ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

Квалификация выпускника: специалист таможенного дела

Форма обучения: очная, заочная

Тула 2017 г.


Рассмотрено на заседании кафедры ФиМ

протокол №_1_ от «30»___09____2017 г.

Зав. кафедрой ____________ А.Л.Сабинина
СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. ФИНАНСЫ……………………………………………………….....5

Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ………………………………5



Понятие финансов, их назначение и источники

образования. Финансы предприятия…………………………………5

1.2. Функции финансов…………………………………………………7

Тема 2. РОЛЬ И МЕСТО ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ……………………………………………………………………………..9

2.1. Понятие финансовой системы………………………………….9

2.2. Принципы организации финансов предприятия………………10

2.3. Финансирование деятельности предприятия………………..11

Тема 3. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ………..……………….12

3.1. Определение финансового рынка и его участники…………… 12

3.2. Сегменты финансового рынка………………………………….. 14

3.3. Общая характеристика рынка денежных средств…………. 16

Тема 4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ…….……………….17

Понятие об управлении финансами на уровне

хозяйствующего субъекта……………………………………............17

4.2. Цели, задачи, механизм управления финансами предприятия.. 18

4.3. Организация финансовой службы на предприятии……………20

Тема 5. ОСНОВНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…….....21

5.1. Классификация и виды доходов предприятия…………………... 21

Расходы предприятия и формирование денежных фондов.

Распределение прибыли………………………………………………… 23

Денежный оборот и система денежных расчетов на

предприятии……………………………………………………………... 26

Тема 6. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОММЕРЧЕСКОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………..…27

6.1. Основные понятия, принципы финансового планирования…... 27

6.2. Методы финансового планирования…………………………….. 29

6.3. Система финансовых планов и виды бюджетов на

предприятии………………………………………………………..……. 30

Часть II . БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ………………………………………...31

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ………………..…….....31

                                                                                          

1.1 Актуальные проблемы учета в условиях рыночной экономики..31

1.2 Хозяйственный учет: определение и содержание.

Оперативный, бухгалтерский и статистический виды учета……………………………………………………………………....32

Задачи и основные принципы бухгалтерского учета. Права предприятия, осуществляющего организацию бухгалтерского

 учета………………………………………………………………….33

Тема 2. предмет и метод бухгалтерского учета…………..34

2.1 Классификация средств предприятия по составу, размещению и источникам образования………………………………………………………34

2.2 Предмет и метод бухгалтерского учета…………………………36

Тема 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС………………………………………38

3.1 Понятие бухгалтерского баланса…………………………………38

3.2 Форма и строение бухгалтерского баланса……………………...39

3.3 Влияние хозяйственных операций на баланс…………………….41

тема 4. счета и двойная запись…………………………………….42

4.1 Понятие бухгалтерского счета. Строение счетов……………..42

4.2 Двойная запись. Корреспонденция счетов………………………..47

4.3 Синтетические и аналитические счета…………………………49

Оборотные ведомости по синтетическим и

аналитическим счетам……………………………………………52

4.5 Систематическая и хронологическая запись……………………54

4.6 Классификация счетов бухгалтерского учета…………………..56

4.7 Новый план счетов бухгалтерского учета……………………….60

Тема 5 Документация и инвентаризация……………………..61

5.1 Понятие бухгалтерского документа. Его форма и реквизиты..61

5.2 Классификация бухгалтерских документов……………………...62

5.3 Требования, предъявляемые к оформлению бухгалтерских

документов……………………………………………………….............64

5.4 Инвентаризация, техника ее проведения, оформление результатов инвентаризации………………………………………………………...…67

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....68



ЧАСТЬ 1. ФИНАНСЫ

 

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ.

1.1 Понятие финансов, их назначение и источники образования. Финансы предприятия.

Функции финансов.

1.1 Понятие финансов, их назначение и источники образования. Финансы предприятия.

 

Современная трактовка термина финансы достаточно широка и заключается в следующем:

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Круг участников таких отношений достаточно широк, от государства в целом до единоличного предпринимателя, гражданина страны. Финансы отличаются от денег, прежде всего по своему содержанию. Деньги – это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда; финансы – это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов. ВВП – макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех товаров, работ и услуг, произведенных на территории страны за год. Таким образом, финансы являются вторичной, т.е. производной категорией. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использованием.

Финансы как экономические отношения имеют три существенных признака:

1) распределительный характер этих отношений, основанный на правовых нормах и этике ведения бизнеса;

2) односторонний характер движения денежных средств;

3) в результате этих отношений могут создаваться как централизованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.

Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть:

а) на уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, Доходы от приватизации имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т.д.;

б) на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций): прибыль, амортизация, продажа акций, дивиденды от участия в других организациях, банковский кредит и т.д.;

в) на уровне населения: заработная плата, выплаты социального характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потребительский кредит.

Финансы предприятий (ФП) являются одним из наиболее весомых элементов финансовой системы страны. Их определяют как экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов и финансовых ресурсов.

ФП можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания организации – связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного капитала;

2) между отдельными организациями – связанные с возникновением вновь созданной в процессе функционирования организаций стоимости;

3) между организациями и их территориально обособленными и (или) структурными подразделениями;

4) между организацией и ее работниками – при распределении и использовании доходов, выплаты заработной платы, социальной помощи;

5) между организацией и ее вышестоящей структурой или внутри объединений организаций;

6) между организациями, предприятиями – по поводу эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, долевого участия в создании совместных предприятий и т.д.;

7) между организациями и бюджетной системой государства – при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций и т.д.;

8) между организациями и банковской системой (хранение денег в коммерческих банках, ссуды, проценты по кредиту, покупка и продажа валюты и др.;

9) между организациями и страховыми компаниями при страховании имущества, личного страхования отдельных категорий работников, коммерческих рисков и т.д.

