План:
1. Проблема этногенеза и роль миграций в становлении народов
2. Античная цивилизация. Древняя Греция. Древний Рим. Культурное наследие античности.
3. Проблема этногенеза восточных славян. Концепция происхождения древнерусской государственности.
4. Этапы становления и особенности социокультурного, политического, экономического развития Киевской Руси.
5. Принятие христианства.
6. Культура и быт Древней Руси.
Методические рекомендации:
При подготовке к первому вопросу необходимо определить что такое «этногенез», «Великое переселение народов».
Второй вопрос необходимо начать с освещения причин, которые способствовали появлению греческих городов-колоний. Выявите роль Византии и ее влияние на Древнерусское государство.
Освещая третий вопрос семинара, раскройте понятие этногенеза. Обратите внимание на различные концепции происхождения восточных славян. Рассмотрите предпосылки складывания государственности на Руси(социально-экономический, политический и внешний факторы), суть норманнской и антинорманнской теорий, этапы развития Древнерусского государства. Представьте краткую характеристику правления первых русских князей.
Отвечая на четвертый вопрос , проанализируйте характер системы государственного управления Киевской Руси. Определите функции, выполнявшиеся князем, боярской думой, дружиной и вече. Обратите внимание на традицию передачи княжеской власти (лествичная система). Дайте характеристику социального статуса основных категорий населения общества Киевской Руси(бояре, смерды, холопы, рядовичи, закупы и др.).Проанализируйте особенности экономической системы древнерусского государства. Выявите особенности социокультурного развития Киевской Руси.
Осветите тенденции и динамику развития древнерусского государства.
При подготовке к пятому вопросу, необходимо обратиться к характеристике языческих верований восточных славян. Выявите причины принятия князем Владимиром I христианства как государственной религии(внешнеполитические, внутриполитические, «личные») и последствия данного шага для дальнейшего развития страны. Изучите роль и функции православной церкви в древнерусском государстве и обществе.
При освещении шестого вопроса необходимо подчеркнуть, что православие определило пути развития русской культуры. Архитектура, живопись после принятия Русью христианства развивались под воздействием византийских образцов. Однако с течением времени церковное искусство все больше начинало приобретать национальные черты.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Зуев, Михаил Николаевич. История России : учебное пособие для бакалавров: рекомендовано Научно-методическим советом по истории Мин. образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е
2. Фортунатов, Владимир Валентинович. История : учебное пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Учебное пособие)изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс)
3. Лысак И.В. История России [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23590
4. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930
5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803
Дополнительная:
1. Анисимов, Евгений Викторович. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с
2. Артемов, Виктор Владимирович. История Отечества: с древнейших времен до наших дней : допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2009. - 360 с. - (Среднее профессиональное образование)
3. История России : Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ТКВелби ; М. : Проспект, 2008. - 528 с
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н.Сахарова. - М. : Проспект, 2013. - 768 с
5. Кривошеев, Максим Владимирович. История России : конспект лекций / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 191 с. - (Хочу все сдать)
6. Мунчаев, Шамиль Магомедович. История России : допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 784 с.
7. Соловьев, Сергей Михайлович. Полный курс русской истории в одной книге : в современном изложении Лин фон Паль / С. М. Соловьев. - М. :АСТ ; СПб : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009. - 542 с. - (Летопись мира)
8. Ходяков, Михаил Викторович. Отечественная история : конспект лекций / М. В. Ходяков, М. В. Кривошеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 191 с. - (Хочу все сдать)
9. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / сост. А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 592 с
Интернет-ресурсы:
1. История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБСАСВ, 2013.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20007
2. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ И.И. Широкорад [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2004.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7382
3. Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494
Темы рефератов:
1. Скандинавский фактор в древнерусской истории.
2 .Двоеверие как проблема древнерусской религиозности.
3. Древнерусский город и горожане: особенности древнерусской обыденности.
4. «Откуда есть пошла русская земля».
Основные понятия и термины:
родовая община, соседская община, финно-угорские племена, путь « из варяг в греки», хазарский каганат, язычество, «военная демократия», «норманнская теория», варяги, община, полюдье, натуральное хозяйство, «уроки», «погосты», крещение переложная и подсечно-огневая системы земледелия, промыслы, ремесло ,род, старейшины, вождь, «мир», «вервь», князь, дружина, дань, великое переселение народов, праславяне, анты, венеды, индоевропейская группа народов, античность .полис, патриции, плебеи, эллинизм, неолитическая революция, великое переселение народов, индоевропейцы, половцы, колонизация, государство, православие.
Вопросы для самопроверки
1. Заполнение таблицы
Принятие христианства на Руси
Причины | Последствия | Значение |
2. Составьте словарь(глоссарий) опорных понятий: вече, вотчина, двоеверие, лествица, норманнская и антинорманнская теории, полюдье, «уроки», «погосты», христианство.
3. Языческая культура славян-«доосевая».Язычество предполагает циклический взгляд на мир: лето-осень-зима-весна. Луша переходит из одного тела в другое. Природа вечна. Душа человеческая вечна. Мир населен духами(упыри, домовые и др.)Приведите примеры языческих верований, праздников, ритуалов. Какие из них сохранились до нашего времени? Как вы можете это объяснить? Как в славянских, древнерусских мифах, верованиях, праздниках отразилась особенность доосевойрусской культуры?
4. Можно ли считать Ольгу первым русским государственным деятелем, а с момента установления ею «уроков» считать Русь настоящим государством? Какова главная функция раннего государства?
5. С ХVIIIв. русских волнует проблема, кто создал Древнерусское государство. Н.М.Карамзин в « Истории государства Российского» задал вопрос : « Мы желаем знать, какой народ, в особенности называясь Русью, дал отечеству нашему и первых государей, и самое имя».
Историки Э.Байер, Г.Миллер, А Шлецер ,опираясь на легенду о призвании варягов северными племенами, пришли к выводу, что государственность славянам принесли норманны-варяги.
Кто же, по-вашему, создал русское государство? Откуда пошло название (слово) « Русь» ? Где граница «русской земли»?
Опираясь на другие источники и труды историков(Б.А. Рыбакова, Г.И. Анохина, М.Н. Тихомирова и др) обоснуйте свою собственную точку зрения?
6. Установите соответствие между термином и его дефиницией:
1. Рядович | А .Сельское население, зависимое от князя |
2. Закуп | Б. Человек, нанявшийся на работу на основе договора |
3. Тиун | В. Домашняя прислуга |
4. Смерд | Г. Человек, взявший ссуду и теперь зависимый от заимодавца |
5. Челядь | Д. Управляющий княжеским или боярским имением |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 318.