Семинар  4. Специфика и основные этапы централизации русских земель
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Объединение русских земель вокруг Москвы.

2. Специфика и этапы создания российского централизованного государства.

3. Особенности социально-экономического развития России в XVI веке.

4. Реформы « Избранной Рады»: земская, централизация финансовой и налоговой системы, начало создания регулярной армии.

5. Политика опричнины: объективные и субъективные предпосылки, сущность. Последствия, утверждение самодержавного правления.

6. Внешняя политика России.

Методические рекомендации:

самое главное при освещении первого вопроса - это показать сочетание объективных процессов развития, приведших к образованию единого государства и субъективных факторов-в частности  гибкой, умелой и во многом целенаправленно - беспринципной политики московских князей, которая на деле была лишь следствием исторической необходимости манипулирования ордынскими симпатиями и антипатиями.

В ответе на второй  вопрос необходимо исследовать процесс формирования России как централизованного государства. Обратитесь к выявлению причин и предпосылок централизации. Рассмотрите разнообразные исторические концепции этого процесса. Проанализируйте взаимосвязь возвышения Москвы и складывания нового государственного образования в русских землях. Изучите особенности российской цивилизации. Обратите внимание на трансформацию политической системы и роль русской православной церкви в создании Российского государства. Не забывайте. Что именно в этот период российское централизованное государство начинает превращаться в многонациональное ( присоединение Казанского и Астраханского ханств, начало колонизации Поволжья и Сибири).

Используя фактический материал, докажите при освещении третьего  вопроса, что в России произошли большие изменения в социально-экономической сфере. Подчеркните, что новые явления в экономике страны стал результатом объединения государства.

Четвертый вопрос. Расскажите о создании Избранной Рады и о тех реформах, которые были е. проведены. Подчеркните. что Реформы были вызваны стремлением Ивана IV укрепить личную власть. Подчеркните, что эти реформы отражали интересы княжеско-боярской политики, в распространении привилегий действовала, прежде всего, в интересах дворянства. Докажите, что реформы носили прогрессивный характер.

В шестом вопросе необходимо показать результаты опричнины, последствия ее, которые стали причиной ужесточения и складывания системы крепостного права. Отметьте противоречивый характер опричнины.

 

Рекомендуемая литература:

 Основная:

1. Зуев, Михаил Николаевич. История России : учебное пособие для бакалавров: рекомендовано Научно-методическим советом по истории Мин. образования и науки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев. - 2-е

2. Фортунатов, Владимир Валентинович. История : учебное пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Учебное пособие)изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс)

3. Лысак И.В. История России [Электронный ресурс]: краткий конспект лекций/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23590

4. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник/ Кузнецов И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 815 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24803

 

Дополнительная:

1. Анисимов, Евгений Викторович. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 592 с

2. Артемов, Виктор Владимирович. История Отечества: с древнейших времен до наших дней : допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 13-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2009. - 360 с. - (Среднее профессиональное образование)

3. История России : Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. :ТКВелби ; М. : Проспект, 2008. - 528 с

4. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / под ред. А.Н.Сахарова. - М. : Проспект, 2013. - 768 с

5. Кривошеев, Максим Владимирович. История России : конспект лекций / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков. - 2-е изд., перер. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 191 с. - (Хочу все сдать)

6. Мунчаев, Шамиль Магомедович. История России : допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 784 с.

7. Соловьев, Сергей Михайлович. Полный курс русской истории в одной книг фон Паль / С. М. Соловьев. - М. :АСТ ; СПб : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009. - 542 с. - (Летопись мира)

8. Скрынников Р.Г. Иван III.-м.: Эксмо,2005.

9. Хрестоматия по истории России : учебное пособие / сост. А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 592 с

10. Ходяков, Михаил Викторович. Отечественная история : конспект лекций / М. В. Ходяков, М. В. Кривошеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 191 с. - (Хочу все сдать).

 

 Интернет-ресурсы:

1 История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБСАСВ, 2013.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20007

3. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ И.И. Широкорад [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2004.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7382

2Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494

3 .История России [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ И.И. Широкорад [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2004.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7382

                                        

Рефераты

1 Вклад русской православной церкви в создании единого российского государства( деятельность митрополита Алексия, Сергия Радонежского, Стефана Пермского).

2. Иван Грозный: политик и человек.

3. Центры объединения Руси: проблема лидерства.

4 .Российская цивилизация как особое природно-географическое единство.

5.Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

 

Основные понятия и термины:

детинец, посад, торг, великие князья, удельные князья. эволюционный( традиционный путь) развития, наместник, удел. Уезд, царь-самодержец-государь всея Руси, черные крестьяне, владельческие крестьяне, многонациональное государство, централизованное государство, Судебник ,Стоглавый собор, сословная монархия, крепостное право, опричнина, иосифляне ,система управления ,Избранная Рада.

Вопросы для самопроверки

1. Составьте словарь ( глоссарий) опорных понятий: Заповедные лета, местничество, поместье, сословие, централизованное государство.

2. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: «Как жестоко я страдал из за вас с юности и до последнего времени .Подданные наши достигли осуществления своих желаний-получили царства без правителя. дворцы и села наших дядей взяли себе .И сокровища матери перенесли в Большую казну , а остальное разделили. Припомню одно: бывало. Мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положил ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уже совсем не как раб на господ .Сколько раз мне и поесть не давали во время .Все расхитили коварным образом….»

Определите автора этого исторического документа. К кому обращено это письмо? Каковы были обстоятельства его появления и последствия, вызванных данным письмом событий. Обозначьте их оценки в отечественной историографии. С какой позицией вы

солидаризируетесь? Аргументируйте свой ответ.

3. Почему Иван Калита носил такое прозвище? Какова его главная заслуга в деле возвышения Москвы?

4. Назовите двух главных внешнеполитических союзников Московской Руси на протяжении всего ее становления как государства.

5. Судебников Ивана III впервые вводился принцип опроса представителей местного населения в случае. Когда против подозреваемого в преступлении не было бесспорных улик .В такой ситуации показание под присягой пяти –шести детей боярских или такого же числа « добрых христиан» решало судьбу обвиняемого. Чем примечательно данное положение?

6. Согласно оценкам многих историков, в Великороссии около 1300 года самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным-Рязанское, самым культурным-Ростово -Суздальское, самым богатым-Новгородская республика .Главным же городом России вскоре стала Москва .Почему?

Дата: 2018-11-18, просмотров: 390.