 

Таким образом, движение денежных средств на уровне организации начинается с формирования уставного капитала организации и завершается использованием доходов и денежных резервов. В зависимости от деления организаций на коммерческие и некоммерческие, вида их деятельности, финансы могут приобретать и специфические, свойственные конкретной ситуации формы (отношения с аудиторскими фирмами, спонсорами, биржами, отделами приватизации и т.п.).

 

 

Функции финансов.

 

Финансы выполняют три главные функции, которые также отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую. Рассмотрим их более подробно.

А) Распределительная функция финансов.

Как отмечалось выше, главным источником финансов является ВВП. При помощи финансов он вначале распределяется в макроэкономическом масштабе (первичное распределение). Это приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП. При этом денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию доходов организаций непроизводственной сферы (заработная плата бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выплаты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

Доля национального дохода, распределяемая через все звенья финансовой системы, обратно пропорциональна уровню милитаризации экономики. Например, накануне второй мировой войны через финансовую систему в странах Европы распределялось всего 9-18 % средств, в настоящее время эта доля возросла до 60-70 %.

Распределительные процессы происходят и внутри каждого предприятия. Посредством распределительной функции происходит формирование начального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, вложение его в производство, воспроизводство, приращение капитала. Происходит создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов. С распределительной функцией финансов напрямую связано формирование следующих денежных фондов: уставный капитал (фонд), фонд заработной платы, фонд обязательных налоговых платежей, добавочный капитал, валютный фонд, а также формируемые за счет чистой прибыли фонды: фонд накопления, потребления, резервный фонд и др. Распределительные отношения затрагивают как интересы хозяйствующих субъектов в целом, так и интересы их учредителей, работников, кредитных и страховых учреждений.

 

Б) Контрольная функция финансов. Виды финансового контроля.

Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государственных финансовых органов (например, налоговой инспекции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. В теории финансов (применительно к России) различают пять видов финансового контроля: Общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. Кратко рассмотрим их.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления, а именно: Федеральное собрание и две его палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Этому виду контроля подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделяя министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтерами, финансовыми отделами). В функции последних входит проверка производственной и хозяйственной деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

    Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица или общественные организации на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Контрольная функция финансов на уровне предприятия способствует повышению эффективности производства. Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляется по нескольким направлениям:

1) непосредственный контроль на самом предприятии, направленный на анализ финансовых показателей, оперативное отслеживание выполнения финансовых планов и обязательств перед поставщиками, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и т.д.;

2) контроль со стороны учредителей организации, акционеров за эффективным вложение денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;

3) контроль со стороны местных органов федеральной налоговой службы – инспекций, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

4) контроль за использованием бюджетных средств со стороны департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, касающийся бюджетных предприятий;

5) контроль коммерческих банков при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;

6) контроль независимых аудиторских фирм при проведении аудиторских проверок.

Необходимыми условиями функционирования финансов организации в стране с рыночной экономикой являются:

- многообразие форм собственности, организационно-правовых форм;

- наличие рынков товаров, труда, капитала, коммерческих услуг;

- самофинансирование и самостоятельность в принятии финансовых решений;

- рыночное ценообразование на товары, услуги, конкуренция между организациями в определенной сфере;

- регламентация государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий и организаций и др.

 

В) Регулирующая функция финансов.

Распределительная и контрольная функции финансов проявляются на стихийно, а на основе законов и правовых актов. Совокупность правовых норм, положений, правовых актов позволяет регулировать финансовую деятельность на уровне государства и хозяйствующих субъектов, тем самым воздействовать на процесс воспроизводства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений государством используются такие методы, как государственное бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, налоговое и таможенное регулирование, федеральные программы помощи отдельным категориям предприятий бюджетной сферы.

Регулирующая функция финансов проявляется и на уровне предприятий, домашних хозяйств. В последнем случае можно говорить о саморегуляции финансов пол воздействием внешних и внутренних факторов.

 

Понятие финансовой системы.

Понятие финансовой системы.

 

Существуют различные подходы к определению финансовой системы. По мнению российских ученых, сущность финансовой системы страны раскрывается через ее подсистемы: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую. Сама же финансовая система определяется как «форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта».

Наступление относительной стабилизации в экономике России, интеграция страны в мировое хозяйство обозначили представление финансовой системы РФ тремя основными частями:

1) Централизованные финансы, в том числе:

- государственные финансы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, государственные кредиты и займы);

- муниципальные финансы (местные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, муниципальные фонды, муниципальные займы).

2) Децентрализованные финансы, в том числе:

- финансы коммерческих организаций;

- финансы некоммерческих организаций;

- финансы финансовых посредников;

- финансы домашних хозяйств.

3) Международные финансы, в том числе:

- финансы, возникающие от имени государства (РФ);

- финансы, возникающие от имени организации;

- финансы, возникающие от имени физических лиц;

- финансы, возникающие от имени региональных и местных органов власти.

 

 Особую роль в подсистеме децентрализованных финансов выполняют финансы посредников. Под финансовыми посредниками понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в этих средствах. В этом звене финансовой системы могут быть сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, как правило, на инвестиционные цели. К финансовым посредникам относятся коммерческие банки, сберегательные институты, страховые компании, частные и государственные пенсионные фонды, паевые фонды, финансовые компании, федеральные агентства.

 

ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

                                                     

Сегменты финансового рынка.

