сфинксы». Сфинкс-тайна, сфинкс- неизведанное, непонятное, потому непредсказуемое и страшное. Подумайте, какие опасности возможны, если страна является сфинксом для других народов?
Согласны ли вы с таким определением цивилизационной принадлежности России? Какие еще точки зрения на данный вопрос вам известны? Определите собственную позицию по данной проблеме и аргументируйте ее.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 423.