Денежный оборот и система денежных расчетов на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Денежный оборот на предприятии представляет собой круговое движение денег при ведении им финансово-хозяйственной деятельности.

Движение денег, или денежный поток, может осуществляться в обоих направлениях: от предприятия — исходящий денежный поток и к предприятию — входящий денежный поток. В общей схеме кругооборота денежных средств, с финансовой точки зрения, очень важно для предприятия поддержание текущей платежеспособности, т.е. наличие объема денежных средств, достаточного для выполнения предприятием своих текущих обязательств. Отмеченное условие является главной задачей при управлении денежными потоками.

Представляя финансово-хозяйственную деятельность предприятия через три ее составляющие: текущую (операционную), инвестиционную и финансовую деятельность, можно охарактеризовать денежные потоки следующим образом.

Текущая деятельность, являясь главным источником прибыли, генерирует основной поток (приток) денежных средств, элементы которого отображены в табл. 2.2. Элементы денежного потока по инвестиционной деятельности отражены в табл. 2.3, а по финансовой — в табл. 2.4. Денежные потоки по указанным видам деятельностям предприятия могут иметь наличную и безналичную денежную форму.

Гражданский кодекс РФ (ст. 140) устанавливает, что форма расчетов определяется характером денежной операции. Организация наличного обращения и наличных денежных расчетов определяется Положением ЦБР и порядком ведения кассовых операций, внутренними документами предприятия.

Нормативными документами формулируются следующие основные принципы безналичных расчетов: принцип документальности, принцип срочности, принцип обеспеченности платежа, принцип свободного выбора форм безналичных расчетов.

Действующим законодательством установлены различные Формы расчетов, которые организации могут выбирать по своему усмотрению, в частности: платежные поручения, платежные требования-поручения, аккредитивы, чеки.

 

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОММЕРЧЕСКОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

6.1. Основные понятия, принципы финансового планирования.

6.2. Методы финансового планирования.

6.3. Система финансовых планов и виды бюджетов на предприятии.

6.1. Основные понятия, принципы финансового планирования

Финансовое планирование помогает управленческому персоналу ответить на два ключевых вопроса:

1) на каком уровне экономического развития находится предприятие и каковы будут финансовые результаты в будущем?

2) при помощи каких финансовых ресурсов, могут быть достигнуты положительные финансовые результаты?

Разработка предприятием финансовых планов, в том числе бюджетов, занимает важное место в системе управления финансами предприятия. В теории и практике финансового планирования используются следующие основные понятия.

Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) или долгосрочный (свыше одного года) период.

Бюджет — оперативный финансовый план, составленный как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятий используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий периоди последовательность действий по исчислению показателей.

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности в организации и сводятся к следующему:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

2. Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

3. Принцип рентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг).

4. Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

5. Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка.

6. Принцип предельной рентабельности и др.

 

6.2. Методы финансового планирования

 

Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов и к ним, в частности, относят:

1) расчетно-аналитический; 2) нормативный; 3) балансовый; 4) оптимизацию плановых решений; 5) метод моделирования.

 

Так, расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе анализа финансовых показателей за прошедший период прогнозируется их величина на будущий период. С помощью этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка и др.

Балансовый метод состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется в основном при прогнозе поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др.

Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

Экономико-математическое моделирование позволяет количественно определить взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Данная связь выражается через математическую модель, представляющую собой точное математическое описание экономических процессов (с помощью уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.).

 

6.3. Система финансовых планов и виды бюджетов на предприятии

 

Для определения финансового потенциала на текущий и долговременный периоды предприятия могут разрабатываться различные виды финансовых планов, которые объединяются в систему финансовых планов (табл. 2.5).

 

Таблица 2.5

Виды финансовых планов на предприятии

Вид (наименование) финансового плана Период, на который составляется план
1. Сводный бюджет доходов и расходов предприятия Квартал, полугодие, год
2. Инвестиционный план (бюджет) Квартал, полугодие, год
3.Операционные бюджеты (расшифровки сводного бюджета) Квартал, полугодие, год
4. План распределения валовой и чистой прибыли Квартал, полугодие, год
5. Платежный календарь Месяц
6. Кредитный план Квартал, полугодие, год
7. Кассовый план (кассовая заявка, согла-суемая с банком) Квартал
8. План движения денежных средств (по видам деятельности) Квартал, год
9. Прогноз баланса активов и пассивов На конец квартала
10. График безубыточности (составной элемент бизнес-плана) От года более

 

В системе финансовых планов неотъемлемым элементом являются бюджеты, обычно составляемые на год. Форма основного (сводного) бюджета доходов и расходов представлена на табл. 2.6.

 

Таблица 2.6

Форма основного бюджета предприятия

Доходная часть бюджета Расходная часть бюджета
1. Выручка от реализации продукции, всего 1. Текущие расходы, всего, в том числе: — материальные затраты, — расходы на оплату труда, — амортизационные отчисления, — общепроизводственные расходы, — расходы периода
2. Прочие доходы по текущей (операционной) деятельности, всего 2. Расходы по уплате налогов
3. Доходы от финансовой деятельности, всего 3. Расходы по финансовой деятельности, всего
Превышение доходов над расходами Превышение расходов над доходами

 

Приказом Минэкономики РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» от 01.10.97 № 118 предлагается следующая система бюджетов:

• бюджет материальных затрат;

• бюджет потребления энергии;

• бюджет фонда оплаты труда;

• бюджет амортизационных отчислений;

• бюджет прочих расходов;

• бюджет погашения ссуд банков;

• налоговый бюджет.

 

Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. При этом сводный бюджет предприятия равен сумме бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов.

Для составления бюджетов, финансовых планов используются следующие информационные источники:

1) результаты анализа бухгалтерской отчетности (ф. №1,2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

2) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

3) прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или иные планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса;

4) экономические нормативы;

5) утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных бюджеты служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 603.