Сегменты финансового рынка

 

    Функционирование финансовых рынков предполагает определенную их сегментацию. В наиболее общем виде финансовый рынок состоит из четырех основных элементов (сегментов), каждый из которых в свою очередь может быть детализирован и (или) классифицирован по различным признакам. В частности, наиболее подробно классифицируется фондовый рынок, например, на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой и т.д.

Валютный рынок — это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. К последним можно отнести:

• иностранную валюту (денежные знаки и средства на счетах в денежных единицах иностранного государства, международных или расчетных денежных единицах);

• ценные бумаги (чеки, векселя), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

• драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) и природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг).

 

В качестве субъектов (участников) валютного рынка выступают банки, биржи, экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные структуры.

Объектом валютного рынка может быть любое финансовое требование, обозначенное в валютных ценностях. Объекты валютного рынка покупаются и продаются его участниками за деньги, находящиеся в обращении.

Субъекты валютного рынка могут осуществлять следующие виды операций:

• передача покупательной способности;

• хеджирование (страхование открытых валютных позиций);

• спекуляция (выгода от ожидания изменений валютных курсов или процентных ставок);

• арбитраж процентных ставок (получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещение на согласованные периоды по более высокой ставке).

Так, передача покупательной способности осуществляется в виде следующих сделок:

• кассовые сделки (спот) — немедленная поставка валюты, чаще всего в течение двух рабочих дней после заключения сделки;

• срочные сделки (форвард) — поставка валюты через определенный промежуток времени;

• свопы — предполагается одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения.

Совокупность взаимоотношений (экономических, организационных, правовых) на валютном рынке называется системой валютно-финансовых отношений.

Рынок золота — это сфера финансовых отношений, связанных с куплей-продажей золота как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления.

В основе сегментации финансовых рынков на рынки денежных средств и рынки капитала лежит прежде всего срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В мировой практике считается, что если срок обращения финансового инструмента составляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Среднесрочные (от 1 года до 5) и долгосрочные инструменты (свыше 5 лет) относятся к рынку капитала.

 

Примечание. В России принято считать финансовым инструментом рынок капитала со сроком обращения долее полугода.

 

Выделение сегментов финансового рынка в денежный рынок и рынок капитала имеет глубокий экономический смысл. Инструменты денежного рынка служат в первую очередь для обеспечения ликвидности государственных организаций и бизнеса, в то время как инструменты рынка капитала связаны с процессами сбережения и инвестирования.

Примерами инструментов денежного рынка являются казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты банков. К инструментам рынка капитала, например, относятся долгосрочные облигации, акции, долгосрочные ссуды.

 

Примечание. Наличные и безналичные деньги, если они сами являются товаром, то их можно рассматривать как элемент денежного рынка, а если они обслуживают розничный товарооборот, то как элемент рынка товаров и услуг.

 

Рынок капитала в свою очередь можно далее подразделить на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Если в качестве финансового инструмента выступают последние, то эти отношения носят характер отношений собственности. На рынке ссудного капитала — это кредитные отношения.

 

Примечание. Долевые ценные бумаги представляют собой сертификаты, подтверждающие право ее владельца на владение собственностью, на долю в уставном капитале организации, на участие в распределении прибыли, на участие в управлении этой организацией.

 

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОММЕРЧЕСКОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

6.1. Основные понятия, принципы финансового планирования.

6.2. Методы финансового планирования.

6.3. Система финансовых планов и виды бюджетов на предприятии.

6.1. Основные понятия, принципы финансового планирования

Финансовое планирование помогает управленческому персоналу ответить на два ключевых вопроса:

1) на каком уровне экономического развития находится предприятие и каковы будут финансовые результаты в будущем?

2) при помощи каких финансовых ресурсов, могут быть достигнуты положительные финансовые результаты?

Разработка предприятием финансовых планов, в том числе бюджетов, занимает важное место в системе управления финансами предприятия. В теории и практике финансового планирования используются следующие основные понятия.

Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) или долгосрочный (свыше одного года) период.

Бюджет — оперативный финансовый план, составленный как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятий используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий периоди последовательность действий по исчислению показателей.

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности в организации и сводятся к следующему:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

2. Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

3. Принцип рентабельности капиталовложений — для капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг).

4. Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

5. Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка.

6. Принцип предельной рентабельности и др.

 

6.2. Методы финансового планирования

 

Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов и к ним, в частности, относят:

1) расчетно-аналитический; 2) нормативный; 3) балансовый; 4) оптимизацию плановых решений; 5) метод моделирования.

 

Так, расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе анализа финансовых показателей за прошедший период прогнозируется их величина на будущий период. С помощью этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка и др.

Балансовый метод состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется в основном при прогнозе поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др.

Метод оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

Экономико-математическое моделирование позволяет количественно определить взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Данная связь выражается через математическую модель, представляющую собой точное математическое описание экономических процессов (с помощью уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.).

 

6.3. Система финансовых планов и виды бюджетов на предприятии

 

Для определения финансового потенциала на текущий и долговременный периоды предприятия могут разрабатываться различные виды финансовых планов, которые объединяются в систему финансовых планов (табл. 2.5).

 

Таблица 2.5

Виды финансовых планов на предприятии

Вид (наименование) финансового плана Период, на который составляется план
1. Сводный бюджет доходов и расходов предприятия Квартал, полугодие, год
2. Инвестиционный план (бюджет) Квартал, полугодие, год
3.Операционные бюджеты (расшифровки сводного бюджета) Квартал, полугодие, год
4. План распределения валовой и чистой прибыли Квартал, полугодие, год
5. Платежный календарь Месяц
6. Кредитный план Квартал, полугодие, год
7. Кассовый план (кассовая заявка, согла-суемая с банком) Квартал
8. План движения денежных средств (по видам деятельности) Квартал, год
9. Прогноз баланса активов и пассивов На конец квартала
10. График безубыточности (составной элемент бизнес-плана) От года более

 

В системе финансовых планов неотъемлемым элементом являются бюджеты, обычно составляемые на год. Форма основного (сводного) бюджета доходов и расходов представлена на табл. 2.6.

 

Таблица 2.6

Форма основного бюджета предприятия

Доходная часть бюджета Расходная часть бюджета
1. Выручка от реализации продукции, всего 1. Текущие расходы, всего, в том числе: — материальные затраты, — расходы на оплату труда, — амортизационные отчисления, — общепроизводственные расходы, — расходы периода
2. Прочие доходы по текущей (операционной) деятельности, всего 2. Расходы по уплате налогов
3. Доходы от финансовой деятельности, всего 3. Расходы по финансовой деятельности, всего
Превышение доходов над расходами Превышение расходов над доходами

 

Приказом Минэкономики РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» от 01.10.97 № 118 предлагается следующая система бюджетов:

• бюджет материальных затрат;

• бюджет потребления энергии;

• бюджет фонда оплаты труда;

• бюджет амортизационных отчислений;

• бюджет прочих расходов;

• бюджет погашения ссуд банков;

• налоговый бюджет.

 

Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. При этом сводный бюджет предприятия равен сумме бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов.

Для составления бюджетов, финансовых планов используются следующие информационные источники:

1) результаты анализа бухгалтерской отчетности (ф. №1,2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

2) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

3) прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям или иные планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса;

4) экономические нормативы;

5) утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных бюджеты служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.



Аналитическим счетам.

Пример.

 Счет "Материалы" (активный) т. руб.

Дебет                                                                                                  Кредит

Остаток на 01.01                    30 1) поступило на склад             2   2) отпущено в производство 15

 

 

Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (пасс.) т. руб.

Дебет                                                                                               Кредит

2) погашена часть задолженности       5 Остаток на 01.01                                6 1) задолженность за полученные материалы                                     35

 

Счета не только отражают изменения учитываемых средств или источников, но и дают возможность на любой момент вы­вести их остаток или сальдо (от итальянского «расчет»).

Для подсчета конечного сальдо необходимо определить обороты дебета и кредита, т.е. общие суммы всех за­писей по дебету и по кредиту счета.

Итог сумм хозяйственных операций, отражаемых в дебете счетов, называется дебетовым оборотом.

Итог сумм хозяйственных операций, отражаемых в кредите счетов, называется кредитовым оборотом.

Новый или конечный остаток (на конец отчетного периода), записывается на той же стороне счета, что и начальный остаток: на активном счете - в дебете, на пассивном счете - в кредите.

Чтобы вывести новый остаток в активных счетах, необходимо к начальному остатку дебета прибавить оборот дебета, из полученной суммы вычесть оборот кредита и разность записать в качестве нового (конечного) остатка на дебете счета:

С = С + ОбД - ОбК

Чтобы вывести остаток в пассивных счетах, нужно к начальному остатку кредита прибавить оборот кредита, из полученной суммы вычесть оборот дебета и разность записать в качестве нового (конечного) остатка на кредите счета:

С = С + ОбК - ОбД

 

При подсчете итогов и выведении остатка на активных счетах превышения кредита над дебетом не может быть, так как невозможно уменьшения средств (кредит) на большую сумму, чем их имелось (дебет).

Точно так же в пассивных счетах не может быть превышения дебета над кредитом, так как невозможно уменьшение источников (дебет) на большую сумму, чем их имелось (кредит).

На основании сказанного можно записать строение счетов следующим образом:

Строение активных счетов

Дебет                                                                                               Кредит

Начальный остаток С Увеличение средств (+)   Уменьшение средств (-)
Оборот по дебету ОбД Оборот по кредиту ОбК
Конечный остаток С= С+ ОбД - ОбК  

 

 

Строение пассивных счетов

Дебет                                                                                               Кредит

  Уменьшение средств (-) Начальный остаток С Увеличение средств (+)
Оборот по дебету ОбД Оборот по кредиту ОбК
  Конечный остаток С= С + ОбК - ОбД

 

Пример.

Счет "Материалы" (активный) т. руб.

Дебет                                                                                                  Кредит

Остаток на 01.01                    30 1) поступило на склад             2 3) поступило на склад            38 5) поступило на склад            15   2) отпущено в производство 15 4) отпущено в производство      10
Оборот дебета                         55 Оборот кредита                       25
Остаток на 01.02                     60  

 

Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (пасс.) т. руб.

Дебет                                                                                                          Кредит

  2) погашена часть задолженности       5 3) погашена часть задолженности     25 Остаток на 01.01 1) задолженность за полученные материалы                                     35 4) задолженность за полученные материалы                                     15
Оборот дебета                                      30 Оборот кредита                                50
  Остаток на 01.02                              20

 

Существуют также активно-пассивные счета. Они бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое или кредитовое) и с двухсторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).

Счетом с односторонним сальдо является счет «Прибыли и убытки» 80. Если у предприятия сумма доходов больше суммы расходов, то разница между ними покажет прибыль. Следовательно, сальдо счета будет кредитовым, т.к. прибыль является источником средств. Если же сумма доходов предприятия меньше суммы расходов, то разница между ними покажет убыток и сальдо будет дебетовым.

К активно-пассивным счетам с двусторонним сальдо относится счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 76. Сальдо счета по дебету означает дебиторскую задолженность, сальдо по кредиту - кредиторскую.

Строение этого счета можно представить следующим образом:

Строение активно-пассивных счетов

(«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 76)

Дебет                                                                                               Кредит

Начальный остаток дебиторской задолженности С Увеличение дебиторской задолженности (+) Уменьшение кредиторской  задолженности (-) Начальный остаток кредиторской задолженности С Увеличение кредиторской  задолженности (+) Уменьшение дебиторской задолженности (-)
Оборот по дебету ОбД Оборот по кредиту ОбК
Конечный остаток дебиторской задолженности С= С+ ОбД - ОбК Конечный остаток кредиторской задолженности С= С + ОбК - ОбД

 

Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывать разных счетов для организаций и учреждений, которые могут быть в разное время и дебиторами и кредиторами.

 

Пример.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам

 за февраль 2000 г. (в тыс. руб.)

  № Наименование (шифр) счетов

Остатки С1

на 01.02.00

Обороты

за месяц

Остатки С2

на 01.03.00

    Д К Д К Д К
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Основные средства 01 50 - - - 50 -
2. Материалы 10 20 - 20 - 40 -
3. Касса 50 0,930 - 10,075 10,065 0,940 -
4. Расчетный счет 51 29 - - 10 19 -
5. Расч. с п/о лицами 71 0,070 - 0,065 0,075 0,060 -
6. Уставный капитал 85 - 60 - - - 60
7. Кр/ср. кредиты 90 - 20 - 5 - 25
8. Расчеты с пост-ми 60 - 10 5 20 - 25
9. Расчеты по з/п 70 - 10 10 - - -
  Итого 100 100 45,140 45,140 110 110

 

Данные для оборотной ведомости берутся непосредственно из счетов. Для этого в счетах подытоживаются обороты и выводятся новые остатки. Затем просматривают все счета по порядку, один за другим, вписывают в оборотную ведомость наименование счета, начальный остаток - в дебетовую или кредитовую графу (колонку), обороты по дебету и по кредиту и конечный остаток - в дебетовую или кредитовую графу.

После записи всех счетов проверяют правильность выведения ко­нечных остатков. Для этого, просматривая оборотную ведомость, в ак­тивных счетах, согласно правилу выведения остатков, к начальному де­бетовому остатку прибавляют оборот дебета и от полученного результа­та отнимают оборот кредита; а в пассивных счетах к начальному креди­товому остатку прибавляют оборот кредита и вычитают оборот дебета.

Если полученный в результате проверок остаток не сходится с остатком, пе­ренесенным со счета, значит, при выведении остатка в счете допущена ошибка, которую надо найти и исправить. Затем по всем колонкам обо­ротной ведомости производят подсчет общих итогов. Полученные итоги записываются внизу под чертой.

Основная особенность оборотной ведомости по синтетическим сче­там - три пары равных итогов.

Равенство первой пары - общих итогов начальных остатков дебета и кредита всех счетов - обусловлено тем, что итог синтетических счетов по дебету показывает сумму всех средств предприятия на начало отчетного периода, а итог по кредиту - сумму источников этих средств. Т.е. они отражают баланс предприятия на начало отчетного периода.

Равенство второй пары - общий итог оборотов всех счетов за истекающий пе­риод по дебету и по кредиту - обусловлено применением способа двойной записи операций на счетах, при которой каждая операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.

Равенство третьей пары - общий итог конечных остатков дебета всех счетов, равный общему итогу конечных остатков кредита всех счетов - объясняется так же, как и первое, только дебетовые и кредитовые остатки показывают баланс уже не на начало, а на конец отчетного периода. Кроме того, третье равенство обусловлено первыми двумя (если начальные сальдо по дебету и кредиту всех счетов равны, равны итоги оборотов по этим счетам, то и конечные сальдо по дебету и кредиту всех счетов равны).

Если та или иная пара итогов не сходится, значит где-то допущена ошибка. Ее нужно отыскать и исправить.

При помощи синтетической оборотной ведомости возможно обнаружить только такие ошибки, которые нарушают упомянутые равенства итогов например: запись операции оба раза в дебет или оба раза в кре­дит- пропуск записи либо в дебете, либо в кредите; запись в дебет и кредит неодинаковыми суммами и т. п. Те же ошибки, которые не наруша­ют равенства итогов, при помощи оборотной ведомости не могут быть вскрыты, например: запись не на тот счет; пропуск записи и по дебету, и по кредиту; запись неправильной суммы и т. п.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам могут иметь лю­бую количественно-суммовую форму. Количественно-суммовая форма оборотной ведомости иначе еще называется товарно-материальной, а суммовая - контокоррентной.

Суммовая форма открывается для аналитических счетов, которые ведутся только в денежном выражении.

Пример.    Оборотная ведомость по аналитическим счетам

"Расчетов с подотчетными лицами " за март 2000 г. (руб.)

 

Наименование счета

Начальные остатки

Оборот за март

Конечный остаток

    Д К Д К Д К
1. Петров С.О. - - 30 - 30 -
2. Сидоров К.Б. 50 - - 50 - -
3. Васильев Б.Л. 20 - 35 25 30 -
  Итого 70 - 65 75 60 -

 

Оборотная ведомость по аналитическим счетам, которые ведутся и в натуральном и денежном выражениях, имеют количественно-суммовую форму.

Пример.        Оборотная ведомость по аналитическим счетам

«Материалы» за март 2000 г. (руб.)

     

Нач. остаток

Оборот за март

Кон. Остаток

Наим. счета Цена    

приход

расход

   
      кол. сумма кол. сумма кол. сумма кол. сумма
1. Железо 4000 1.25 5000 3.5 14000 - - 4.75 19000
2. Медь 25000 0.6 15000 0.24 6000 - - 0.84 21000
  Итого - - 20000 - 20000 - - - 40000

Основная особенность оборотных ведомостей по аналитическим счетам состоит в том, что общие итоги оборотов и остатков каждой обо­ротной ведомости равны соответственно оборотам и остаткам объеди­няющего их счета в оборотной ведомости по синтетическим счетам. Если итоги ведомости и суммы счета не совпадают, значит, в записях или подсчетах допущена ошибка.

 

Классификация счетов

Научиться ясно понимать содержание счетов и правильно пользо­ваться ими - одна из главных задач изучения метода бухгалтерского учета. Решение этой задачи требует прежде всего изучения свойств и особенностей счетов, которые раскрываются в их классификации. Клас­сификация облегчает не только изучение счетов, но и пользование ими в практической работе.

Классификация счетов осуществляется по следующим признакам:

- по экономическому содержанию счетов,

- по назначению счетов,

- по строению счетов.

Классификация счетов бухгалтерского учета

Признаки классификации

Номера
По экономическому содержанию По назначению По строению счетов
1. Счета, учитывающие 1. Инвентарные Активные 01, 10, 12, 40, 41
хозяйственные 2. Денежные Активные 50, 51, 52, 55
средства 3. Расчетные (дебитор-ская задолженность) Активные Активно-пассивные 62, 71 76, 68, 75
2. Счета, учитывающие 1. Фондовые Пассивные 85, 86, 88
источники образования средств 2. Расчетные (кредиторская задолженность) Пассивные Активно-пассивные 60, 67, 69, 70 75, 76, 68
3. Счета, учитывающие 1. Калькуляционные Активные 20, 23, 28, 15...
хозяйственные процессы 2. Собирательно-распределительные Активные  25, 26, 43, 44
  3. Операционно-результатные Активно-пассивные 46, 47, 48
  4. Финансово-результатные Активно-пассивные 80

 

Группа инвентарных или имущественных счетов охватывает счета, предназначенные для учета и контроля наличия и движения средств хозяйства, выраженных в форме определенных материальных предме­тов или ценностей. К ним относятся счета: 01 - "Основные средства", 10 - "Материалы", 40 - "Готовая продукция", 41 - "Товары".

Строение инвентарных счетов характеризуется следующими черта­ми (см. п. 4.1):

1) все инвентарные счета являются активными,

2) записи по дебету этих счетов означают увеличение, а по кредиту - уменьшение учитываемых средств,

3) остаток может быть только дебетовым, показывающим наличие средств,

4) в аналитическом учете записи по большинству инвентарных счетов ведутся не только в денежном, но и в натуральном выражении (ме­рой, весом и т.п.).

Денежные счета предназначены для учета и контроля денежных средств предприятия. Сюда относятся счет 50 - кассы, счет 51 - расчет­ного счета, счет 52 - валютного счета, счет 55 - специальных счетов в банках и др.

Строение денежных счетов сходно со строением инвентарных счетов.

Расчетные счета предназначены для учета и контроля хозяйствен­но-правовых взаимоотношений между данным предприятием и другими предприятиями или лицами (дебиторская и кредиторская задолжен­ность, задолженность по ссудам, по платежам в бюджет и т. п.).

Расчетные счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные расчетные счета служат для учета дебиторской задол­женности, например счет 71 (расчеты с подотчетными лицами), счет 62 (расчеты с покупателями и заказчиками).

Назначение пассивных расчетных счетов - учет кредиторской задол­женности. К ним относятся счета 60 (расчеты с поставщиками и подрядчика­ми), 67 (расчеты по внебюджетным платежам), 69 (расчеты по социальному страхованию и обеспечению), 70 (расчеты с персоналом по оплате труда).

Характерные признаки строения пассивных счетов (см. п. 4.1):

1. Записи по кредиту пассивных счетов означают первоначальное образование и дальнейшее увеличение кредиторской задолженности, а по дебету - уменьшение (погашение) ее;

2. Остаток может быть только кредитовым, означающим наличие непогашенной кредиторской задолженности.

К активно-пассивным расчетным счетам относятся счета, предназ­наченные для учета и контроля так называемых взаимных расчетов меж­ду двумя организациями, в результате которых возникает то дебиторс­кая, то кредиторская задолженность. В результате зачета сумм взаимной задолженности конечный остаток может быть либо по кредиту, либо по дебету, и в зависимости от характера остатка на данный момент счет будет то активным, то пассивным.

Примером активно-пассивных расчетных счетов по взаимным рас­четам может служить счет 68 - "Расчеты с бюджетом", 75 - "Расчеты с учредителями".

Характерные черты строения этих счетов (см. п. 4.1):

1. Начальный остаток в активно-пассивных счетах по взаимным расчетам может быть либо дебетовым, либо кредитовым;

2. При дебетовом начальном остатке записи по дебету означают увеличение (+), а по кредиту - уменьшение (-) дебиторской задолженно­сти; при кредитовом, наоборот, записи по дебету означают уменьшение (-), а по кредиту - увеличение (+) кредиторской задолженности;

3. Конечный остаток также может оказаться либо дебетовым. либо кредитовым;

4. В зависимости от характера остатка активно-пассивные счета по взаимным расчетам показываются в балансе либо в активе (при дебе­товом остатке), либо в пассиве (при кредитовом остатке).

К активно-пассивным расчетным счетам относятся также и такие синтетические расчетные счета, у которых часть аналитических счетов активная, а часть - пассивная: счет 76 - "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Аналитические счета разных дебиторов по своему строению относятся к группе активных расчетных счетов и имеют дебетовый остаток

Аналитические счета разных кредиторов принадлежат к группе, пассивных расчетных счетов и имеют кредитовый остаток. Поэтому объединяющий их синтетический счет 76 имеет одновременно два остатка - дебетовый и кредитовый.

Двойной остаток (дебетовый или кредитовый) называется развернутым остатком или развернутым сальдо.

Фондовые счета предназначены для текущего учета и контроля источников собственных средств предприятия. В эту группу входят счета: 85 - "Уставный капитал", 86 - "Резервный капитал", 87 - "Добавочный капитал", 88 - "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Все они пассивные.

Калькуляционные счета предназначены для учета и контроля затрат и определения себестоимости по операциям (процессам) заготовления материалов, производства продукции, оказанию услуг и т. д. Это актив­ные счета, имеющие только дебетовое сальдо.

Собирательно - распределительными называются счета, предназна­ченные для учета и контроля таких расходов (затрат, издержек), которые требуют предварительного распределения и поэтому в момент записи не могут быть отнесены на соответствующие счета. Эти расходы собирают­ся, т. е. записываются по мере их совершения, на дебете собирательно-рас­пределительного счета, а затем распределяются между соответствующими счетами. Сам же собирательно-распределительный счет, сыграв роль пе­редаточного пункта, закрывается и в конечном балансе не показывается.

К собирательно-распределительным относятся счета общехозяй­ственных расходов (26), общепроизводственных расходов (25), издержек обраще­ния (44) и др. Это активные счета, имеющие только дебетовое сальдо.

Счета операционно-результатные предназначены для выявления результатов хозяйственной деятельности предприятия и для текущего учета и контроля операций (процессов). Например, счет 46 - "Реализа­ция продукции " предназначен не только для учета реализации продук­ции, но и для определения результатов от реализации продукции. Для этого в нем приведено две оценки: по дебету счета отражается фактичес­кая себестоимость реализованной продукции и затраты, связанные с ре­ализацией, а по кредиту - отпускная цена той же продукции. Сальдо сче­та показывает результат от реализации - прибыль или убыток. В зависи­мости от результата счет будет либо активным (убыток), либо пассив­ным (прибыль). Выявленный на этих счетах результат ежемесячно спи­сывается на счет 80 - "Прибыли и убытки", после чего операционно-результатные счета закрываются и в балансе не показываются.

Схема операционно-результатных счетов

Дебет                                                                                                    Кредит

Оборот - фактическая себестоимость учитываемых объектов. Остаток - убыток Оборот - отпускная стоимость учитывае­мых объектов. Остаток - прибыль

Финансово-результатные счета предназначены для учета и контро­ля накопления или потерь как финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Например, счет 80 - "Прибыли и убытки". Кроме результатов от реализации продукции, в дебете этого счета отра­жаются прочие убытки, а в кредите - прочие прибыли (списание дол­гов,...). Сальдо счета может быть и дебетовое и кредитовое.

 Схема финансово-результатных счетов

Дебет                                                                                                             Кредит

Оборот - убытки. Остаток - чистый убыток Оборот - прибыли. Остаток - чистая прибыль

Особую группу образуют счета:

- регулирующие - 02, 05, 13, 81;

- бюджетно-распределительные - 31, 89;

- забалансовые - 001, 002, ... 015.

К группе регулирующих относятся счета, предназначенные для уточ­нения оценки отдельных статей (счетов) баланса. Например, средства предприятия отражаются в балансе всегда в одной и той же неизменной оценке, хотя в результате хозяйственных операций происходят изменения оценки отдельных групп средств: уменьшение первоначальной стоимости основных средств в результате износа, уменьшение размера чистой при­были вследствие отчислений от прибыли в бюджет и т. д.

Для учета подобного рода изменений и используются регулирую­щие счета. Они самостоятельно не отражают никаких средств, а только корректируют, уточняют оценку средств или источников на тех счетах, в дополнение к которым они открываются.

Бюджетно-распределительные счета примыкают к группе собирательно-распределительных счетов и предназначены для учета расходов, относящихся к разным отчет­ным периодам. Такие расходы до списания на выработанную продукцию требуют предварительного распределения между отчетными периодами. Одни из этих расходов, будучи произведены в данном отчетном периоде, должны быть отнесены к будущим отчетным периодам, например, уплаченная авансом вперед арендная плата. Другие, наоборот, будут произведены в будущих отчетных периодах, но требуют отнесения на продукцию в дан­ном отчетном периоде, например, оплата предстоящих отпусков рабо­чим и служащим.

В эту группу относятся счет резерва предстоящих расходов и платежей (89), счет расходов будущих периодов (31) и др.

Счет 31 предназначен для обобще­ния информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (освоение новых произ­водств). Счет 89 предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в установленном порядке в целях рав­номерного включения их в издержки производства или обращения.

Забалансовыми называют счета для учета средств, временно нахо­дящихся у предприятия, но не принадлежащих ему и не показываемых в его балансе.

Такими средствами являются, например, арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение и т. п. Средства эти принадлежат другим предприятиям и отра­жены в их балансах.

Учет на забалансовых счетах ведется путем простой (не двойной) записи операций, т. е. без корреспонденции с другими счетами.

Поступление средств записывается на дебет забалансовых счетов, а вы­бытие - на кредит. Остаток на этих счетах может быть только дебетовым, по­казывающим наличие средств, временно находящихся на предприятии.

План счетов бухгалтерского учета

В целях более удобного пользования счетами они располагаются в определенном порядке в специальном перечне с подразделением на раз­делы, охватывающие однородные по экономическому содержанию группы счетов.

В перечне наряду с наименованием каждого счета указывается его шифр, представляющий собой сокращенное условное цифровое обозна­чение (номер) счета. Шифры используются в бухгалтерских записях для замены названий счетов, что ускоряет и облегчает работу.

Счета зашифрованы по серийному способу шифровки двузначными номерами (от 01 до 99). При этом способе на каждый раздел (группу сче­тов) перечня отводится отдельная серия порядковых номеров. Каждая серия содержит резервные номера для могущих впоследствии возник­нуть в данном разделе новых счетов.

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета с ука­занием их шифров, называется планом счетов.

План счетов содержит перечень всех счетов, которые могут быть задействованы на том или ином предприятии. Кроме синтетических сче­тов (счетов 1-го порядка), в плане счетов используются субсчета (счета 2-го порядка). По своему характеру они находятся между синтетически­ми и аналитическими (счетами 3-го порядка) счетами.

Аналитические счета в план счетов не включаются.

К плану счетов прилагается инструкция по его применению. В ней дается экономическая характеристика счетов и их корреспонденции между собой.

Ныне применяемый План счетов утвержден письмом Минфина СССР от 11 ноября 1991 г. № 56. Последние изменения и дополнения внесены приказом Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. № 15. План счетов обязателен к при­менению на предприятиях всех отраслей и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) независимо от форм собственности.

Новый план счетов разработан в основном на переходный период к рыночной экономике и в дальнейшем будет в большей степени прибли­жен к национальным планам счетов стран с развитой рыночной эконо­микой. Он построен на основе иерархического подхода (есть еще мат­ричный и линейный).

Новый план счетов содержит 9 разделов:

в I разделе - счета, учитывающие основные средства и другие долгосрочные вложения,

во II разделе - счета, учитывающие производственные запасы,

в III разделе - счета, учитывающие затраты на производство, в IV разделе - готовая продукция, товары и реализация, в V разделе - денежные средства,

в VI разделе - расчеты,

в VII разделе - финансовые результаты и их использование,

в VIII разделе - фонды и резервы,

в IX разделе - кредиты и финансирование.

Для учета специфических операций предприятия могут по согласо­ванию с Минфином РФ вводить при необходимости в план счетов до­полнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в плане счетов, используются, исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприя­тием, исходя из положений Инструкции по применению плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т. п.).

Малые предприятия (и другие некрупные образования) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокра­щается количество применяемых счетов.

 

Требования, предъявляемые к бухгалтерским документам

К выписке и оформлению бухгалтерских документов предъявляют­ся определенные требования, установленные "Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных органи­заций". Только правильно оформленный документ служит достоверным основанием для бухгалтерских записей и имеет юридическую силу.

Общие правила составления документов:

1. Заполнять документ на бланке (а при отсутствии бланка - на чи­стом листе бумаги) чернилами, химическим карандашом или на пишу­щей машинке.

2. Строго соблюдать установленную форму и реквизиты документов.

3. Точно и ясно излагать содержание документа.

4. Четко и разборчиво писать текст и цифры.

5. Незаполненные пробелы в бланке документов прочеркивать.

6. Сумму в денежных документах указывать цифрами и прописью.

7. Снабжать документ необходимыми разборчиво сделанными подписями с указанием должности подписавшего.

Документы необходимо составлять своевременно, т. е. одновремен­но с совершением операции. Копии получают путем оттиска через под­ложенную копировальную бумагу.

Для исправления ошибки в документе необходимо: неправильную запись зачеркнуть тонкой чертой, надписать над ней правильную запись и о произведенном исправлении сделать на документе оговорку, которая должна быть заверена лицами, подписавшими документ.

В кассовых документах (ордерах, чеках, платежных поручениях и т. д.) исправления не допускаются вовсе.

Ответственность за нарушения в составлении документов несут прежде всего лица, участвующие в оформлении документа. Еще боль­шая ответственность ложится на аппарат бухгалтерии, получающий эти документы. До оформления учетных записей все документы подверга­ются всесторонней проверке и контролю:

1) в отношении соблюдения установленной формы,

2) по существу,

3) с арифметической стороны.

Проверка соблюдения установленной формы имеют целью выяснить, содержит ли документ необходимые для учета данные, имеются ли в нем все обязательные реквизиты, правильно ли они заполнены, есть ли над­лежащие подписи и т. д.

Проверка по существу включает:

- проверку необходимости, целесообразности и законности ука­занной в документе операции,

- встречную проверку, заключающуюся в составлении счетной формулы или проводки корреспонденции счетов.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Барабаш А.Я. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Финансы : учебник для вузов / А.Я.Барабаш [и др.]; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти; СПб. гос. ун-т экономики и финансов .— 2-е изд., перераб.и доп. — М. : Юрайт, 2008 .— 462с. (10)

2. Жарковская Е.П. Банковское дело : учебник [для вузов] / Е.П. Жарковская .— 4-е изд., испр. и доп. — М. : Омега-Л, 2006 .— 452с. (5)

3. Колчина Н.В. Финансовый менеджмент : учеб. пособие для вузов / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колчиной .— М. : ЮНИТИ, 2008 .— 464с. (5)

4. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит : учебник для вузов / Г.Б.Поляк [и др.]; под ред. Г.Б. Поляка .— 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2008 .— 639с. (5)

5.Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 278 с.

6. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 534 с.

7. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Учеб. – М.: Перспектива, 1999. – 656 с.

8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1996. – 176 с.

9. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: Инфра-М, 1999. – 343 с.

10. Шестаков А.В. Предпринимательская деятельность. - М.: "Дашков и К", 2000. - 264 с.

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

Квалификация выпускника: специалист таможенного дела

Форма обучения: очная, заочная

Тула 2017 г.


Рассмотрено на заседании кафедры ФиМ

протокол №_1_ от «30»___09____2017 г.

Зав. кафедрой ____________ А.Л.Сабинина
СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. ФИНАНСЫ……………………………………………………….....5

Тема 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ………………………………5



Дата: 2018-11-18, просмотров: 42.